Статья:

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗЕМЕЛЬНОМ КОДЕКСЕ РФ В ОТНОШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ СОСТАВА ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ , ВСТУПАЮЩИХ В СИЛУ С 01 МАРТА 2025 Г

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(319)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Федосеева Л.В. ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗЕМЕЛЬНОМ КОДЕКСЕ РФ В ОТНОШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ СОСТАВА ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ , ВСТУПАЮЩИХ В СИЛУ С 01 МАРТА 2025 Г // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 10(319). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/319/160044 (дата обращения: 12.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗЕМЕЛЬНОМ КОДЕКСЕ РФ В ОТНОШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ СОСТАВА ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ , ВСТУПАЮЩИХ В СИЛУ С 01 МАРТА 2025 Г

Федосеева Людмила Владимировна
студент, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Российское законодательство представляет собой сложную и многоуровневую систему, в которой существует множество разночтений, несоответствий и параллельных норм. Это приводит к разнообразным подходам к решению одних и тех же правовых вопросов, а также к учету региональных и национальных особенностей, что особенно актуально для такой обширной территории, как Россия.

В последние годы наблюдается активный процесс совершенствования законодательства, особенно в области регулирования использования земельных участков. Одним из значимых изменений станет введение с 1 марта 2025 года новой статьи 85.1 в Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ). Эта статья будет определять понятие освоения земельных участков, находящихся в составе земель населенных пунктов, и устанавливать общий срок освоения, который не должен превышать трех лет с момента приобретения прав на участок. Исключением будут случаи, когда срок может быть продлен в соответствии с проектом рекультивации земель, если освоение участка осуществляется именно на основании такого проекта.

Ранее вопрос о сроках начала использования земельных участков (за исключением участков сельскохозяйственного назначения) оставался недостаточно урегулированным. На эту проблему указал Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) в своем Постановлении от 6 ноября 2024 года № 50-П, рассматривая возможность привлечения к административной ответственности лиц, которые не начали использовать свои земельные участки по целевому назначению. Это решение подчеркивает необходимость четкого определения сроков и условий использования земельных ресурсов.

В ответ на существующие пробелы в регулировании Правительство Российской Федерации разработало проект постановления, который устанавливает перечень мероприятий по освоению земельного участка. В этот перечень входят такие действия, как осушение и увлажнение земель, а также освобождение участка от сорной растительности и отходов. Эти меры направлены на упрощение процесса освоения земель и обеспечение их эффективного использования, что в свою очередь должно способствовать более рациональному управлению земельными ресурсами в стране.

Таким образом, новые изменения в законодательстве не только заполняют существующие пробелы, но и создают более четкие рамки для правовых отношений в сфере использования земельных участков, что является важным шагом к улучшению правоприменительной практики и повышению ответственности собственников земель.

Правительство Российской Федерации представило проект постановления, который устанавливает признаки неиспользования земельного участка в зависимости от его правового режима и фактического состояния. Эти признаки будут различаться для незастроенных, застроенных участков и участков, не предполагающих застройку.

Для незастроенных участков признаком неиспользования будет являться отсутствие на них построек, предназначенных для строительства, в течение 5 и более лет. Исключения составляют случаи, когда иной срок установлен разрешением на строительство, решением или договором о комплексном развитии территории (КРТ), или если судом установлено, что завершение строительства в установленный срок было невозможно по объективным причинам.

Что касается застроенных участков, то они будут считаться неиспользуемыми, если здания или сооружения на них не используются по целевому назначению на протяжении 5 и более лет, либо если конструктивные элементы этих зданий разрушены и не устранены в течение указанного срока.

Для участков, которые не предполагают застройку, признаком неиспользования станет отсутствие деятельности, соответствующей их правовому режиму, в течение 3 и более лет. Также к признакам будет относиться захламление или загрязнение более 50% площади участка с отсутствием мер по устранению этих обстоятельств в течение 1 года и более.

Согласно новому законодательству, сроки освоения земельного участка начнут исчисляться с 1 марта 2025 года. Это положение касается земельных участков, права на которые были приобретены до этой даты. Закон не содержит норм о придании обратной силы, поэтому для таких участков срок освоения будет отсчитываться с момента вступления в силу новых правил.

При этом важно отметить, что за нарушение обязанности по освоению земельного участка предусмотрена административная ответственность. Если правообладатель не приступит к целевому использованию участка в установленный срок, он может быть привлечен к ответственности. Размер штрафа для юридических лиц составит от 3 до 5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 400 000 рублей. Если кадастровая стоимость земельного участка не определена, штраф составит от 400 000 до 700 000 рублей.

Однако само по себе неисполнение обязанности по освоению земельного участка не является основанием для его изъятия у собственника. Изъятие возможно только в том случае, если участок после истечения срока освоения не будет использоваться по целевому назначению в течение трех лет, что регулируется статьей 284 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это создает дополнительные гарантии для собственников и подчеркивает необходимость соблюдения правовых норм в области использования земельных ресурсов.

Введение обязательства для землепользователей по освоению земельных участков имеет несколько ключевых целей, среди которых наибольшее внимание уделяется повышению эффективности использования земельных ресурсов. Это направлено на сокращение числа заброшенных и неиспользуемых участков, что, в свою очередь, способствует более рациональному распределению и эксплуатации земли.

Существующее законодательство уже предусматривает административную ответственность за нецелевое использование земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, а также для садоводства и огородничества. В соответствии со статьей 8.8 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрены штрафы и другие меры воздействия для тех, кто не выполняет установленные требования.

Таким образом, новые меры по обязательному освоению земельных участков призваны не только улучшить состояние земельного фонда, но и создать стимулы для собственников активно использовать свои участки в соответствии с их назначением. Это может способствовать развитию территорий, улучшению качества жизни населения и увеличению налоговых поступлений в бюджет. В конечном итоге, такие изменения должны привести к более устойчивому и эффективному управлению земельными ресурсами, что является важным аспектом в контексте экономического роста и социальной ответственности.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 08.08.2024 № 307-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"