ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МАССОВОГО СПОРТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ВОСПИТАНИИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(329)
Рубрика: Психология

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(329)
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МАССОВОГО СПОРТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ВОСПИТАНИИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ
MAIN FUNCTIONS OF MASS SPORTS AND ITS IMPORTANCE IN THE EDUCATION OF FUTURE OFFICERS
Alexander Shcherbina
Cаdet, Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defence, Russia, Moscow
Аннотация. В статье автор рассматривает ряд вопросов, касающихся понимания основных функций массового спорта, а также роли, которую данные функции играют в процессе развития и воспитания курсантов – будущих офицеров.
Abstract. In the article the author examines a number of issues consuming the understanding of the main functions of mass sports, as well as the role that these functions play in the development and education of cadets – future officers.
Ключевые слова: массовый спорт, дисциплина, устойчивость, сила воли, психический, морально-волевой, коллективный, экстремальные нагрузки, боевые действия, боевая слаженность, навыки.
Keywords: mass sport, discipline, stability, willpower, mental, moral-volitional, collective, extreme loads, combat actions, combat coherence, skills.
На сегодняшний день большинство спортивных методистов, работающих в Вооруженных Силах Российской Федерации, сходится во мнении, что физическая подготовка и спортивно-массовые мероприятия, проводимые в военных учебных заведениях, не только положительно сказываются на физическом состоянии курсантов, но и способствуют правильному воспитанию будущих офицеров. Очевидно, что массовый спорт вносит неоспоримый вклад в развитие физических способностей военнослужащих, но можем ли мы говорить о его воспитательной составляющей? И если – да, то в какой форме проявляется эта функция?
Известно, что физическая подготовка как метод выработки у будущих воинов тех или иных нравственно-духовных качеств, проводилась в России ещё с давних времён. Так, например, большая заслуга в формировании и совершенствовании морально-психологической составляющей сознания русских солдат и офицеров принадлежит А.В. Суворову, с детства укреплявшему закаливанием и спортом свой слабый от природы организм. Методика обучения солдат, включавшая в себя в том числе положения об усиленной физической подготовке, была изложена великим русским полководцем в его труде «Наука побеждать». Генерал-фельдмаршал особое значение придавал «быстроте, ловкости и гибкости». В главе «Что после пробудка делать» мы можем ознакомиться с некоторыми упражнениями, которые имели основополагающее значение для развития физических навыков русского воина. Среди них, в частности, «гусиный шаг» [1].
Безусловно, уровень физической подготовки подчинённых А.В. Суворова, достигнутый ими в результате упорных и систематических занятий спортом, в итоге сыграл важную, но не ключевую роль в победе над французскими войсками в битве за «Чёртов мост» и успешном переходе через Альпы. Было бы неверным утверждать, что исключительно физические данные солдат и офицеров вкупе с полководческим гением А.В. Суворова обеспечили русской армии, уступавшей численно войскам Наполеона, превосходство над французами в горах на высоте свыше 4000 метров. Очевидно, что длительные тренировки способствовали не только совершенствованию физических качеств суворовских «чудо-богатырей», но и развитию силы воли, «крепости духа», без которых подвиг, совершённый русской армией в Альпах, был бы невозможен.
Несомненно, стойкость человека, как проявление его воли и духа, является неотъемлемым показателем всесторонней развитости личности, следовательно, физическая подготовка оказывает значительное воздействие на воспитание военнослужащего, в нашем случае – курсанта.
Ещё одним ярким историческим примером этому может служить организация спортивных занятий для кадетов в военных училищах при Петре I. Преодоление высоких физических и психологических нагрузок во время обучения подготовило будущих офицеров к несению службы и исполнению своего воинского долга в экстремальных условиях в ходе Великой Северной войны. Об этом свидетельствуют подвиги и героизм петровского воинства в ходе многолетней борьбы с Карлом XII, когда успех в бою зависел не только от сноровки и физической развитости вчерашних крестьян и дворянских детей, но и от «волевого фактора», выработанного именно спортом. При этом было бы безосновательным утверждать, что героизм и беспримерная самоотверженность в боевых условиях проявляются по большей мере в результате сплочённости вокруг командира, создавшего в своём подразделении благоприятный морально-психологический климат. Говоря о той же Северной войне, можно вспомнить судьбу русского вспомогательного корпуса накануне и в ходе битвы при Фрауштадте, в которой саксонско-русская армия потерпела тяжелое поражение. Сначала им командовал состоявший на русской службе лифляндский дворянин генерал Паткуль. Затем, после его ареста, во главе корпуса были поставлены саксонцы, которые прямо в ходе сражения покинули поле боя, оставив фактически обезглавленное русское войско один на один с многочисленным, опытным и хорошо организованным противником. Но даже такая, явно деморализующая ситуация не помешала русским солдатам и офицерам, находясь в окружении, отчаянно обороняться и доблестно отражать атаки превосходящих сил шведов. Подобные подвиги немыслимы при отсутствии в человеке (в данном случае военнослужащем) некоего внутреннего стержня, сформировавшегося и укрепившегося за счёт физического совершенствования. Поэтому именно физической культуре, как мы уже ранее отмечали, отводилось такое важное место в армейской подготовке во времена правления Петра Великого.
Следует помнить, что процесс воспитания личности детерминирует целый ряд её отличительных черт и характеристик. Среди них – дисциплинированность, нередко проистекающая из осознания своей ответственности перед коллективом. Именно коллективистский принцип, заложенный в основы массового спорта в вооруженных силах, благотворно сказывается на дисциплине курсанта-будущего офицера. К примеру: беговые упражнения [2], выполняемые в составе подразделения, формируют в подсознании человека (такие процессы могут быть также и осознанными) определённые установки, согласно которым повышение или снижение темпа бега воспринимается как непозволительное отклонение от общепринятой нормы. Подобные отклонения провоцируют у человека комплексы, что заставляет его нормировать свой бег сообразно скорости передвижения подразделения. Данный тип контроля скорости и темпа возможен благодаря «внутреннему регулятору» военнослужащего, при этом деятельность спортивного руководителя по поддержанию дисциплины и наведению порядка при проведении спортивно-массовой работы представляет собой «внешний регулятор». Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что спорт при помощи сразу двух регулятивных систем положительно влияет на дисциплину курсанта-военнослужащего. Существует ещё один способ повышения уровня дисциплинированности военнослужащего-курсанта в ходе спортивных занятий. Речь идёт о соблюдении будущим офицером техники безопасности и правил выполнения тех или иных физических упражнений. Придерживаясь этих норм и правил, курсант в значительной мере снижает вероятность получения травм и нанесения их своим сослуживцам в ходе спортивных мероприятий. Именно дисциплинированность, как показывает опыт, минимизирует издержки спортивно-массовой работы в армии.
Заключение
Таким образом, мы рассмотрели ряд основных, наиболее значимых, по нашему мнению, функций массового спорта, оказывающих положительное влияние на воспитание будущих курсантов-офицеров. Согласно изложенному, можно сделать вывод, что процесс воспитания курсантов высших военных учебных заведений должен осуществляться, в том числе, с опорой на массовый спорт, что в свою очередь требует разработки соответствующих научно обоснованных методик и программ [3]. При этом следует учитывать накопленный веками дореволюционный и советский опыт, неоднократно подтверждавший свою состоятельность и эффективность.
