Адаптация и мотивация труда персонала
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)
Адаптация и мотивация труда персонала
Адаптация является одним из неотъемных элементов системы управления персоналом предприятия.
Несмотря на это, адаптационным мероприятием в компании подчас уделяется минимум внимания, так как временные и организационные ресурсы службы персонала инвестируется преимущественно в развитие систем оценки и обучения.
Внедрение системы управления адаптацией в предприятия представляет собой достаточно сложную задачу, но от ее нее зависит решение таких важных задач для предприятия, как: уменьшения стартовых издержек, уменьшение текучести кадров; возможно более быстрое достижение рабочих показателей, приемлемых для организации - работодателя; вхождение работника в коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды; снижение тревожности и неуверенности, которые испытывает новый работник.
Мотивация представляет собой процесс стимулирования сотрудников предприятия к продуктивной деятельности.
Целью этого процесса являются удовлетворение собственных интересов и потребностей наемных работников и достижение целей организации [5, с. 209].
Мотивация - совокупность стойких мотивов, определяемых характером личности, ее ценностной ориентацией и направляющей ее деятельностью [3, с. 46].
Применительно к трудовой деятельности - это стремление к удовлетворению своих индивидуальных потребностей посредством работы, направленной на достижение целей и задач организации, причем под термином «работник» подразумевается сотрудник, как элемент функциональной структуры организации.
Иными словами, мотив - это некий сигнал, который побуждает к действию ради достижения результата.
А стимул, в свою очередь, выступает в роли цели - объекта деятельности.
Мотивы по своей природе не могут быть постоянными и неизменными. Ими руководствуют либо эмоции работника, либо так называемое мотивационное ядро, содержательная структура которого напрямую зависит от существующей ситуации (специализация работника, его квалификация, занимаемая должность, место работы, постоянство в выполнении функций, наличие конфликтов на рабочем месте, и другие) [1, с. 128].
Мотивационное ядро представляет собой несколько весомых для работника мотивов, которые им естественно двигают в процессе выполнения основных своих функций.
Главная цель формирования и функционирования системы мотивации и стимулирования труда персонала - это обеспечение достижения целей организации посредством привлечения и сохранения профессионально подготовленного персонала, и прежде всего путем эффективной, сильной и устойчивой мотивации, формируемой на основе комплексного стимулирования, являющегося предметом интереса для всех групп персонала организации.
Цель системы мотивации организации означает вознаграждение людей в соответствии с их ценностью для организации, измеренной посредством их текущего и потенциального вклада в результаты организации; признание того, что люди имеют собственные потребности и цели и что организация может развиваться только в том случае, если вознаграждение и заложенные в его основу стимулы будут соответствовать социальным, психологическим и профессиональным характеристикам персонала организации [2, с. 195].
Поставленные перед системой мотивации организации цели, достигаются путём поэтапного или комплексного решения (реализации) ряда основных задач.
Такими задачами являются:
а) развития организационной культуры, выражающейся в продуктивном деловом поведении как в отношении внешней, так и внутренней среды организации;
б) подведения фундамента под организационные ценности, особенно касающиеся исполнения, командной работы и качества деятельности организации в целом;
в) обеспечения правильного состава и уровней стимулирования, предоставляемого в соответствии с организационной культурой, потребностями организации и потребностями персонала;
г) связи стратегии, политики и процедур стимулирования с внедрением инноваций, развитием и стремлением к превосходству;
д) развития жесткой ориентации на достижение высоких уровней эффективности во всей организации;
е) ориентации на те типы поведения, которые будут вознаграждаться, и на то, как это будет происходить [4, с. 544].
Таким образом, роль мотивации и адаптация как для самого персонала, так и для предприятия в целом, является неоспоримо высокой, что заключается в воздействии на работника через его потребности для достижения целей и задач предприятия.
Главная функция мотивации и стимулирования труда - это побуждение работника или группы работников для удовлетворения своих собственных потребностей через деятельность по достижению целей предприятия.
Мотивация и представляют собой процесс побуждения человека к работе для достижения определенных целевых установок.
Также мотивация представляет собой процесс, оказывающий влияние на поведенческую структуру человека для достижения личностных, коллективных и социальных целевых установок.
Мотивация считается совокупностью внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека делать свою работу, которая направлена на достижение конкретных целей, с определенными затратами усилий и конкретной степенью старания, добросовестности.