Статья:

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(309)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Климкович А.Д. ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 42(309). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/309/157289 (дата обращения: 07.02.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Климкович Александра Денисовна
студент, Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, РФ, г. Липецк
Коробова Марина Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, РФ, г. Липецк

 

THE IMPACT OF INFORMATION TECHNOLOGY ON THE EDUCATION AND DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN

 

Alexandra Klimkovich

Student, Lipetsk State Pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky, Russia, Lipetsk

Marina Korobova

PhD, Associate Professor, Lipetsk State Pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky, Russia, Lipetsk

 

Аннотация. В статье поднимается вопрос внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс и их влияние на развитие детей школьного возраста. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны влияния технологий на школьников.

Abstract. The article raises the issue of the introduction of information and communication technologies in the educational process and their impact on the development of school-age children. The positive and negative sides of the impact of technology on schoolchildren are considered.

 

Ключевые слова: Информационные технологии, образование, образовательный процесс, развитие, обучение, компьютер, интернет, педагог.

Keywords: Information technology, education, educational process, development, training, computer, Internet, teacher.

 

Мир не стоит на месте, он постоянно находится в развитии и вот человечество уже стоит на пороге века технологий. Казалось бы, только в прошлом веке были изобретены печатные машины, а сегодня мы можем наблюдать, как компьютеры стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Появление компьютеров сильно изменило жизнь всех людей на Земле и упростила ее. Компьютеризация коснулась всех сфер жизни и существования человека в обществе. В офисах, школах и даже в домах компьютеры стали незаменимыми помощниками. Они позволяют нам выполнять рутинные задачи быстрее и эффективнее, открывают доступ к огромному объему информации и упрощают взаимодействие между людьми. Благодаря интернету мы можем общаться с друзьями и коллегами, находясь на расстоянии тысяч километров, а также получать актуальные новости и образовательные материалы в любое время. Цифровые устройства оказались также и в руках наших детей. Помимо получений новых знаний у них появилась возможность развлекаться и общаться. Доступ к информации стал практически безграничным, что открывает перед молодым поколением новые горизонты.

В России на данном этапе развития можно наблюдать становление новой системы образования, которое ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Важное значение в повышении эффективности образовательного процесса придается разработке и практическому использованию информационных технологий. Идет активный  поиск различных вариантов содержания образования, использования возможностей современной дидактики и повышение эффективности педагогических структур, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. Одним из аспектов повышения эффективности образования является проблема внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования.

Понятия «цифровые технологии», «информационные технологии» и «информационно-коммуникационные технологии» носят в педагогике общий характер. Они обозначают процесс, в котором используется совокупность электронных средств, методов и способов сбора, организации, хранения, обработки и передачи первичной информации, для формирования у педагогов и учащихся новых знаний, умений и навыков.

В ообразовательной среде существует несколько направлений по использованию информационных технологий:

  1. Компьютер и информационные технологии как объект изучения;
  2. Информационные технологии как средство обучения по различным дисциплинам, как инструмент для поддержки предметных уроков и других видов занятий;
  3. Информационные технологии как средство развития и воспитания;
  4. Информационные технологии как средство диагностики различных функциональных систем организма ребёнка.

Если все вышеперечисленные направления будут использоваться правильно и уместно, то тогда ребенок сможет научиться верно, безошибочно, а главное с пользой пользоваться информационными технологиями. Применение информационных технологий в начальной школе способствует формированию у младших школьников таких мыслительных действий как рефлексия, анализ и планирование своих действий. Также у учащихся развиваются такие познавательные процессы как воображение, память, восприятие, внимание, мышление и речь. Повышается активность и появляется более устойчивый интерес к изучению окружающего мира, а использование цифровых технологий в образовании предоставляет детям доступ к обширным ресурсам. Благодаря интернету они могут изучать разнообразные темы через онлайн-курсы, видеоуроки и статьи, что позволяет им учиться в удобное время и в любом месте. Это способствует индивидуализации обучения, так как адаптивные программы могут подстраиваться под уровень знаний ребенка, предлагая задания, соответствующие его навыкам. Информационные технологии развивают критическое мышление, так как дети учатся анализировать информацию и решать проблемы через игровые элементы и интерактивные платформы. Это делает процесс обучения более интересным и познавательным, тем самым способствует лучшему усвоению материала. Однако, несмотря на все преимущества, использование информационных технологий в образовании имеет и свои недостатки. Изобилие информации может отвлекать детей от учебного процесса, а постоянные уведомления от приложений и социальных сетей — мешать сосредоточиться. Существует определенный риск зависимости от информационных технологий и заключается он в том, что может привести к социальной изоляции и недостатку физической активности. Длительное времяпрепровождение перед экраном может вызывать проблемы со зрением и осанкой. Психическое здоровье детей может страдать из-за чрезмерного использования технологий. Исследования показывают связь между высоким уровнем тревожности и депрессии у детей и их зависимостью от цифровых устройств. Социальные сети могут усугублять это состояние, вызывая низкую самооценку и чувство одиночества. Для того, чтобы достичь баланс между преимуществами и недостатками необходимо обучать родителей и педагогов правильному использованию технологий, устанавливать границы по времени их использования и создавать безопасную онлайн-среду для детей. Во время всего учебного процесса педагог имеет возможность использовать самые разные средства информационных технологий. В современном мире они очень разнообразны. К средствам информационно-коммуникативных технологий относят не только компьютер, интерактивную доску, но и многое другое. Это могут быть электронные учебники (энциклопедии, дидактические  материалы, словари и др.), обучающие системы, виртуальные конструкторы, развивающие компьютерные игры и программы, аудио-, видео- и фото- материалы. Также в связи с эпидемиологической обстановкой популязировались такие сервисы информационной коммуникации как электронная почта, электронные телеконференции и различные образовательные платформы, которые можно найти на просторах сети Интернет. В целом, влияние технологий на обучение и психическое здоровье детей является сложным и многогранным, а применение цифровых технологий в обучении и развитии младших школьников играет не маловажную роль. Правильное применение средств ИКТ предоставляют как педагогу, так и учащимся безграничные возможности расширения кругозора, углубление знаний, развития навыков работы с информацией и техникой и многое другое.. Эти технологии позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость и качество восприятия, понимания и усвоения знаний.

 

Список литературы:
1. Трофимова, Е. И. Влияние цифровизации на развитие личности современных детей / Е. И. Трофимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83699/ (дата обращения: 22.12.2024).
2. Асмолов А. Г., Семенов А. Л., Уваров А. Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М: НексПринт, 2010. С. 95.
3. Денисенкова Н.С., Тарунтаев П.И. Роль взрослого в использовании ребенком цифровых устройств [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 2. C. 59—67. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110205
4. Водопьян Г.М., Уваров А.Ю. О построении модели процесса информатизации школы/ М.: Издатель, 2006.- 424 с.
5. Дворецкая И. В., Уваров А. Ю., Вихрев В. В./ Модели обновления общего образования в развивающейся цифровой среде: Аннотированная библиография — М.: ТОРУС ПРЕСС, 2020. 122 с.
6. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. - М.: Высш. шк., 2004. – 157с.
7. Васильева И.Н., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии, 2002. № 3