Статья:

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(303)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Голенко А.А. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 36(303). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/303/154747 (дата обращения: 22.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Голенко Алина Александровна
студент, ГБОУВО РК Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Завьялова Анастасия Александровна
научный руководитель, преподаватель, ГБОУВО РК Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

 

Аннотация. В статье автор рассматривает особенности обучения письму учащихся с нарушениями речи в букварный период, анализирует методические подходы и стратегии, которые могут повысить эффективность обучения, включая использование визуальных и тактильных материалов, игровые техники и индивидуализированный подход к каждому ученику.

 

Ключевые слова: нарушения; письмо; речь; обучение; адаптация; букварный период; логопед.

 

Обучение письму учащихся с нарушениями речи в букварный период — это важный этап в развитии коммуникационных навыков и общей образовательной подготовки детей с речевыми нарушениями. В букварный период, который обычно совпадает с началом обучения чтению и письму, акцентируется внимание на формировании основ графического уровня языка, а также на развитии фонематического слуха и моторных навыков.

Цель исследования – изучение особенностей обучения письму учащихся с нарушениями речи в букварный период.

Обучение письму детей с нарушениями речи в букварный период встречает множество сложностей. Основные проблемы включают:

1. Недостаток речевой компетенции: учащиеся часто имеют ограниченный словарный запас и трудности с формулированием своих мыслей, что затрудняет процесс написания.

2. Моторные навыки: нехватка координации мелкой моторики затрудняет процесс письма, так как учащиеся могут испытывать трудности с удержанием ручки и созданием четких букв.

3. Индивидуальные особенности: каждый ребенок уникален, и его проблемы могут быть различными. Это требует индивидуального подхода и коррекции программы обучения.

4. Проблемы социализации: дети с нарушениями речи могут сталкиваться с трудностями в общении со сверстниками, что может отрицательно сказаться на их уверенности и желании участвовать в групповом обучении.

Эти проблемы требуют внимательного подхода со стороны педагогов, использования специализированных методов и постоянного мониторинга успехов учащихся.

Обучение письму учащихся с нарушениями речи в букварный период (начальный этап обучения грамотности) представляет собой сложный и многоаспектный процесс. Рассмотрим некоторые основные особенности этого процесса:

1. Индивидуальный подход: Учитывая разнообразие нарушений речи (дизартрия, алалия, афазия и др.), обучение должно быть индивидуализированным. Педагог должен разрабатывать индивидуальные программы, опираясь на уровень речевого развития каждого ученика.

2. Сенсорные и моторные навыки: Письмо требует хорошо развитых моторных навыков и координации. Для детей с нарушениями речи может потребоваться дополнительная работа над мелкой моторикой (например, занятия с пальчиковой гимнастикой, лепкой, рисованием).

3. Визуальные материалы: Использование наглядных пособий (карточки, картинки, схемы) помогает учащимся лучше воспринимать информацию, связывая звуки с графическими символами.

4. Игровые методы: Игровые элементы способствуют повышению мотивации и вовлеченности. Игры с буквами, составление слов из кубиков и другие интерактивные задания делают процесс обучения более увлекательным.

5. Многоступенчатый подход: Обучение письму должно проходить через ряд этапов — от освоения отдельных букв и их звучания до формирования целых слов и предложений. Каждый новый этап должен базироваться на ранее усвоенном материале.

6. Работа над фонематическим слухом: Основной задачей на начальном этапе является развитие фонематического восприятия, что критически важно для успешного обучения как чтению, так и письму.

7. Социальная адаптация: Обучение письму не должно сводиться только к освоению грамоты; важным аспектом является развитие коммуникативных навыков, что способствует социальной интеграции учащихся.

8. Координация с логопедом: совместная работа специалистов — педагогов и логопедов — является ключевой для успешного обучения детей с речевыми нарушениями. Логопеды могут предоставить рекомендации по работе с конкретными речевыми проблемами.

Эти особенности подчеркивают важность комплексного и адаптивного подхода в обучении письму учащихся с нарушениями речи, что способствует их развитию и успешной интеграции в образовательный процесс.

Для повышения эффективности обучения детей с речевыми нарушениями и развития их навыков письма можно использовать ряд методических подходов и стратегий. Это могут быть:

1. Визуальные материалы:

 - Схемы и карточки: использование визуальных схем, карточек с изображениями и словами помогает детям лучше понимать и запоминать новую информацию.

- Инфографика: создание простых инфографик, демонстрирующих структуру текста (например, начало, середина, конец), поможет детям увидеть, как организуются их мысли.

2. Тактильные материалы:

- Письмо на тактильных поверхностях: дети могут использовать поверхности с текстурами, такие как песок или рис, чтобы «писать» пальцами. Это развивает моторные навыки и ощущение письма.

- Моделирование букв из пластилина или бумаги: тактильное взаимодействие с буквами и словами помогает укрепить их запоминание и понимание.

3. Игровые техники:

- Ролевые игры: создание игровых ситуаций, где дети играют различные роли, способствует развитию навыков общения и помогает применять письменные навыки в различных контекстах.

- Игры с карточками: использование словесных игр и карточек (например, создание предложений из случайных слов) делает обучение увлекательным и мотивирующим.

4. Использование технологий:

- Программное обеспечение и приложения: обучающие программы и приложения могут быть использованы для практики письма, чтения и языковых навыков в интерактивной форме.

- Электронные планшеты: Использование планшетов для написания и рисования помогает сочетать технологии с традиционными методами обучения.

5. Командные проекты: организация работы в малых группах, где дети могут совместно разрабатывать тексты, диалоги или даже сценарии. Это позволяет им учиться друг у друга.

6. Интеграция различных предметов (кросс-дисциплинарные проекты): связывание письма с другими предметами, например, создание рассказов по мотивам изучаемых тем из окружающего мира или истории.

7. Регулярная обратная связь: предоставление конструктивной обратной связи по письменным работам и поощрение успехов помогает поддерживать мотивацию и повышать уверенность в себе.

Реализация этих подходов позволяет создать обучающую среду, в которой дети с речевыми нарушениями смогут успешно развивать свои навыки письма и социальные взаимодействия, опираясь на свои сильные стороны и интересы.

Обучение письму учащихся с нарушениями речи в букварный период требует особенного подхода, включая использование специфических методов и практик, направленных не только на развитие языка и речи, но и на общую социализацию ребенка, что поможет ему успешно интегрироваться в образовательный процесс и общество в целом. Для успешного обучения письменной речи важно учитывать все влияющие факторы и создавать условия, которые способствуют развитию речевых навыков и поддержанию мотивации и эмоционального благополучия учащихся.

 

Список литературы:
1. Бурина Е. Д. Преодоление нарушений письма у школьников (1–5 классы): Традиционные подходы и нестандартные приемы : учебное пособие / Е. Д. Бурина. — Санкт-Петербург: КАРО, 2024. — 192 с. 
2. Актуальные проблемы науки и практики коррекционной педагогики и специальной психологии: вызовы времени: материалы III всерос. науч.-практ. конф., 31 марта 2022 г : материалы конференции / составитель И. А. Тютюева. — Шадринск : ШГПУ, 2022. — 334 с. — ISBN 978-5-87818-682-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/359012
3. Иншакова, О. Б. Мультидисциплинарный анализ становления фонематического навыка письма у младших школьников : монография / О. Б. Иншакова. — 2-е изд., эл. — Москва : В. Секачев, 2020. — 284 с. — ISBN 978-5-4481-0730-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/268739
4. Польшина М. А. Нарушение письма и чтения: учебно-методическое пособие / М. А. Польшина. — Оренбург: ОГПУ, 2021. — 100 с.