Статья:

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ. ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛОЩАДКА WILDBERRIES

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(308)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кравченко А.Н. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ. ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛОЩАДКА WILDBERRIES // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 41(308). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/308/156737 (дата обращения: 08.02.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ. ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛОЩАДКА WILDBERRIES

Кравченко Анжелика Николаевна
студент, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), РФ, г. Москва

 

Электронная торговля, электронная коммерция, электронный бизнес – это термины, которые отражают трансформацию не только порядка ведения коммерческой деятельности в мире, но и в целом сознания людей и их отношения к модели выстраивания договорных связей.

В России в настоящее время правовое регулирование понятия электронного договора косвенно раскрывается в статьях 160 и 434 ГК РФ:

«Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю» [6].

«Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго пункта 1 статьи 160 настоящего Кодекса» [7].

Актуальность исследования и регламентации вопросов в сфере правового регулирования электронной торговли и коммерции подчеркивается наличием в указанной области соответствующих проблем и неоднозначных положений. Так, М. В. Демченко и В. К. Шайдуллина выделяют следующие проблемы цифровых сделок:

1. Отсутствие единообразного понятийного и терминологического аппарата.

2. Сложность идентификации участников онлайн-сделок.

3. Определение правомерности вмешательства государства в отношения, складывающиеся в виртуальной сфере.

4. Обеспечение безопасности обмена информацией. Соотношение саморегулирования и государственного регулирования [8].

Электронная торговля является одним из видов дистанционной. [9] То есть розничная купля-продажа, оказание услуг общественного питания, услуги агрегаторов прямо подпадают под правовое регулирование вопросов электронной торговли. Более того, именно эти сделки занимают большую часть всех цифровых сделок, заключаемых в настоящее время. Некоторые положения вызывают вопросы. Так, пункт 16 Правил указывает, что товар признается не предназначенным для дистанционной продажи, если его продажа на сайте или в программе для ЭВМ подразумевает предварительное согласование условий договора, в том числе: наличия; наименования и количества товара; в иных случаях, когда продавец явно определил, что товар не предназначен для продажи дистанционным способом.

Фактически складывающиеся правоотношения между субъектами являются основанием не только для возникновения права и обязанностей, но и соответствующих споров. В судебной практике присутствуют дела о договорах в области электронной торговли. Рассмотрим несколько. Они наглядно демонстрируют различные основания для возникновения прав и обязанностей по таким договорам.  1. Информация, отправленная с корпоративной электронной почты, является подтверждением совершения соответствующих действий от имени организации. Пленум ВС РФ указал, что при доказывании факта обращения с использованием информационно-телекоммуникационной сети допустимыми документами будут заверенные участниками спора распечатки материалов из такой сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения.[1] Однако не стоит полагаться только на копии документов. Если стороны согласовали порядок предоставления оригиналов и факт исполнения обязательств поставщика не подтверждается, то получить оплату не выйдет.[2]

2. Факт заключения договора может подтверждаться сообщением цифр и букв, полученных в sms-сообщении. Такой вывод суд может сделать, если смс содержало одноразовый пароль для заключения договора.[3] Например, суд установил, что договор стороны заключили с использованием электронных технологий, в частности, аналога собственноручной подписи заемщика, состоящего из цифр и букв в sms-сообщении Не получится подтвердить заключение договора, если содержание сообщения не свидетельствует о сделке. Например, суд указал, что фотографии СМС-сообщения факт заключения договора займа и получения денежных средств не подтверждают. В тексте не указана сумма долга, не прописано, что возврату подлежит именно задолженность по договору займа, который, как полагает истец, был заключен. Недоказанность факта заключения договора займа и передачи денежных средств является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.[4]

Факт заключения договор может подтверждаться перепиской через социальные сети. Суды принимают указанные доказательства, если стороны такого достигли соглашения по существенным условиям. Например, в соц. сетях участники переписки договорились о стоимости изделий, их размерах и конструктивных особенностях. Тем не менее, в деле фигурировали и другие доказательства. Встречаются и другие споры, которые возникают между участниками электронной торговли. Так, спор продавца и покупателя дошел до ВС РФ и вернулся на новое рассмотрение. Продавец вернул деньги покупателя из-за отсутствия товара. Потребителя не устроили такие действия, и он обратился в суд. ВС РФ посчитал, что вывод о недопустимости понуждения продавца исполнить обязательства в натуре относительно товара, определенного родовыми признаками, не учитывает нормы закона и разъяснения о порядке отказа от исполнения публичного договора. [10] Таким образом, судебная практика и фактически складывающиеся отношения между участниками оборота демонстрируют широкую вовлеченность электронной коммерции в бизнес-отношениях и в повседневной жизни граждан. 

При ведении электронной торговли ее участникам следует следить за поправками в закон. Единая платформа для разрешения споров еще не появилась. Работу над законом отложили. На сегодняшний день изменились общие требования к авторизации пользователей. Теперь необходимо использовать конкретные способы идентификации. Для авторизации на отечественных сайтах пользователей – граждан РФ должны использоваться российские системы идентификации. Меры принимаются для защиты персональных данных от утечек и установления контроля над использованием сведений. Законодатель уточнил порядок прохождения авторизации и определил способы. Допускается авторизация при помощи: абонентского номера оператора подвижной радиотелефонной связи; единой системы идентификации и аутентификации в инфраструктуре; государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных» [11]; иной информационной системы, которая обеспечивает авторизацию пользователей сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет». Крупнейшим цифровым платформам с иностранным участием необходимо перейти на использование российских сервисов. Таким образом, информация о пользователях будет храниться в РФ.

Площадка Wildberries — один из самых популярных маркетплейсов на территории СНГ. Статистика достаточно красноречивая. В позапрошлом году оборот торговли, осуществляемый через площадку, вырос на 96 % [1]. В конце 2019 года с помощью этой площадки каждый день регистрировали 750 тысяч заказов [2]. Как и у многих маркетплейсов здесь можно выделить 4 главных преимущества. Во-первых, это быстрая, безвозмездная доставка (сам проект Wildberries сообщает, что товар приходит покупателю уже на следующий день). Во-вторых, потребитель может легко получить его как с помощью курьера, так и лично — компания сообщает о 90 тысячах пунктов. Третье преимущество перед обычным магазином — широкий ассортимент. Постоянным покупателям гарантируют скидку до 90 %. С предпринимательской и формально-юридический точки зрения, на первый взгляд, это идеальная конструкция положений, описанных в ст. 421 ГК РФ. То есть провозглашается свобода договора, потребитель подбирает нужные вещи именно ему, обращаясь к богатому каталогу сайта, участники правоотношений свободны в определении условий сделки. Между тем можно предположить, что сама по себе Интернет-площадка таит некие угрозы, которые напрямую не регулируются нормами законодательства. Мы можем исходить из того, что ГК РФ и другие нормативно-правовые акты все же не поспевают за развитием электронной коммерции, технологически сложных проектов.

Сам процесс купли-продажи подробно описан на площадке. Можно условно выделить 3 обязательных этапа — получение информации о товаре; оплата; доставка или получение вещи на пункте Wildberries. Есть факультативный этап — возврат товара или денег. Сам процесс покупки регулируется ГК РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей». Начнем с первого этапа. Потребитель ищет нужную ему вещь через специальную строку, набирает соответствующее наименование, наживает «Ввод» — маркетплейс выводит результаты. Пользуясь гиперссылками, можно узнавать подробности о товарах. Здесь уже можно усмотреть некоторые сложности в реализации прав потребителя. Примечательно, что покупатель, как подчеркивается в правилах ресурса, а, по сути, это договор публичной оферты, несет ответственность за достоверность сведений, оставленных на сайте (п. 2.5 Правил) [3]. Про то, что продавец обязан предоставлять достоверную информацию о товаре, непосредственно на электронном ресурсе не сказано. При этом теоретически мы можем трактовать торговую площадку как владельца агрегатора информации о товарах (услугах) в соответствии с Законом о защите прав потребителей — дефиниции приведены в начале нормативно-правового акта. Wildberries под них попадает. Право на достоверную информацию закреплено ст. 8 указанного Закона. Однако с процессуальной, практической точки зрения по понятным причинам проверять подлинность сведений достаточно тяжело. Покупателю приходится ориентироваться в первую очередь на фотографии. Другие спорные пункты договора — 6.2.8, 6.2.9. Площадка вправе использовать технологию Cookies, получать информацию о покупателе через IP-адреса. ГК РФ, регулирующий вопрос розничной торговли, Закон о защите прав потребителей такие возможности не предоставляет. С учетом положений ст. 7, 9 ФЗ «О персональных данных» согласие на обработку данных должно быть информированным, сознательным, конкретным. Есть ли здесь такое согласие — вопрос достаточно спорный. Проверить, будет ли использована информация о пользователе сайта (допустим, в целях таргетированной (в сети Интернет) рекламы) — почти невозможно.
здесь оптимальный с точки зрения закона вариант — спрашивать у пользователя при его визите на первую попавшуюся страницу сайта соответствующее разрешение. Допустим, это может быть простой вопрос — согласны ли вы, что сайт анализирует информацию о вас, используя Cookies, ваши IP-адреса? Следующий этап — оплата товара. Здесь тоже возникают сложности. Wildberries по понятным причинам делает упор на безналичной оплате. Согласно п. 5.11 Правил торговая площадка не прибегает к безналичным расчетам. При этом покупатели, которые каким-либо образом приобрели товар за наличный расчет и решившие его вернуть, вправе требовать возврата денег на определенный счет. Обратите внимание, что в соответствии со ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, наличных расчетов по выбору покупателя. К торговой площадке в данной ситуации вопросов не возникает. Между тем продавец и покупатель с учетом специфики онлайн-торговли практически лишены возможности осуществлять расчеты наличными. Что может приводить к конфликтам, жалобам в Роспотребнадзор, обращениям в судебные органы. Третий этап — это так называемая доставка. В договоре публичной оферты, по сути, включено около 80 положений, регулирующих соответствующий вопрос.

Вопросы дистанционного способа продажи детально регламентированы ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей. В Правилах Wildberries права потребителей представлены в усеченном формате. Можно только надеяться, что в случае конфликта грамотный покупатель опять же обратится к закону и защитит себя. Главная проблема в том, что система Wildberries вводит правила, которые нормативно-правовые акты не предусматривают. В свою очередь, может быть, законодатель умышленно допустил правовой пробел, а может, — недосмотрел важные механизмы в защите прав покупателя. Так, согласно п. 6.2.14 Правил При доставке предоплаченного заказа представитель компании (торговой площадки) может потребовать у Покупателя код для получения заказа, указанный в его личном кабинете. Либо — QR-код из мобильного приложения потребителя. Если Покупатель не предъявляет указанные код, QR-код, компания может отказать Покупателю в выдаче товара. Это положение публичной оферты логичное, но несколько спорное. Согласно ст. 16 Закона о защите прав потребителей условия сделки купли-продажи, ущемляющие права покупателя по сравнению с правилами, установленными законами либо другими правовыми актами Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей, считают недействительными.
Есть риск, что Интернет-пользователь потеряет код, доступ к личному кабинету, возможно, возникнет непредвиденная техническая неполадка, к примеру, сгорит жесткий диск и, как следствие, пропадут все пароли. Соответственно возникнут проблемы при непосредственной передаче товара, что вполне может стать и поводом для судебных разбирательств. На факультативной стадии — возврат товара — на наш взгляд, особых с юридической точки зрения проблем возникать не должно. Так, в этом случае требования потребителя о возврате указанной в договоре суммы и о полном возмещении убытков должны быть исполнены продавцом в течение десяти дней со дня предъявления покупателем указанного требования. Соответствующая возможность предусмотрена п. 4 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей. Аналогичное право прописано и в п. 7.9 Правил проекта Wildberries. Таким образом, электронная площадка в общем и целом расширяет возможности как потребителя, так и продавца. Первый получает широкий выбор товаров, второй — потенциально большой круг клиентов. Доставка товара упрощается. При этом возникают и непредвиденные опасности, уже — с юридической точки зрения. Право на получение достоверной информации в условиях взаимодействия с виртуальной реальностью реализовать потребителю гораздо тяжелее. Торговая площадка — третий участник правоотношений (в классической форме их два) — выдвигает ряд правил, которые с позиций права выглядят несколько сомнительно.

 

Список литературы:
1. Ермакова, С. Е. Формально-юридические аспекты торговли на Wildberries / С. Е. Ермакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 146-148.
2. Правила пользования торговой площадкой «Wildberries» // https://www.wildberries.ru/services/pravila-polzovaniya-torgovoy-ploshchadkoy
3. Демченко М. В., Шайдуллина В. К. Правовое регулирование электронной торговли в условиях функционирования специальных правовых режимов // Предпринимательское право. 2020. № 3. С. 37 – 45).
4. ГК РФ.
5. Электронный ресурс https://www.law.ru/article/23109-elektronnaya-torgovlya-ponyatie-pravovoe-regulirovanie-sudebnaya-praktika?ysclid=ls0gc6qn72761071098
6. абз. 2 п. 1 ст. 160 ГК РФ. 
7. п. 2 ст. 434 ГК РФ. 
8. Демченко М. В., Шайдуллина В. К. Правовое регулирование электронной торговли в условиях функционирования специальных правовых режимов // Предпринимательское право. 2020. № 3. С. 37 – 45.
9. Правила, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463.
10. определение СКГД ВС РФ от 05.09.2023 № 7-КГ23-4-К2.
11. ст. 9 и 10 Федерального закона от 29.12.2022 № 572-ФЗ
 

[1] ст. 55 и 60 ГПК РФ, ст. 64 и 68 АПК РФ, абз. 2 п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 22.06.2021 № 18.

[2] определение ВС РФ от 11.01.2022 № 306-ЭС21-27633 № А57-15266/2020.

[3] определение 4 КСОЮ от 08.06.2023 № 88-13282/2023.

[4] апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.12.2021 № 33-27242/2021 № 2-2625/2021.