Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ И СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(307)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Шавельева Д.М. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ И СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 40(307). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/307/156093 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ И СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Шавельева Диана Михайловна
магистрант, Елабужского института Казанский Федеральный Университет, РФ, г. Елабуга
Бочкарева Татьяна Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Елабужский институт КФУ, РФ, г. Елабуга

 

В процессе организации дистанционного обучения возникает множество проблем, требующих пристального внимания педагогов. Исследования коллег и участие в онлайн-семинарах выявили ключевые барьеры дистанционного образовательного процесса: недостаточная эффективность обратной связи между преподавателем и учащимися, проблемы объективной оценки знаний, отсутствие мотивации у студентов без регулярного контроля, ограниченные возможности для развития практических и коммуникативных навыков, обусловленные низким уровнем компьютерной грамотности, а также технические ограничения, включая низкую скорость интернета [3].

Учащиеся также сталкиваются с трудностями, среди которых недостаток межличностной коммуникации, ограниченный доступ к индивидуальным консультациям, увеличение времени, проводимого перед экраном, и сложности в планировании времени для выполнения заданий. Для улучшения качества дистанционного обучения преподавателям рекомендуется использовать разнообразные активные методы и цифровые ресурсы, включая электронные учебники, удаленные компьютерные программы, видеолекции, виртуальные лаборатории и системы для тестирования знаний. Важным элементом является обеспечение взаимодействия в режиме реального времени через видеоконференции или обучающие платформы [1].

Особое внимание необходимо уделить роли учителя, который должен не только оценивать уровень усвоения материала и отвечать на вопросы студентов, но и грамотно планировать учебный процесс. Для эффективного дистанционного взаимодействия следует разрабатывать разнообразные форматы проверки знаний и дискуссий, способствующих более глубокому пониманию материала. Низкий уровень вовлеченности учащихся и отсутствие контроля со стороны преподавателя негативно сказываются на учебных результатах. Возрастные различия учащихся требуют применения адаптированных подходов. Младшие школьники нуждаются в более интенсивном контроле со стороны родителей, что ограничивает их самостоятельность. Старшеклассники, несмотря на более высокий уровень самоорганизации, также могут испытывать дефицит мотивации и поддержки. Эти особенности подчеркивают необходимость разработки возрастно-специфичных стратегий обучения [6].

Дистанционное обучение связано и с психологическими вызовами. Педагоги могут сталкиваться с трудностями внедрения технологий из-за возрастных особенностей, отсутствия мотивации и изменений привычной роли преподавателя. Эти факторы способны привести к так называемому «инновационному конфликту», который возникает при масштабных изменениях, недостатке информационной поддержки и быстром внедрении нововведений. Методические проблемы также являются важным аспектом дистанционного обучения. Ошибки в выборе методик и форматов занятий, недостаток педагогических навыков, а также необходимость постоянного контроля за активностью учащихся требуют от преподавателей пересмотра традиционных подходов. Использование демократичного стиля преподавания, создание условий для межличностного взаимодействия в группах и адаптация активных методов обучения помогают улучшить учебный процесс. Комплексное преодоление педагогических, методических и психологических вызовов дистанционного обучения требует внедрения инновационных технологий, освоения новых методик преподавания и разработки стратегий, учитывающих индивидуальные и возрастные особенности обучающихся [5].

В условиях дистанционного обучения образовательный процесс сталкивается с широким спектром вызовов, затрагивающих как педагогов, так и учащихся. Ключевыми проблемами являются низкая эффективность обратной связи, недостаточная мотивация учащихся, сложности в развитии практических и коммуникативных навыков, а также технические ограничения. Для повышения качества образования необходим комплексный подход, включающий внедрение цифровых технологий, адаптацию методов преподавания под возрастные и индивидуальные особенности, а также активное участие педагогов в сопровождении учебной деятельности. Решение психологических, методических и организационных проблем требует гибкости в подходах, использования активных методов обучения, развития интерактивного взаимодействия и создания условий для поддержки мотивации учащихся. Успешное внедрение этих стратегий позволит преодолеть барьеры дистанционного обучения и повысить его эффективность [4].

 

Список литературы:
1. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2017. – №3 – С. 85-92.
2. Боброва И.И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. – 2019. – №11 – С. 124-125.
3. Лебедев В.Э. Опыт использования электронного образовательного ресурса по дисциплине // Дистанционное и виртуальное обучение. –  2019. – №8. – С. 10-22.
4. Мациевский С.В. Развитие научных основ ИТ-образования // Дистанционное и виртуальное обучение. –  2017. – №9 – С. 13-17.
5. Ольнев А.С. Использование новых технологий в дистанционном обучении // Актуальные проблемы современной науки. – 2021. – № 1 – С. 96.
6. Осиленкер Л.Б. Высшее образование в информационном обществе – новые возможности и новые риски для населения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2019. – №6. – С. 110-118.