Особенности статуса несовершеннолетних в гражданском процессе
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)
Особенности статуса несовершеннолетних в гражданском процессе
Конституционное право на судебную защиту является составной частью правового статуса любого гражданина, в том числе статуса ребенка.
Оно служит гарантией всех иных прав гражданина, и в этом проявляется его особенность и основная ценность. Ст. 3 ГПК РФ гарантирует каждому право на обращение в суд. Право ребенка обратиться в суд за защитой нарушенного права или законного интереса гарантировано не только нормами ГПК РФ, но и нормами Семейного кодекса РФ.
Однако зачастую самостоятельно ребенок не в состоянии защищать свои права и законные интересы, так как должен достигнуть как минимум определенного возраста для осуществления этого права.
Несовершеннолетний, по мнению Э.Б. Мельникова, это лицо, не достигшее определенного возраста, с которым закон связывает его полную гражданскую дееспособность, т.е. возможность реализовать в полном объеме предусмотренные Конституцией и другими законами страны субъективные права, свободы и юридические обязанности[1].
В свою очередь в правилах ООН определяется, что несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках действующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в форме, отличающейся от формы ответственности взрослого[4].
По общему правилу на территории Российской Федерации под несовершеннолетним понимается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Несовершеннолетний может быть участником гражданского процесса в двух случаях. Во-первых, в качестве стороны процесса или третьего лица.
В этом случае несовершеннолетний наделяется всеми гражданскими процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле (ст. 35 ГПК РФ). Во-вторых, через законных представителей, осуществляющих защиту законных прав и интересов несовершеннолетних в гражданском процессе.
Теоретически ребенок обладает возможностью защищать свои права в суде с момента своего рождения, однако практически реализовать это право он в состоянии по достижении определенного возраста – как минимум 14 лет (ч. 4 ст. 37 ГПК РФ, п. 2 ст. 56 СК РФ).
Следовательно, гражданская процессуальная правоспособность принадлежит каждому ребенку без исключения, и в этом смысле она является общей, универсальной категорией, однако ее объем изменяется, расширяется по мере достижения ребенком определенного в законе возраста, так же как и в процессе реализации семейной или трудовой правоспособности[2, С. 207].
Полная гражданская дееспособность наступает с 18 лет. Но в соответствии с ч.1 ст.30 ГПК РФ, несовершеннолетний в возрасте от 16 лет, может быть признан в судебном порядке полностью дееспособным, следовательно, он может самостоятельно представлять свои интересы в суде.
Так же, шестнадцатилетний может быть признан дееспособным, в случае, если он работает по трудовому договору, контракту или занимается предпринимательской деятельностью с согласия законных представителей. Решение по признанию несовершеннолетнего дееспособным выносят органы опеки и попечительства, с согласия обоих родителей.
Если согласие отсутствует, то по решению суда. Объем прав и свобод несовершеннолетнего значительно отличается от объема права взрослого лица, то есть лица старше 18 лет. Всех несовершеннолетних можно разделить на две большие категории, лица до 14 лет и лица от 14 до 18. Правовые возможности и тех и других так же отличаются.
Защита прав и свобод лиц, не достигших возраста 14 лет, в гражданском процессе осуществляются через их законных представителей. К категории законных представителей относятся родители, усыновители, опекуны, попечители и иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Однако, если, по мнению суда, необходимо заслушать объяснение несовершеннолетнего по фактическим обстоятельствам дела, несовершеннолетний обязан дать объяснение, но в соответствии со ст.179 ГПК РФ дача объяснений несовершеннолетнего происходит с присутствием педагога.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и интересов несовершеннолетних может выступать и прокурор.
Но бывают случаи, когда суды не принимают заявление прокурора, ссылаясь на возможность предъявления исков в интересах несовершеннолетних их законными представителями. Суд привлекает также самих несовершеннолетних к участию в гражданских делах.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, как уже было сказано выше, вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы в случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, например, о возмещении вреда здоровью, имуществу, семейных - при нарушении прав и законных интересов ребенка, трудовых при выполнении работы, и иных правоотношений.
Так, ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой прав в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
Так же, несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет имеет право самостоятельно обратиться в суд по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых правоотношений. Но следует учитывать, что несовершеннолетний не обладает необходимым объемом правовых знаний, и необходимо предусмотреть обязательное участие адвоката в рассмотрении дел по защите прав несовершеннолетних[3].
На основании изложенного, считаем целесообразным внести изменения в ст. 37 ГПК РФ, дополнив её положением о том, что и прокурор, вне зависимости от наличия законных представителей, может защищать интересы несовершеннолетнего.
Данную норму можно будет применять в случае, если законные представители не собираются защищать права несовершеннолетнего, либо в их отсутствие или же если взгляды законных представителей и несовершеннолетних по спорному вопросу противоположны.
На наш взгляд, предложенное положение позволит избежать зависимости защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего от судебного усмотрения.