ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ НАСЛЕДСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ НАСЛЕДСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА
Представители отечественной юридической науки отмечают, что с помощью понятия «имущество», используемого в широком смысле слова, обозначается любое имущество, которое связано с реализацией права частной собственности и имущественных прав [10]. Также можно выделить подход, в соответствии с которым понятие «имущество» в конституционно-правовом аспекте включает в себя вещные права и права требования.
А.С. Яковлев утверждает, что имущественное право – это субъективное гражданское право, которое имеет денежную оценку, используется для реализации имущественного интереса и носит отчуждаемый характер, т.к. основаниями его приобретения являются сделки или иные юридические факты. Указанный автор к имущественным правам относит вещные; обязательственные (в т.ч. корпоративные); исключительные права [13, с. 11]. Полагаем необходимым присоединиться к данному подходу к пониманию имущественного права и его правовой сущности, т.к. указанным автором выделен весь набор его отличительных признаков, позволяющих отграничить его от смежных явлений. Ш.М. Менглиев полагает, что имущественное право необходимо рассматривать в качестве конкретного права, принадлежащего конкретному субъекту, не какому-то абстрактному лицу. Указанный автор считает, что имущественное право позволяет выразить отношение его носителя к принадлежащему ему праву как к своему. Имущественное право, по мнению данного автора, признается объектом гражданских прав, а его носитель (конкретный субъект) вправе использовать по своему усмотрению [8, с. 26].
Носителями (обладателями) имущественных прав могут быть признаны различные субъекты права, в том числе и предприниматели (индивидуальные и юридические лица), которые наделяются правом собственности и отдельными видами иных (ограниченных) вещных прав в отношении принадлежащего им имущества. Так, индивидуальные предприниматели не могут быть носителями права хозяйственного ведения, права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а юридические лица - права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Правовой статус гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, включает в себя одновременно две составляющие: 1) как гражданина (физического лица); 2) как субъекта предпринимательской деятельности. Необходимо различать в каком статусе гражданином, обладающим статусом индивидуального предпринимателя, приобретаются вещные и обязательственные права. Решение данного вопроса на практике сопряжено с определенными сложностями. Следовательно, проблема, связанная с разграничением на законодательном уровне двух указанных статусов наследодателя, носит объективный характер. Ответ на нее характеризуется практической важностью, т.к. позволяет определить состав имущества, входящего в состав наследства. Если при заключении договора лицо ссылается на то, что является индивидуальным предпринимателем, то в данном правоотношении участвует как субъект предпринимательской деятельности. Если гражданин приобрел вещное или обязательственное право посредством заключения им сделок как индивидуальным предпринимателем, то после его смерти имущество, права требования и обязательства переходят к его наследникам в составе предприятия как имущественного комплекса. Иные возникшие у наследодателя обязательства, в которых отсутствует ссылка на то, что в момент их возникновения он является индивидуальным предпринимателем, наследуются на общих основаниях.
В рамках реформы гражданского законодательства в ст. 2 ГК РФ [2] были внесены дополнения [4] и в предмет гражданско-правого регулирования были включены корпоративные отношения, под которыми понимаются отношения, связанные с: 1) участием в корпоративных организациях; 2) управлением ими. Корпоративные отношения в отличие от иных отношений сотрудничества: 1) возникают по поводу создания юридического лица как самостоятельного субъекта права; 2) связаны с осуществлением юридическим лицом своей деятельности. Лицо приобретает права, связанные с управлением юридическим лицом, посредством совершения им определенных действий. Право на управление юридическим лицом реализуется не только тем или иным участником общества и самим обществом, но и всеми остальными его участниками. Данные отношения строятся по схеме «власть-подчинение», т.к. участники, которые проголосовали на общем собрании против принятия какого-либо решения, вынуждены подчиниться решению, принятому большинством голосов. Право лица на участие в корпоративной организации включает в себя комплекс прав имущественного и неимущественного характера.
В юридической литературе отсутствует единство мнений по вопросу о том, какие интеллектуальные права относятся к имущественным. В соответствии со ст. 1226 ГК РФ [3] интеллектуальные права классифицируются на: 1) исключительные; 2) личные неимущественные (п. 3. ст. 1112 ГК РФ); 3) иные (право следования, право доступа и др.).
В силу ст. 1226 ГК РФ исключительное право является имущественным. А.С. Марданшина и В.И. Сергеев утверждают, что закрепленное в законе указание на «иное имущество, в том числе имущественные права» не следует распространять на объекты интеллектуальной собственности и широко толковать ст. 1112 ГК РФ [7]. Другие авторы полагают, что юридическая судьба исключительного права на результат интеллектуальной деятельности определена п. 3 ст. 1228 ГК РФ, в силу которого оно первоначально возникает у его автора. Автор может передать исключительное право другому лицу по договору либо его переход возможен к иным лицам в силу других предусмотренных законом оснований.
В связи с тем, что классификация иных прав (право следования, право доступа и др.) нормативно не закреплена, полагаем возможным присоединиться к мнению Ю.Т. Гульбина, который рассматривает исключительное право и личные неимущественные права как основные, классические, а «иные» интеллектуальные права как «дополнительные» [6, с. 34].
Ю.К. Толстой приходит к выводу, что, несмотря на широкую трактовку понятия имущества, на законодательном уровне необходимо закрепить возможность перехода по наследству неимущественных прав и иных нематериальных благ в прямо предусмотренных законом случаях [12, с. 90].
В целях выявления особенностей наследования интеллектуальных прав имущественного характера, связанных с предпринимательской деятельностью, необходимо установить круг возникающих в данной сфере объектов интеллектуальной собственности, именуемых промышленной собственностью. На международном уровне термин «промышленная собственность» впервые упоминается в Парижской Конвенции по охране промышленной собственности [1], участницей которой является и РФ. В ГК РФ отсутствует единый перечень объектов промышленной собственности.
Объекты промышленной собственности характеризуются нематериальной природой и используются в целях осуществления предпринимательской деятельности, а потому наследодателем и наследником может быть только гражданин - индивидуальный предприниматель. Исключительное право на объекты промышленной собственности является имущественным правом, отделимо от личности его носителя, в связи с чем в силу ст. 1112 ГК РФ должно быть включено в состав наследства. Объекты промышленной собственности могут быть составными элементами предприятия как имущественного комплекса (ст. 132 ГК РФ), которое может входить в состав наследства как самостоятельный объект права.
Индивидуальные предприниматели являются носителями не всех исключительных прав на объекты промышленной собственности. В соответствии с законодательством фирменное наименование индивидуализирует только юридические лица. Несмотря на это, О.А. Городов, опираясь на нормы п. 3 ст. 1027 и п. 2 ст. 1028 ГК РФ, допускает, что индивидуальный предприниматель может использовать фирменное наименование [5]. Присоединимся к мнению А.П. Сергеева [11, с. 526], который считает позицию О.А. Городова ошибочной. В.В. Орлова утверждает, что нормы, на которые ссылается О.А. Городов, противоречат ст. 54 ГК РФ [9]. Полагаем, что в гражданском обороте индивидуальный предприниматель участвует, используя только свои фамилию, имя и отчество, но не фирменное наименование. Следовательно, имущественное право на фирменное наименование не включается в состав наследства. Кроме того, в силу п. 4 ст. 1519 ГК РФ не допускается распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара.
Таким образом, критериями определения объектов промышленной собственности, исключительное право на которые может быть включено в состав наследства, выступают: 1) использование такого объекта в предпринимательской деятельности; 2) использование его индивидуальным предпринимателем; 3) отсутствие прямого запрета в законе на их отчуждение. Следовательно, в порядке наследственного правопреемства могут переходить исключительные права на объекты патентного права, коммерческие обозначения, товарные знаки и знаки обслуживания.