Статья:

СПОСОБЫ И СХЕМЫ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГОВ, МЕРЫ ПО УСТРАНЕНИЮ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(327)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Павликова А.М. СПОСОБЫ И СХЕМЫ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГОВ, МЕРЫ ПО УСТРАНЕНИЮ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 18(327). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/327/173131 (дата обращения: 08.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПОСОБЫ И СХЕМЫ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГОВ, МЕРЫ ПО УСТРАНЕНИЮ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ

Павликова Арина Михайловна
студент, Российский экономический Университет имени Г. В. Плеханова РФ, г. Москва
Ефремова Елена Ильинична
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

METHODS AND SCHEMES OF TAX MEASURES TO ELIMINATE THIS PROBLEM

 

Arina Pavlikova

Student, Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Moscow

Elena Efremova

Scientific supervisor, Candidate of Economics Sciences,  Associate Professor Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье исследуются способы и схемы уклонения от налогов, включая занижение налогооблагаемой базы, использование фирм-однодневок, дробление бизнеса и неправомерное применение налоговых льгот. Так же в работе анализируются статистические данные, демонстрирующие рост налоговых нарушений, и рассматриваются меры противодействия, такие как автоматизированные системы контроля и законодательные инициативы. Предлагаются рекомендации по совершенствованию налоговой системы, включая упрощение правил и усиление ответственности за нарушения. Так же в работе рассмотрены как традиционные методы уклонения, так и современные схемы, использующие цифровые технологии и офшорные юрисдикции.

Abstract. This paper examines ways and schemes of tax evasion, including underestimation of the tax base, the use of one-day firms, business fragmentation and the misuse of tax benefits. The paper also analyzes statistical data demonstrating an increase in tax violations, and considers counteraction measures such as automated control systems and legislative initiatives. Recommendations are proposed to improve the tax system, including simplification of rules and increased liability for violations. The paper also examines both traditional methods of evasion and modern schemes using digital technologies and offshore jurisdictions.

 

Ключевые слова: Уклонение от налогов, фирмы-однодневки, дробление бизнеса, налоговые льготы, автоматизированные системы контроля, налоговая реформа

Keywords: tax evasion, shell companies, business fragmentation, tax benefits, automated control systems, tax reform

 

На территории Российской Федерации налоги являются неотъемлемым звеном в его функционировании. С помощью налоговых поступлений осуществляется регулирование производства, оборона страны, социальная, экологическая функции, военная промышленность, сельское хозяйство. Однако проблема уклонения от налогов остается одной из самых острых, подрывая финансовую стабильность страны. Именно поэтому государство пытается всеми силами противодействовать налоговым преступлениям. Особое внимание уделяется роли современных технологий в налоговом администрировании и перспективам реформирования налоговой системы.

Уклонение от уплаты налогов не только юридическая проблема, но и экономическое и социальное явление, имеющее глобальный масштаб. Недополученные налоги лишают государство возможности в полной мере реализовывать свои функции, включая социальную защиту населения и финансирование важнейших отраслей экономики. На сегодняшний день уклонения от уплаты налогов совершаются все чаще.

Именно поэтому в данной работе мы проведем анализ способов и схем уклонения от налогов, а также рассмотрим меры противодействия, применяемые государством.

Уклонение от уплаты налогов — это намеренное, противоправное действие (или бездействие) со стороны налогоплательщика, направленное на уменьшение или полное избежание налоговых обязательств, установленных налоговым законодательством. Главной целью уклонения от уплаты налогов является получение необоснованной выгоды за счет невыполнения налоговых обязательств. Для полного понимания сложившейся ситуации посмотрим статистические данные.  Средние доначисления на одну результативную выездную проверку организаций по Москве в 2023 году составили 112 млн руб., в то время как в 2022 году они составляли 97 млн руб. Таким образом мы наблюдаем рост доначислений на 13,4 % за год. Однако в целом по России средние доначисления в период с 2022 по 2023 гг. снизились на 10,7 %. [1] Я уделяю большее внимание первому значению, так как большинство российских организаций зарегистрированы на территории Москвы и там же ведут свою деятельность.

Доначисление — это процесс, при котором налоговые органы в результате проверки устанавливают, что налогоплательщик не уплатил определенное количество налогов, ему дополнительно начисляется сумма налогов и штрафы, которые он обязан уплатить в бюджет в определенный срок.

Согласно изученному заключению счетной палаты на проект бюджета в 2024-2026 годах казна может недополучить 335 млрд рублей из-за снижения налоговых поступлений от крупных организаций. Общая сумма недостачи будет составлять 119,3 млрд рублей за 2024 год, 129 млрд за 2025 и 151,7 млрд в 2026 году. [2] Данные факты требуют пристального внимания и оперативного принятия мер со стороны государства для минимизации негативных последствий и обеспечения финансовой устойчивости.

Рассмотрим актуальные способы уклонения от налогов организациями. Одной из самых распространенных схем является занижение налогооблагаемой базы. Данная схема включает в себя: использование фиктивных контрагентов (компании создают искусственные цепочки поставок через подставные фирмы, чтобы завысить расходы), сокрытие доходов через офшоры (перевод прибыли в юрисдикции с низкими налогами, такие как Кипр и Белиз), манипуляции с активами (искусственное занижение стоимости имущества для уменьшения налога на имущество). Несмотря на то, что при совершении данного налогового правонарушения налогоплательщику устанавливаются санкции в размере 40% от неуплаченной суммы налога [3], организации продолжают активно пользоваться этим способом уклонения.

По данным ФНС, в 2023 году сумма доначислений по Москве составила 112 млн. рублей на одну проверку, что свидетельствует о масштабах проблемы. Для сравнения, в ЕС подобные схемы приводят к потерям бюджета в размере 50-70 млрд. евро ежегодно.

Еще одним из популярных способов уклонения от налогов являются фирмы однодневки. Фирма однодневка — это юридическое лицо (компания), которое создается с единственной целью - совершение незаконных финансовых операций, включая уклонение от уплаты налогов и последующая ликвидация. Она не ведет реальной хозяйственной деятельности, не имеет офиса, персонала, активов и существует очень недолго. Учредителями таких фирм обычно являются подставные лица, которые не имеют реального отношения к деятельности компании. Это могут быть малообеспеченные граждане, студенты, безработные или лица, не осознающие последствий своих действий.

Государство активно борется с проблемой уклонения от налогов и легализацией отмывания денежных средств. Это одна из причин, по которой была запущена антиотмывочная платформа “Знай своего клиента”. Однако ее создание привело к резкому росту регистрации новых юридических лиц, ежедневно в России открывается около 1 тысячи компаний. Директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Илья Ясинский утверждает, что примерно половина новых фирм приходится на технические компании, так называемые однодневки. [4]

Рассмотрим такой способ уклонения от налогов как дробление бизнеса. Это схема, при которой единый хозяйствующий субъект искусственно разделяется на несколько формально независимых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, с целью получения налоговых льгот или избежания уплаты налогов. Суть дробления заключается в том, что вместо одного крупного бизнеса, который обязан платить налоги по общим правилам, создается несколько более мелких бизнесов, каждый из которых может воспользоваться льготным налоговым режимом, таким как УСН (упрощенная налоговая система налогообложения). Для применения УСН необходимо выполнения ряда условий: сотрудников должно быть менее 130 человек, доход менее 450 млн. руб. [5] Государство борется со всеми видами уклонения от налогов и с целью минимизирования фактов дробления бизнеса организациями в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и принятым Федеральным законом от 12.07.2024 №176-ФЗ проводится налоговая амнистия для бизнеса. Она предусмотрена для компаний и предпринимателей, которые использовали схемы дробления бизнеса для оптимизации налогов. Если налогоплательщики в 2025-2026 годах добровольно откажутся от применения таких схем, то суммы доначисленных налогов, пеней и штрафов по результатам налоговых проверок за 2022-2024 года будут списаны. Так же с 2024 года налоговые органы применяют алгоритмы искусственного интеллекта для анализа связей между компаниями, что позволило выявить на 30% больше нарушений. Использование искусственного интеллекта позволяет автоматизировать процесс выявления схем уклонения от налогов, анализировать большие объемы данных и выявлять скрытые связи между организациями.

Алгоритмы искусственного интеллекта способны анализировать финансовые транзакции, выявлять подозрительные операции и прогнозировать налоговые риски. Это позволяет налоговым органам более эффективно выявлять и пресекать схемы уклонения от налогов, а также повышать эффективность налогового администрирования. Внедрение искусственного интеллекта в налоговое администрирование является перспективным направлением развития налоговой системы. Однако необходимо учитывать и потенциальные риски, связанные с использованием ИИ, такие как ошибки в алгоритмах и возможность злоупотреблений. Важно обеспечить прозрачность и контроль за использованием ИИ в налоговых органах.

Следующим способом уклонения от налогов я выделила неправомерное применение налоговых льгот. Налоговые льготы — это установленные законодательством преимущества, которые позволяют отдельным категориям налогоплательщиков уменьшить свои налоговые обязательства. Они могут выражаться в виде сниженных налоговых ставок, освобождения от уплаты налогов, вычета из налоговой базы или иных преференций. Налоговые льготы вводятся с целью стимулирования определенных видов деятельности, поддержки социально уязвимых групп населения или развития отдельных территорий.  Соответственно неправомерное применение налоговых льгот — это использование этих льгот в нарушение установленных правил и критериев, когда налогоплательщик, не имея на то законных оснований, пытается снизить свои налоговые обязательства, предоставляя недостоверную информацию о своей деятельности, доходах, расходах, имуществе, с целью получения права на льготу. С целью раннего выявления неправомерных действий, связанных с уклонением от уплаты налогов, были созданы такие автоматизированные программы как АСК НДС3 и ИАС КБ, которыми пользуются работники налоговой службы. Суть этих программ заключается в том, что туда вложены алгоритмы, которые анализируют большой поток информации, в том числе всю документацию, сдаваемую налогоплательщиками. Программы вычисляют риски на основе данных и сообщает инспекторам информацию о необходимости мероприятий налогового контроля. Однако с появлением данных автоматизированных систем количество выездных налоговых проверок значительно снизилось. В период 2022-2023 гг. снижение составило 47 %, а в период 2023-2024 данный показатель снизился еще на 28%. Я считаю, что количество выездных налоговых проверок необходимо увеличить, так как они осуществляются непосредственно на территории, где осуществляет свою деятельность проверяемый, что позволяет налоговым органам напрямую ознакомиться с документацией и особенностями деятельности налогоплательщика.

Для минимизации фактов уклонения от налогов организациями в будущем, государству необходимо применить комплексный подход, включающий в себя законодательные, административные, технологические и образовательные меры. Первым и самым важным является снижение сложности налоговых правил, устранение двусмысленностей и противоречий в законодательстве.

Чем проще и понятнее налоговая система, тем меньше возможностей для ее неправомерного использования. Далее важно повысить эффективность камеральных и выездных проверок.

Необходимо понимать, что главной причиной уклонения являются слишком большие налоги. Я считаю, что количество налогов, которыми облагаются организации необходимо снизить. Однако необходимо усилить ответственность за налоговые правонарушения.

Уклонение от налогов - сложная проблема, требующая комплексного подхода. Совершенствование законодательства, внедрение технологий и снижение налоговой нагрузки помогут сократить масштабы этого явления. Важно сочетать жесткие меры против нарушителей с созданием благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков.

 

Список литературы:
1. О чем говорит налоговая статистика 2023-2024 и как защититься от рисков // РБК URL: https://companies.rbc.ru/news/XCWOWzlIJZ/o-chem-govorit-nalogovaya-statistika-2023-2024-i-kak-zaschititsya-ot-riskov/?ysclid=m5423e2umd874366314 (дата обращения: 10.04.2025)
2. Бюджет до 2026 года рискует недополучить 335 млрд руб // РБК URL:https://www.rbc.ru/finances/17/10/2023/652e16689a794762b4351ac8?ysclid=m55e9eoj789900266 (дата обращения 10.04.2025)
3. Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ) // Федеральная налоговая служба официальный сайт URL: https://www.nalog.gov.ru/rn16/news/tax_doc_news/5579806/?ysclid=m55euf0ge6863369230 (дата обращения 11.04.2025)
4. ЦБ выявил рост фирм-однодневок после запуска антиотмывочного “светофора” // РБК URL: https://www.rbc.ru/finances/07/06/2023/647f14569a79475d606ed79c?ysclid=m55fqoufp595089027 (дата обращения 11..2024)
5. Упрощенная система налогообложения // Федеральная налоговая служба официальный сайт URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/TAXES/usn/?ysclid=m55imy6d6j609438687
6. “Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)” от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 30.11.2024)
7. Аудит: теория и практика: учебник для бакалавров / Н. В. Казакова, Н. В., Г. Б. Полисюк, А. Б. Плисова, Е. Ефремова, А. Н. Петрова. — Москва : Издательство ЮРАЙТ, 2015. — 842 с. — Серия «Бакалавр».