СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(307)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(307)
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ключевые слова: компоненты инновационной компетентности руководителя образовательной организации.
Формирование инновационной компетентности требует постоянного саморазвития, обучения и практического опыта. В современных условиях образовательные организации сталкиваются с быстро меняющимися требованиями и вызовами, что делает данное качество особенно важным для эффективного управления. Чётко разработанная модель имеет значимое влияние на эффективное развитие инновационной компетентности руководителя образовательной организации. Для того, чтобы разработать такую модель необходимо определить части этой системы, с учётом их полноты и достаточности, а также установить взаимосвязь между ними. Разработанная нами структурно-функциональная модель состоит из четырёх совокупности взаимосвязанных структурных компонентов: целевого, содержательного, технологического, результативного и педагогических условий её реализации (рис 1).
Целевым компонентом выделяется формирования инновационной компетентности руководителя образовательной организации, в основе которого лежит совокупность принципов системного, деятельностного и цифрового подходов.
Содержательный компонент раскрывает компоненты инновационной компетентности руководителя образовательной организации: мотивационно-ценностный компонент, когнитивный компонент, деятельностный компонент и личностный компонент.
Технологический компонент выявляет этапы изучаемого процесса, формы и методы.
Результативный компонент показывает критерии и уровни сформированности предмета исследования.
Педагогические условия: педагогическое проектирование программ, направленных на саморазвитие руководителя образовательной организации,
организация профессионального общения и взаимопомощи среди руководителей, формирование мотивационно-ценностного отношения руководителя образовательной организации к инновационной деятельности.
Выделенные компоненты структурно-функциональной модели при взаимодействии выявляют особенности развития инновационной компетентности руководителя образовательной организации.
При построении модели подготовки руководителей школ нами изучались теоретические основания построения такого рода моделей:
1) общедидактические концепции конструирования содержания образования (В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин);
2) подходы к построению содержания профессионального образования на основе компетентностного подхода (В.И. Байденко, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской);
3) регулятивы построения содержания педагогического образования – подготовки специалистов сферы образования (Г.А. Бордовский, И.А. Колесникова, А.А. Орлов, С.А. Писарева, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына);
4) концепции содержания образования руководителей образовательной сферы (С.Г. Вершловский, С.Г. Воровщиков, В.Г. Онушкин, В.И. Подобед, В.П. Симонов, Е.П. Тонконогая, И.Д. Чечель, Т.И. Шамова, П.В. Худоминский и др.).
Таким образом, представленная модель формирования инновационной компетентности руководителя общеобразовательной организации дает возможность более эффективно управлять образовательным процессом, внедрять инновационные подходы и технологии, а также развивать профессиональные навыки и личностные качества руководителя и педагогов.