УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ РЕЦИДИВИЗМ ДЕВИАНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПРОФИЛАКТИКИ С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ СТИГМАТИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ «КРИЗИСА НАКАЗАНИЯ»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(305)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(305)
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ РЕЦИДИВИЗМ ДЕВИАНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПРОФИЛАКТИКИ С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ СТИГМАТИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ «КРИЗИСА НАКАЗАНИЯ»
Аннотация. В статье рассматривается девиантологическая перспектива профилактики с позиций теории стигматизации в условиях преодоления «кризиса наказания», автором анализируется зарубежный и отечественный опыт социального контроля за преступностью.
Ключевые слова: уголовно-правовой рецидивизм, девиантологическая перспектива профилактики, позиция теории стигматизации, условия преодоления «кризиса наказания».
Исследовательская и практическая заинтересованность в проблемах усиления общественного контроля за рецидивами преступлений стала актуальной в контексте поиска новых решений для их реализации в подростковой и молодежной среде. ""В структуре общего объема преступлений в России количество преступлений увеличилось более чем на 40%. В структуре рецидивных преступлений половину составляют тяжкие и особо опасные преступления, более 60% всех преступлений-это грабежи (разбои), грабежи, разбойные нападения; около 80% - совершение различного рода насильственных действий. При этом самый высокий процент рецидивов преступлений в возрастной группе до 22 лет – за этот период зарегистрировано 8000 преступлений. В зависимости от причин и условий рецидива традиционно выделяют первичные или вторичные факторы, спровоцировавшие совершение преступлений в целом (социальные, психологические причины и условия совершения преступлений), а также вторичные специфические факторы. Криминологи называют детерминантами рецидива факторы, влияющие на ухудшение адаптации после ареста (жилищные и семейные проблемы), или фактор негативного влияния правоохранительных органов. Среди них: выезд специалистов из исправительных учреждений, несвоевременное реагирование на совершенные правонарушения и судебная ошибка при выборе меры пресечения. В то же время очень немногие отечественные исследователи (среди них криминологи социологической ориентации: Д. А. Шестаков, С. Ф. Милюков, Я. И. Гилинский, С. У. Дикаев и другие) обращают внимание на такую системную проблему преступности и рецидивизма, как "кризис наказания". Санкционный кризис проявляется в неспособности обычных мер полицейского контроля с преобладанием реактивированных негативных репрессивных санкций оказывать более или менее эффективное воздействие. Социальная сущность карательного кризиса заключается в отрицании идеи наказания, которая замыкает порочный круг насилия (жестокость со стороны человека и государства порождает новую жестокость возмездия).
В результате Второй мировой войны во всем мире наблюдался рост преступности, несмотря на все репрессивные усилия полиции и системы уголовного правосудия. Альтернативой является общий социальный контроль (неэффективность общей профилактики в рамках формального социального контроля). Согласно Т. Матисену (1974), частота рецидивов относительно стабильна для каждой страны или не снижается, что указывает на неэффективность специальной профилактики. В развитых странах только ограниченное число лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления (убийства) и нанесение телесных повреждений, получают судимость. В нашей стране это распространено среди лиц, осужденных за особо опасные преступления: убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование. И, соответственно, это обуславливает массовые рецидивы преступлений.
Реальность девиантной или преступной карьеры тем больше, чем меньше степень социальной строгости (нетерпимости). Это приводит к усилению профилактического потенциала формального социального контроля по отношению к несовершеннолетнему. Это поможет вам лучше понять их роль и выработать более гуманное отношение к девиантным-общественное мнение в европейских странах гораздо более радостно реагирует на этих детей. Итак, англичане и русские, обсуждая поведение "пьяного" парня из дома напротив, скажут друг другу: у Джона проблемы с алкоголем. В России о Джоне скажут, что он полный пьяница, и в этом случае его можно назвать страстным нарушителем спокойствия или хулиганом, хотя он никогда не терял контроля над собой.
Широкомасштабная борьба с преступностью, несовершенство полиции и пенитенциарного аппарата в России привели к массовой "призонизации" культуры, языка, быта ("Натюрморта"), особенно молодежной среды. Исследование Института экономики Российской академии наук показывает, что явление массовой "ориентации" на культурную сферу среди молодежи становится все более распространенным, а криминальные практики становятся все более популярными среди молодежи социально-экономического слоя населения страны.
Слепое следование принципу неотвратимости наказания, по Ч.Беккариа, в большинстве случаев; криминализация значительного числа неопасных деяний (например, оскорбление (ст. 130 УК), уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ст.168 УК) и др.); преимущественное использование отечественными правоохранительными органами метода изоляции в рамках самого жестокого за всю историю страны по предусмотренным санкциям Уголовного кодекса 1997 года завели, в конечном счете, российскую уголовную политику и правоприменительную практику в порочный круг усиливающейся социальной неэффективности. Его все более очевидные тупики требуют в настоящее время радикального изменения традиционной репрессивно ориентированной парадигмы социального контроля [16].
В целом реакция ученых, законодателей и ученых на "карательный кризис" в России по-прежнему запаздывает. Чтобы исправить это, снизив социальные риски преступности и рецидивизма в стране, по инициативе президента реформируется система Министерства внутренних дел и других учреждений, ответственных за обеспечение правопорядка. Принятие федерального закона "О полиции" в 2011 году направлено на снижение коррупции и коммерциализации в ОВД, реструктуризацию системы управления (больше лейтенантов для работы "в поле" и меньше генералов и работников хозяйственных магазинов). Новый закон подчеркивает строгий отбор, современную подготовку, оптимальную численность, распределение и ротацию персонала, существенное повышение заработной платы полицейских и гарантию дифференцированного социального пакета. Деятельность полиции, согласно ее положениям, должна соответствовать высоким стандартам государственной службы по обеспечению безопасности и основываться в значительной степени на "низшей" оценке, что требует отказа от "высшей" монопольной оценки работы территориальных ОВД в формате знаменитой системы дубинок.
Закон "О полиции" открывает реальную перспективу реального повышения защищенности населения от преступных посягательств и усиления ответственности полиции перед населением на обслуживаемой территории, как налогоплательщиками. Его реализация предполагает развитие социального партнерства между полицией и обществом, местными сообществами (местная полиция), организацию соседского надзора с помощью сотрудников полиции и т.д.
Депутаты Государственной Думы в 2011 году одобрили закон "Об административном контроле", который распространяется на тех, кто был осужден за особо тяжкие преступления и совершил повторные правонарушения. Бывшему задержанному в возрасте до 3 лет запрещено посещать массовые мероприятия и покидать свой дом в вечернее время (с 22 часов). Надзорные органы должны являться в полицию до четырех раз в месяц и разрешать инспекторам свободно входить в дом. Для социализации бывших заключенных был разработан проект закона о национальной системе предупреждения преступности, который в настоящее время согласовывается с органами общественной безопасности.
Наконец, страна продолжает исследовать и внедрять правовые, уголовные, административные и правоприменительные средства для предотвращения обычных преступлений. Особое место в разработке альтернативных мер наказания несовершеннолетних и молодежи занимает создание в России комплексной системы ювенальной юстиции.
Россия имеет достаточно конструктивный опыт ювенальной юстиции, судов и системы реабилитации. Неслучайно, что во многих из них метод изоляции девиантов от общества неприменим или что их тюремное клеймо полностью отменено (за редкими исключениями). Так, например, Уголовный кодекс Российской Федерации 1997 года демонстрирует усиление репрессий в отношении несовершеннолетних, поскольку устанавливает уголовную ответственность с 14-летнего возраста за 53 преступления (ранее их было 44), как отмечают эксперты из Санкт-Петербурга. Петербургский университет МВД России справедливо отмечает.
Для отечественной теории и практики общественного контроля, направленного на профилактику преступности, минимизацию криминального рецидива в подростковой среде, более интересен опыт раннего вмешательства, отказа от уголовного наказания или замены его другими формами исправительного воздействия.
Интересно также, что в европейских странах гораздо больше внимания уделяется развитию системы ювенальной юстиции: внедрению программ, направленных на повышение компетентности в просоциальном поведении, изменению местной среды для оказания помощи девиантам. В России до сих пор не созданы специальные органы для расследования и рассмотрения дел несовершеннолетних с учетом возрастного фактора. Таким образом, не существует полноценной ювенальной юстиции или государственной системы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.
Таким образом, зарубежный и, отчасти, отечественный опыт социального контроля за преступностью показывает, что в современных условиях необходимо все больше совершенствовать меры по смягчению тюремных наказаний. Среди них: декриминализация незначительных и неопасных деяний с преобразованием их в административные или гражданские правонарушения; кратковременное лишение свободы; ограничение свободы посредством административного надзора и электронного наблюдения; электронный домашний арест; общественные работы; освобождение под надзором (судебное разбирательство), которое позволяет строго дифференцировать условия исполнения наказания в зависимости от его продолжительности, поведения задержанного; развитие восстановительного правосудия, поддержание карательного правосудия в случае тяжких преступлений; гуманизация режима, социальных и гигиенических условий и "жилье" для содержания под стражей; отсрочка исполнения приговора; социально ориентированная реформа Министерства внутренних дел; развитие ювенальной юстиции и т.д.