CРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ СВЕРСТНИКОВ С НОРМОЙ РАЗВИТИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(327)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(327)
CРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ СВЕРСТНИКОВ С НОРМОЙ РАЗВИТИЯ
Цель работы: осуществить сравнительную характеристику мнестической деятельности умственно отсталых школьников и их сверстников с нормой развития.
Введение. Актуальной проблемой психолого-педагогической науки является разработка методики эффективного усвоения разнообразной информации. Постоянное увеличение объема информации в сочетании с высокой конкуренцией и требованиями общества, с одной стороны, приводит к интенсификации образовательного процесса, а с другой – к целому ряду нарушений психического здоровья детей. Однако одной из задач современного образования является не только предоставление высокого уровня знаний, но и сохранение здоровья человека.
В процессе многообразной деятельности человеку часто необходимо использовать приобретенные знания и накопленный опыт. Это становится возможным на основе памяти. В памяти выделяют три процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение прошлого опыта и текущих событий.
У умственно отсталых учащихся память формируется в процессе деятельности так же, как у нормальных школьников. Функциональное развитие процессов памяти зависит не только от анатомо-физиологических особенностей. Определяющим фактором является деятельность личности [6].
Основная часть. Мнестическая деятельность человека представляет собой такую форму деятельности, в которой процесс запоминания (заучивания) отделен от процессов припоминания (воспроизведения) известным промежутком времени, в одних случаях коротким (когда проверка удержанного произведения осуществляется непосредственно вслед за заучиванием), в других случаях значительным (когда проверка производится через час, несколько часов или сутки) [2].
Память согласно Е.И. Соколову – это «сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и приобретенные навыки» [8, c. 32].
Память выступает своеобразным информационным фильтром, который в ней обрабатывается и сохраняется только незначительная доля от общего количества раздражителей, которые влияют на организм. Без отбора и вытеснения информации из памяти живое существо было бы, условно говоря, «затоплено» бесконечным потоком поступающих извне раздражителей.
Известно много различных подходов к развитию памяти. На наш взгляд, внимания заслуживают рекомендации Е.И. Рогова. Ученый выделяет несколько фундаментальных принципов развития памяти: развитие наблюдательности, что приводит к умножению количества и качества сложных ассоциаций; использование нескольких органов чувств для запоминания; развитие психических процессов и творческих способностей учащихся; необходимость формирования установок, необходимых для запоминания; концентрация внимания в момент запоминания; использование разнообразной мнемотехники; использование эмоций [7].
Мнестическая деятельность умственно отсталых школьников может выражаться в том, что умственно отсталые школьники могут испытывать трудности с усвоением и запоминанием учебной информации. Они могут обнаруживать ограниченную память и быстрее забывать изученный материал. Это может быть проблемой для их обучения [3].
Умственно отсталые школьники могут иметь проблемы с пониманием абстрактных, сложных понятий. У них могут быть трудности с осознанием и воспроизведением идеи или концепции, которые требуют большего когнитивного обогащения.
Умственно отсталые школьники могут нуждаться в более длительном времени и индивидуальной поддержке для успешного усвоения учебного материала. Они могут потребовать более структурированного обучения, более частой помощи и адаптации стратегий обучения к их потребностям [4].
Умственно отсталые школьники могут испытывать трудности с аналитическим или критическим мышлением. Они могут быть менее способны к абстрактному мышлению и выводам. Это может повлиять на их понимание и решение проблем.
В свою очередь школьники в норме развития обладают способностью запоминать информацию, в частности текста, чисел, фактов и других данных. Они могут использовать различные стратегии запоминания, такие как повторение, структурирование и связывание, для улучшения своей мнестической активности [5].
Мнестическая деятельность учащихся в норме развития включает способность понимать изученный материал и использовать его для анализа, решения проблем и формулирования выводов. Они могут эффективно использовать свои мнестические навыки для понимания сложных концепций и выполнения критического мышления.
Школьники в норме развития способны воспроизводить информацию, которую они ранее запоминали. Они могут эффективно использовать свои мнестические навыки для воспроизведения данных, концепций и фактов, которые были изучены в процессе обучения [1].
Школьники, развивающиеся в норме, обладают способностью быстро обрабатывать информацию, в частности на уроках, во время тестов и других учебных ситуациях. Они могут эффективно переключаться между различными типами задач и быстро адаптироваться к новой информации.
В контексте сравнительной характеристики мнестической деятельности умственно отсталых школьников и их сверстников с нормой развития, можно выделить несколько ключевых отличий:
– умственно отсталые школьники могут иметь ограниченную способность воспринимать и понимать сложные концепции или идеи. Однако, это может варьироваться в зависимости от конкретной степени умственной отсталости. У нормально развитых сверстников восприятие информации может быть более быстрым и полным;
– умственно отсталые школьники могут иметь ограниченную способность к корректному хранению и запоминанию информации. Они могут проявлять трудности в формировании связей между концепциями и ассоциациями. У нормально развивающихся сверстников способность запоминания обычно эффективнее и быстрее;
– умственно отсталые школьники могут испытывать трудности с воспроизведением информации, особенно при запоминании или усвоении учебного материала. Им чаще требуется больше времени и поддержки для полного понимания, и воспроизведения информации. Нормально развивающиеся сверстники могут лучше воспроизводить информацию и проявлять большую эффективность в понимании и запоминании материала.
Вывод. Таким образом, мнестическая деятельность умственно отсталых школьников выражается в ограниченной способности запоминания, трудностях в восприятии сложных концепций, потребности в большем количестве времени и усилении поддержки, а также в ограниченном мышлении. Мнестическая деятельность школьников в норме характеризуется эффективным запоминанием, гибкостью понимания и анализа, гибкостью воспроизведения информации, а также скоростью обработки информации. Умственно отсталые дети часто нуждаются в большей индивидуальной поддержке и специальном образовании, которое направлено на развитие их мнестических навыков. В то же время, важно помнить, что каждый ребенок уникален, и развитие мнестической деятельности может отличаться.
