Статья:

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г. НОВОСИБИРСКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(327)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Волыгина О.Н. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г. НОВОСИБИРСКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 18(327). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/327/173102 (дата обращения: 09.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г. НОВОСИБИРСКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Волыгина Ольга Николаевна
студент, Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Струкова Наталья Александровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск

 

Реализация молодежной политики на территории Октябрьского района города Новосибирска в период с 2022 по 2024 годы осуществлялась в условиях сложного комплекса системных проблем и современных вызовов, которые настоятельно диктуют необходимость переосмысления традиционных подходов к взаимодействию с молодым поколением. Анализ деятельности Отдела по делам молодежи, культуре и спорту за указанный период позволил выделить три ключевые группы проблем, оказывающих существенное влияние на эффективность работы: организационно-ресурсные, социально-демографические и методические.

Первая и, пожалуй, наиболее остро стоящая группа проблем связана с организационно-ресурсным обеспечением деятельности отдела. Ключевой проблемой здесь выступает хронический дефицит ресурсов. При значительной численности молодежи в районе, составляющей порядка 150 тысяч человек, штат Отдела по делам молодежи, культуры и спорта насчитывает всего лишь 4 сотрудника [3-5]. Такая ограниченная штатная численность существенно сдерживает возможности отдела по осуществлению системной, планомерной и всесторонней работы с молодежью, снижает оперативность реагирования на возникающие потребности и ограничивает охват целевой аудитории.

Не менее острой является проблема устаревшей материально-технической базы. Согласно проведенной оценке, около 60% имеющегося оборудования требует срочной замены в связи с физическим износом и моральным устареванием.

Дополнительным фактором, усугубляющим ресурсные ограничения, является недостаточный объем годового бюджета, выделяемого на реализацию молодежных программ, который не превышает 3 миллионов рублей. Такой скромный бюджет существенно ограничивает возможности отдела по финансированию масштабных и эффективных проектов, привлечению квалифицированных специалистов и обеспечению необходимого материального обеспечения мероприятий.

Существующие ресурсные ограничения усугубляются отсутствием единой информационной системы учета молодежных инициатив, что затрудняет сбор, анализ и систематизацию данных о потребностях и активности молодежи района, а также препятствует эффективному планированию и оценке результативности работы. Кроме того, отмечается слабая координация с образовательными учреждениями и бизнес-сообществом. Так, лишь около 5% проводимых отделом мероприятий имеют спонсорскую поддержку, что свидетельствует о недостаточном уровне взаимодействия с потенциальными партнерами и недоиспользованном потенциале привлечения внебюджетных средств [3-5]. Вторая группа проблем связана с социально-демографическими вызовами, остро проявившимися в последние годы. Отмечается сокращение численности молодежи на 7% за три года и рост доли мигрантов до 15%, что требует особых подходов к интеграции. Также увеличилось число неблагополучных семей на 12%, что создает риски социальной дезадаптации. Серьезную обеспокоенность вызывают поведенческие риски. Наблюдается значительный рост интернет-зависимости, где 68% молодых людей проводят онлайн более 5 часов в день. Отмечается рост экстремистских настроений среди молодежи на 8%, требующий профилактики. Зафиксирован рост потребления психоактивных веществ (далее – ПАВ) в студенческой среде на 5%, что представляет угрозу для здоровья [3-5]. Особую тревогу вызывает ценностная трансформация. Снижается интерес к традиционным формам досуга, растет индивидуализм и снижается коллективизм. Кризис профессионального самоопределения затрагивает 43% выпускников, испытывающих трудности с выбором профессии. Третья группа проблем связана с методическим обеспечением работы с молодежью. Анализ показал устаревание используемых форм работы. Около 80% всех проводимых мероприятий по-прежнему реализуются в традиционных форматах, которые зачастую не отвечают современным интересам и потребностям молодежи. Отмечается отсутствие адаптированных программ, учитывающих специфику различных возрастных групп (подростки 14-17 лет и молодежь 18-30 лет), что снижает эффективность взаимодействия. Особенно низкой эффективностью отличаются лекционные формы профилактики (лишь 12% эффективности при 45% охвата), которые зачастую носят пассивный характер и не вызывают заинтересованности у аудитории. Также отмечается низкая результативность разовых акций без системного продолжения (эффективность около 60%), которые не приводят к устойчивым изменениям в поведении и ценностях молодежи.

В то же время анализ выявил и высокоэффективные практики. Например, порект «Дорога к обелиску» (охват 1 200 участников в 2024 году), демонстрируют высокий уровень вовлеченности и патриотического воспитания. Программы наставничества также показывают значительную результативность, в частности, снижение уровня рецидивов среди участников на 18%, что свидетельствует об их эффективности в социальной адаптации и профилактике правонарушений [3-5]. Для преодоления этих вызовов необходима реализация комплекса мер, представленных в таблице 1.

Таблица 1.

Комплекс мер по преодолению вызовов в сфере молодежной политики в рамках деятельности Отдела по делам молодежи, культуре и спорту администрации Октябрьского района

Направление

Мероприятие

Срок реализации

Организационные

Создание молодежного ресурсного центра

2025 г.

Внедрение электронной системы записи на мероприятия

Увеличение штата до 7 сотрудников

Методические

Разработка цифровых форматов работы

Внедрение проектного подхода

Создание программ развития «мягких навыков»

Ресурсные

Привлечение внебюджетных средств через гранты

Развитие ГЧП

Оптимизация использования помещений

 

Предложенный комплекс мер является стратегическим ответом на вызовы молодежной политики Октябрьского района. Он направлен на модернизацию работы с молодежью, повышение ее эффективности и расширение охвата. Особое внимание уделяется современным технологиям и партнерству. Реализация мер позволит устранить проблемы и создать условия для развития молодежного потенциала.

 

Список литературы:
1. О молодежной политике в Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 12.07.2004 № 207-ОЗ // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов от 16.7.2004 г. № 32.
2. Об утверждении Концепции развития государственной молодежной политики в Новосибирской области на период до 2030 года: постановление Правительства Новосибирской области от 25.06.2024 № 285-п
3. Отчет о деятельности отдела по делам молодежи, культуры и спорта за 2022 год // Администрация Октябрьского района г. Новосибирска. Н., 2023. – 5 с.
4. Отчет отдела по делам молодежи, культуры и спорта за 2023 год // Администрация Октябрьского района г. Новосибирска. Н., 2024. – 6 с.
5. Отчет отдела по делам молодежи, культуры и спорта за 2024 год // Администрация Октябрьского района г. Новосибирска. Н., 2025. – 6 с.