АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г. НОВОСИБИРСКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(327)
Рубрика: Экономика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(327)
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г. НОВОСИБИРСКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Реализация молодежной политики на территории Октябрьского района города Новосибирска в период с 2022 по 2024 годы осуществлялась в условиях сложного комплекса системных проблем и современных вызовов, которые настоятельно диктуют необходимость переосмысления традиционных подходов к взаимодействию с молодым поколением. Анализ деятельности Отдела по делам молодежи, культуре и спорту за указанный период позволил выделить три ключевые группы проблем, оказывающих существенное влияние на эффективность работы: организационно-ресурсные, социально-демографические и методические.
Первая и, пожалуй, наиболее остро стоящая группа проблем связана с организационно-ресурсным обеспечением деятельности отдела. Ключевой проблемой здесь выступает хронический дефицит ресурсов. При значительной численности молодежи в районе, составляющей порядка 150 тысяч человек, штат Отдела по делам молодежи, культуры и спорта насчитывает всего лишь 4 сотрудника [3-5]. Такая ограниченная штатная численность существенно сдерживает возможности отдела по осуществлению системной, планомерной и всесторонней работы с молодежью, снижает оперативность реагирования на возникающие потребности и ограничивает охват целевой аудитории.
Не менее острой является проблема устаревшей материально-технической базы. Согласно проведенной оценке, около 60% имеющегося оборудования требует срочной замены в связи с физическим износом и моральным устареванием.
Дополнительным фактором, усугубляющим ресурсные ограничения, является недостаточный объем годового бюджета, выделяемого на реализацию молодежных программ, который не превышает 3 миллионов рублей. Такой скромный бюджет существенно ограничивает возможности отдела по финансированию масштабных и эффективных проектов, привлечению квалифицированных специалистов и обеспечению необходимого материального обеспечения мероприятий.
Существующие ресурсные ограничения усугубляются отсутствием единой информационной системы учета молодежных инициатив, что затрудняет сбор, анализ и систематизацию данных о потребностях и активности молодежи района, а также препятствует эффективному планированию и оценке результативности работы. Кроме того, отмечается слабая координация с образовательными учреждениями и бизнес-сообществом. Так, лишь около 5% проводимых отделом мероприятий имеют спонсорскую поддержку, что свидетельствует о недостаточном уровне взаимодействия с потенциальными партнерами и недоиспользованном потенциале привлечения внебюджетных средств [3-5]. Вторая группа проблем связана с социально-демографическими вызовами, остро проявившимися в последние годы. Отмечается сокращение численности молодежи на 7% за три года и рост доли мигрантов до 15%, что требует особых подходов к интеграции. Также увеличилось число неблагополучных семей на 12%, что создает риски социальной дезадаптации. Серьезную обеспокоенность вызывают поведенческие риски. Наблюдается значительный рост интернет-зависимости, где 68% молодых людей проводят онлайн более 5 часов в день. Отмечается рост экстремистских настроений среди молодежи на 8%, требующий профилактики. Зафиксирован рост потребления психоактивных веществ (далее – ПАВ) в студенческой среде на 5%, что представляет угрозу для здоровья [3-5]. Особую тревогу вызывает ценностная трансформация. Снижается интерес к традиционным формам досуга, растет индивидуализм и снижается коллективизм. Кризис профессионального самоопределения затрагивает 43% выпускников, испытывающих трудности с выбором профессии. Третья группа проблем связана с методическим обеспечением работы с молодежью. Анализ показал устаревание используемых форм работы. Около 80% всех проводимых мероприятий по-прежнему реализуются в традиционных форматах, которые зачастую не отвечают современным интересам и потребностям молодежи. Отмечается отсутствие адаптированных программ, учитывающих специфику различных возрастных групп (подростки 14-17 лет и молодежь 18-30 лет), что снижает эффективность взаимодействия. Особенно низкой эффективностью отличаются лекционные формы профилактики (лишь 12% эффективности при 45% охвата), которые зачастую носят пассивный характер и не вызывают заинтересованности у аудитории. Также отмечается низкая результативность разовых акций без системного продолжения (эффективность около 60%), которые не приводят к устойчивым изменениям в поведении и ценностях молодежи.
В то же время анализ выявил и высокоэффективные практики. Например, порект «Дорога к обелиску» (охват 1 200 участников в 2024 году), демонстрируют высокий уровень вовлеченности и патриотического воспитания. Программы наставничества также показывают значительную результативность, в частности, снижение уровня рецидивов среди участников на 18%, что свидетельствует об их эффективности в социальной адаптации и профилактике правонарушений [3-5]. Для преодоления этих вызовов необходима реализация комплекса мер, представленных в таблице 1.
Таблица 1.
Комплекс мер по преодолению вызовов в сфере молодежной политики в рамках деятельности Отдела по делам молодежи, культуре и спорту администрации Октябрьского района
Направление |
Мероприятие |
Срок реализации |
Организационные |
Создание молодежного ресурсного центра |
2025 г. |
Внедрение электронной системы записи на мероприятия |
||
Увеличение штата до 7 сотрудников |
||
Методические |
Разработка цифровых форматов работы |
|
Внедрение проектного подхода |
||
Создание программ развития «мягких навыков» |
||
Ресурсные |
Привлечение внебюджетных средств через гранты |
|
Развитие ГЧП |
||
Оптимизация использования помещений |
Предложенный комплекс мер является стратегическим ответом на вызовы молодежной политики Октябрьского района. Он направлен на модернизацию работы с молодежью, повышение ее эффективности и расширение охвата. Особое внимание уделяется современным технологиям и партнерству. Реализация мер позволит устранить проблемы и создать условия для развития молодежного потенциала.
