К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(307)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(307)
К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
Аннотация. В данной статье рассматривается комплексная система государственной политики противодействия преступности, акцентируя внимание на ее целях, принципах и структуре. Основная мысль авторов заключается в том, что противодействие преступности требует интеграции усилий государства и общества, основываясь на стратегиях и тактиках, направленных на предупреждение и реагирование на преступные действия. Статья делит политику противодействия преступности на два ключевых направления: предотвращение преступлений и реагирование на уже совершенные преступления, подчеркивая их взаимосвязанность. Упоминаются важные аспекты, такие как оптимизация структуры правоохранительных органов, развитие межведомственного и международного сотрудничества для противодействия организованной преступности, а также внедрение информационно-пропагандистских мер.
Ключевые слова: организованная преступность, политик противодействия преступности, национальная безопасность, Российская Федерация, правоохранительная деятельность, комплексный подход.
Противодействие преступности - это целенаправленная, комплексная, последовательная деятельность государства и общества по предупреждению преступности, выявлению и расследованию совершенных преступных деяний, привлечению виновных в совершении преступлений к уголовной ответственности и ее реализации, а также по устранению либо минимизации вреда, причиненного отдельными преступлениями и преступностью в целом посредством реализации мер правового, информационно-пропагандистского, культурно-образовательного, социального, экономического характера. Соответственно формами противодействия преступности выступают: 1) профилактика; 2) предотвращение; 3) пресечение; 4) досудебное производство; 5) судебное производство; 6) уголовно-правовое воздействие на виновных; 7) нивелирование, минимизация негативных последствий преступных деяний и преступности в целом.
Наиболее эффективной формой противодействия является профилактика преступности. Законодатель в 2016 году принял ключевой документ, регламентирующий профилактику правонарушений Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 182 ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [5]
Статья 5 Федерального закона № 182-ФЗ определяет всего пять субъектов профилактики правонарушений: федеральные органы исполнительной власти; органы прокуратуры Российской Федерации; следственные органы Следственного комитета Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления.
Практика свидетельствует, что объектами профилактического воздействия выступают как уже сформировавшиеся криминогенные обстоятельства, потенциальные жертвы, так и, на первый взгляд, благополучные лица, невнимание и пренебрежение интересами которых может привести к противоправным проявлениям (например, вполне благополучные несовершеннолетние, которые нуждаются в воспитательной работе, занятости досуга). В последнем случае речь идет об общесоциальной профилактике, меры которой носят образовательный, социальный, экономический, культурный, духовный, правовой, организационный, политический характер и имеют своей целью не предупреждение преступности, а оказание косвенного воздействия.
Предотвращение и пресечение в основной мере осуществляется сотрудниками правоохранительных органов, призванными противодействовать противоправным посягательствам.
Политика противодействия преступности является единой, что обусловлено едиными задачами, целями и принципами, на которых она основывается. Однако она сложна по своей внутренней структуре, напоминает своеобразную «матрешку»: политика противодействия преступности включает предупреждения преступлений и политику реагирования на преступления; в свою очередь, первая из них делится на общесоциального и специального предупреждения преступлений; вторая — на уголовно-правовую, уголовно-процессуальную и уголовно-исполнительную политику.
Поскольку деятельность государства, направленная на охрану общественных отношений от преступных посягательств, объективно складывается из двух основных компонентов — предупреждения преступлений и реагирования на совершенные преступления, можно выделить два основных направления реализации политики противодействия преступности: политику предупреждения преступлений и политику реагирования на преступления.
Противодействие преступности на комплексной основе заключается не только в использовании всего разнообразия средств и методов правоохранительных органов в выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, но и проведение мероприятий по профилактическому воздействию на криминогенные факторы. Такой подход предполагает постоянный анализ изменений преступности и ее причин (как в целом по стране, так и в отдельных регионах), определение стратегии и тактики данного направления правоохранительной деятельности с учетом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы и др.
Организованная преступность нередко меняет свою тактику и стратегию, переходя от традиционных корыстно-насильственных проявлений к латентным формам противоправных действий. Развитие цифровых технологий позволило киберпреступности не считаться с национальными государственными интересами и прочно обосноваться в информационном и экономическом пространстве. Такая преступность представляет серьезную угрозу инфраструктуре городов и мегаполисов, а также общественной, национальной и экономической безопасности [7]. В январе-мае 2020 года общее количество преступлений в России, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (в сфере компьютерной информации), увеличилось по сравнению с прошлым аналогичным периодом на 85,1% и превысило 180 тыс. уголовно наказуемых деяний. Количество преступлений, совершенных с использованием расчетных (пластиковых) карт, возросло в 4,7 раза (64 тыс. преступлений); средств мобильной связи – в 2 раза (более 76,5 тыс. преступлений) [5, с. 245]. За последние пять лет число киберпреступлений в России выросло в 25 раз. [9]
В свете постоянной трансформации современной преступности остро встает вопрос об обмене практическим опытом, информацией и знаниями специалистов правоохранительных органов разных стран. Такое взаимодействие будет способствовать разработке превентивных мер и противодействию преступности. В современных условиях повышается роль предиктивной (предсказательной) аналитики, новых способов профилактики преступлений и административных правонарушений, использования технических возможностей в оперативно-розыскной, экспертной, следственной деятельности и судопроизводстве.