Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(311)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Дроздова В.Е., Осипова Ю.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 2(311). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/311/157818 (дата обращения: 10.03.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Дроздова Валерия Евгеньевна
магистрант, Донской Государственный Технический Университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Осипова Юлия Валерьевна
канд. филос. наук, доцент, Донской Государственный Технический Университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

В современном мире технологии полностью захватили все сферы жизни обычного человека. Цифровизация стала неотъемлемой частью глобального процесса, направленного на улучшение качества жизни людей. В этом смысле Россия не стала исключением из общего правила ввиду того, что основная часть ее государственного аппарата и социального уклада общества подверглась неизбежным оснащением новейших технологий, призванных улучшить сферу социо-политической жизнедеятельности общества [1, с. 113].

При этом развитие информационно-коммуникационных технологий может порождать и новые коррупционные и бюрократические схемы, что в своем потенциале может свестись к электронной бюрократизации или даже электронной коррупции [2, с. 9]. Таким образом, внедрение цифровых технологий в антикоррупционную политику должно проходить строго под наблюдением и контролем со стороны государства, чтобы избежать негативных последствий в будущем.

На данном этапе развития человечества на помощь к государству в сфере противодействия коррупции приходят продукты научной деятельности. Цифровые технологии позволяют контролировать деятельность органов государственной власти, а также их доходы и расходы. Этому также способствует применение нормативно-правовых актов, способствующих реализации принципа публичности и открытости деятельности государственных органов. Именно благодаря таким актам деятельность государственных органов становится «прозрачной» и поддаётся контролю со стороны общества. Именно для прозрачности и публичности внедряется модель электронного правительства, «информационного государства». Электронное правительство включает в себя информатизацию государственного управления, развитие отечественных технологий в сфере работы государственных органов, а также «прозрачность» их деятельности.

Цифровизация сама по себе как процесс доказывает, что в полной мере способна изменить расклад коррупции, а именно использование цифровых платформ на государственном уровне реально позволило существенно сократить уровень низовой или бытовой коррупции. Благодаря созданию электронного правительства и внедрению цифровых технологий во взаимоотношения госслужащих и потребителей государственных услуг коррупционная составляющая в таких взаимоотношениях сводится к нулю.

Проблема коррупции в сфере образования была частично решена, после введения системы «Антиплагиат». Помимо этого, все научные и курсовые работы по новым требованиям, должны быть размещены в открытом доступе, что сводит коррупционный фактор в данной сфере практически к нулю. В данном аспекте автоматизированные средства проверки оригинальности авторского текста обеспечивают прозрачность и возможность публичной проверки результатов обучающихся [4, с. 18].

Большим потенциалом обладает программное выявление конфликта интересов посредством мониторинга поисковыми системами с использованием искусственного интеллекта. [3, с. 158]. Искусственный интеллект с помощью специально разработанных программ может анализировать конфликты интересов и в случае неправомерных действий сигнализировать правоохранительным органам для проверки коррупционных схем. Помимо этого с помощью него могут быть предприняты попытки прогнозирования коррупции посредством составления самоорганизующихся коррупционных схем и карт, учитывающих следующие отправные значения: база данных уже сложившихся схем и свершившихся коррупционных фактов, система налогообложения недвижимого имущества, ценовая ситуация в сфере крупной собственности и высокодоходного бизнеса, появление новых финансово-спекулятивных предприятий, систематическая победа одной и той же политической партии, остающейся у власти долгое время и др.

Таким образом, цифровизация увеличивает публичность и «прозрачность» деятельности государственных органов, даёт возможность свести к нулю личные контакты с чиновниками, позволяет отслеживать доходы и расходы должностных лиц, а также прогнозировать коррупцию.

Несмотря на все вышеперечисленные плюсы цифровизации, данный процесс может иметь и негативные последствия для общества. Благодаря своему непрерывному развитию цифровизация порождает множество различных коррупционных схем: от торговли «большими данными» до махинаций с подсчетом голосов или «случайных» программных ошибок и сбоев в смарт-контрактах. Следовательно, информационные технологии не только дают возможность применять новые способы борьбы с коррупцией, но и позволяют обходить различные ограничения.

Внедрение новейших технологий в повседневную жизнь общества увеличивает риск использования их в коррупционных целях. Поэтому процесс цифровизации сам по себе не способен полностью искоренить коррупцию из жизни человека, более того он даёт возможность ей видоизменяться и принимать иные формы. Таким образом информационные технологии образуют теневой сектор, на котором осуществляются выгодные решения для управляющего. Нельзя отрицать тот факт, что люди, разбирающиеся в цифровых технологиях, имеют соблазн превысить свои полномочия и встать на путь коррупции. Их уникальные знания в этой сфере дают им возможность обхода программных кодов и фальсификации цифровых решений.

Следовательно, цифровизация любой сферы деятельности человека также может сопровождаться негативными последствиями. Одна из них – это слабая защищённость информационных данных от хакеров. Поэтому при создании различных информационных платформ создателям необходимо думать о безопасности пользователей.

Внедрение цифровых технологий противодействия коррупции имеет естественные исторические пределы, что обусловлено уровнем цифровой грамотности населения, развитием цифровой инфраструктуры регионов [5, C. 92-99], цифровой компетентностью государственного аппарата и иными факторами в конкретном временном отрезке. К сожалению, как показывает практика, в нашей стране мало специалистов, которые могли бы противостоять деятельности хакеров или взломщиков.

Таким образом, информационная антикоррупционная политика является как способом борьбы с коррупцией в стране, так и причиной появления новых способов осуществления коррупции. Поэтому антикоррупционная политика должна сопровождаться следующими принципами: открытость и прозрачность деятельности государственных служащих, создание информационных платформ с учётом безопасности пользователей, прямой государственный контроль, приоритет социальной оценки публичной власти и д.р.

 

Список литературы:
1. Курсова О.А. Риск-ориентированный подход в трудоправовом регулировании как новый тип правового воздействия // Государство и право. 2019. № 5. С. 112 – 122.
2. Мухамадиева Д.Н. Цифровизация против коррупции. Возникновение е-коррупции / Д.Н. Мухамадиева // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2019. – № 1 (171). – С. 9-13.
3. Овчинников А.И. Противодействие коррупции в условиях цифровизации: возможности, перспективы, риски // Журнал российского права. 2019. № 11. С. 158-170.
4. Ураев, А.В. Глобальная цифровизация как эффективный инструмент антикоррупционной политики государства / А. В. Ураев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый.  2023. № 2 (449). С. 17-20.
5. Фешина С. С., Коновалова О. В. Перспективные направления противодействия мелкой коррупции в России в условиях цифровой экономики // Экономика. Налоги. Право. 2018. С. 92-99.