Статья:

CРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ СВЕРСТНИКОВ С НОРМОЙ РАЗВИТИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(327)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Абдурафиева Э.А. CРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ СВЕРСТНИКОВ С НОРМОЙ РАЗВИТИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 18(327). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/327/173202 (дата обращения: 23.05.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

CРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ СВЕРСТНИКОВ С НОРМОЙ РАЗВИТИЯ

Абдурафиева Эльзара Арсеновна
студент, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Якубова Фериде Рустемовна
научный руководитель, канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры специального дефектологического образования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

 

Цель работы: осуществить сравнительную характеристику мнестической деятельности умственно отсталых школьников и их сверстников с нормой развития.

Введение. Актуальной проблемой психолого-педагогической науки является разработка методики эффективного усвоения разнообразной информации. Постоянное увеличение объема информации в сочетании с высокой конкуренцией и требованиями общества, с одной стороны, приводит к интенсификации образовательного процесса, а с другой – к целому ряду нарушений психического здоровья детей. Однако одной из задач современного образования является не только предоставление высокого уровня знаний, но и сохранение здоровья человека.

В процессе многообразной деятельности человеку часто необходимо использовать приобретенные знания и накопленный опыт. Это становится возможным на основе памяти. В памяти выделяют три процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение прошлого опыта и текущих событий.

У умственно отсталых учащихся память формируется в процессе деятельности так же, как у нормальных школьников. Функциональное развитие процессов памяти зависит не только от анатомо-физиологических особенностей. Определяющим фактором является деятельность личности [6].

Основная часть. Мнестическая деятельность человека представляет собой такую форму деятельности, в которой процесс запоминания (заучивания) отделен от процессов припоминания (воспроизведения) известным промежутком времени, в одних случаях коротким (когда проверка удержанного произведения осуществляется непосредственно вслед за заучиванием), в других случаях значительным (когда проверка производится через час, несколько часов или сутки) [2].

Память согласно Е.И. Соколову – это «сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и приобретенные навыки» [8, c. 32].

Память выступает своеобразным информационным фильтром, который в ней обрабатывается и сохраняется только незначительная доля от общего количества раздражителей, которые влияют на организм. Без отбора и вытеснения информации из памяти живое существо было бы, условно говоря, «затоплено» бесконечным потоком поступающих извне раздражителей.

Известно много различных подходов к развитию памяти. На наш взгляд, внимания заслуживают рекомендации Е.И. Рогова. Ученый выделяет несколько фундаментальных принципов развития памяти: развитие наблюдательности, что приводит к умножению количества и качества сложных ассоциаций; использование нескольких органов чувств для запоминания; развитие психических процессов и творческих способностей учащихся; необходимость формирования установок, необходимых для запоминания; концентрация внимания в момент запоминания; использование разнообразной мнемотехники; использование эмоций [7].

Мнестическая деятельность умственно отсталых школьников может выражаться в том, что умственно отсталые школьники могут испытывать трудности с усвоением и запоминанием учебной информации. Они могут обнаруживать ограниченную память и быстрее забывать изученный материал. Это может быть проблемой для их обучения [3].

Умственно отсталые школьники могут иметь проблемы с пониманием абстрактных, сложных понятий. У них могут быть трудности с осознанием и воспроизведением идеи или концепции, которые требуют большего когнитивного обогащения.

Умственно отсталые школьники могут нуждаться в более длительном времени и индивидуальной поддержке для успешного усвоения учебного материала. Они могут потребовать более структурированного обучения, более частой помощи и адаптации стратегий обучения к их потребностям [4].

Умственно отсталые школьники могут испытывать трудности с аналитическим или критическим мышлением. Они могут быть менее способны к абстрактному мышлению и выводам. Это может повлиять на их понимание и решение проблем.

В свою очередь школьники в норме развития обладают способностью запоминать информацию, в частности текста, чисел, фактов и других данных. Они могут использовать различные стратегии запоминания, такие как повторение, структурирование и связывание, для улучшения своей мнестической активности [5].

Мнестическая деятельность учащихся в норме развития включает способность понимать изученный материал и использовать его для анализа, решения проблем и формулирования выводов. Они могут эффективно использовать свои мнестические навыки для понимания сложных концепций и выполнения критического мышления.

Школьники в норме развития способны воспроизводить информацию, которую они ранее запоминали. Они могут эффективно использовать свои мнестические навыки для воспроизведения данных, концепций и фактов, которые были изучены в процессе обучения [1].

Школьники, развивающиеся в норме, обладают способностью быстро обрабатывать информацию, в частности на уроках, во время тестов и других учебных ситуациях. Они могут эффективно переключаться между различными типами задач и быстро адаптироваться к новой информации.

В контексте сравнительной характеристики мнестической деятельности умственно отсталых школьников и их сверстников с нормой развития, можно выделить несколько ключевых отличий:

– умственно отсталые школьники могут иметь ограниченную способность воспринимать и понимать сложные концепции или идеи. Однако, это может варьироваться в зависимости от конкретной степени умственной отсталости. У нормально развитых сверстников восприятие информации может быть более быстрым и полным;

– умственно отсталые школьники могут иметь ограниченную способность к корректному хранению и запоминанию информации. Они могут проявлять трудности в формировании связей между концепциями и ассоциациями. У нормально развивающихся сверстников способность запоминания обычно эффективнее и быстрее;

– умственно отсталые школьники могут испытывать трудности с воспроизведением информации, особенно при запоминании или усвоении учебного материала. Им чаще требуется больше времени и поддержки для полного понимания, и воспроизведения информации. Нормально развивающиеся сверстники могут лучше воспроизводить информацию и проявлять большую эффективность в понимании и запоминании материала.

Вывод. Таким образом, мнестическая деятельность умственно отсталых школьников выражается в ограниченной способности запоминания, трудностях в восприятии сложных концепций, потребности в большем количестве времени и усилении поддержки, а также в ограниченном мышлении. Мнестическая деятельность школьников в норме характеризуется эффективным запоминанием, гибкостью понимания и анализа, гибкостью воспроизведения информации, а также скоростью обработки информации. Умственно отсталые дети часто нуждаются в большей индивидуальной поддержке и специальном образовании, которое направлено на развитие их мнестических навыков. В то же время, важно помнить, что каждый ребенок уникален, и развитие мнестической деятельности может отличаться.

 

Список литературы:
1. Алентьева, Е.А. Особенности развития психических процессов у детей с проблемами в интеллектуальном развитии / Е.А. Алентьева // Проблемы педагогики. – 2017. – №3 (26). – С. 1-7.
2. Кудрявцев, В.А. Сравнительная характеристика основных качеств мыслительной деятельности при умственной отсталости и задержке психического развития / В.А. Кудрявцев, С.Н. Каштанова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 71-74.
3. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова. – М.: Академия, 2019. – 480 с.
4. Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. – М.: Просвещение, 2019. – 143 с.
5. Лебединская, К.С. Особенности эмоционально-волевой регуляции при умственной отсталости / К.С. Лебединская. – М.: Наука, 2018. – 225 с.
6. Пузанов, Б.П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями / под ред. Пузанова Б.П. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 441 с.
7. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в двух книгах / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2018. – 476 с.
8. Соколов, Е. И. Механизмы памяти / Е.И. Соколов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019. – 175 с.