АЛГОРИТМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(329)
Рубрика: Экономика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(329)
АЛГОРИТМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается алгоритм внешнего государственного финансового контроля, реализуемый Счётной палатой РФ. Актуализированы проблемы, выявляемые в 2025 году, и представлены предложения по их устранению в контексте цифровизации и усиления общественного участия.
Ключевые слова: внешний финансовый контроль, Счётная палата, аудит, бюджет, эффективность.
В условиях экономической нестабильности и усиления требований к эффективности использования бюджетных средств возрастает значение государственного финансового контроля. Счётная палата РФ, как основной орган внешнего контроля, играет ключевую роль в обеспечении прозрачности и законности управления публичными финансами. В 2025 году на фоне перехода к цифровым платформам и активного применения технологий анализа больших данных особенно актуальным становится пересмотр действующего алгоритма её работы.
Алгоритм внешнего контроля строится на положениях Федерального закона № 41-ФЗ от 5 апреля 2013 года [1] и охватывает федеральный и внебюджетные бюджеты, а также деятельность государственных структур с участием государства. Контроль начинается с формирования годового плана, утверждаемого коллегией Счётной палаты. При этом используется риск-ориентированный подход и цифровые инструменты, включая платформы Министерства финансов, Казначейства и ФНС. Это позволяет точнее определять приоритетные объекты контроля [5]. Контрольная деятельность Счётной палаты реализуется в соответствии с положениями Федерального закона № 41-ФЗ от 5 апреля 2013 года [1]. Её полномочия распространяются не только на федеральный бюджет, но и на внебюджетные фонды, а также организации с участием государства. Ежегодный план проверок формируется с использованием риск-ориентированного подхода и современных цифровых решений, включая данные от ФНС, Минфина и Федерального казначейства [5].
Контрольные мероприятия проводятся в виде камеральных и выездных проверок, аудита эффективности и мониторинга исполнения программ. Особое внимание уделяется качеству аудиторских доказательств, особенно в условиях цифровизации документооборота. По итогам мероприятий составляются акты, аналитические справки и представления, направляемые как объектам контроля, так и в Госдуму, Правительство и Президенту РФ. Отчётность отражает как юридическую, так и содержательную оценку использования бюджетных средств. Однако реализация предписаний часто затруднена из-за отсутствия действенных механизмов исполнения и сроков [2].
На практике система внешнего контроля сталкивается с рядом проблем. Несмотря на внедрение ИТ-решений, сохраняется разрозненность информационного обмена между органами. Отсутствие интеграции с региональными и отраслевыми системами снижает аналитическую эффективность. Проверки зачастую ограничиваются формальными нарушениями, без анализа их причин и последствий [3]. Также неэффективна оценка социальных и экономических результатов программ.
Серьёзным ограничением остаётся отсутствие у Счётной палаты полномочий по применению санкций. Это снижает обязательность исполнения её представлений и ослабляет мотивацию объектов контроля. Недостаточная открытость отчётов также ограничивает общественное участие, что снижает уровень доверия к институтам контроля [4]. Для повышения эффективности ВГФК необходимо формирование единой цифровой экосистемы контроля на базе ГИИС ГФК. Консолидация данных о закупках и исполнении программ в сочетании с технологиями Big Data и ИИ позволит переходить от фиксации нарушений к превентивному управлению рисками [5]. Также целесообразно расширить мандат Счётной палаты, наделив её правом инициировать административные производства при грубых нарушениях. Это повысит подотчётность контролируемых структур. Существенным шагом станет вовлечение гражданского общества через открытость аналитики и общественный надзор. Повышение профессионального уровня кадров, владеющих цифровыми и аналитическими инструментами, станет гарантией качества контрольной деятельности [2][3].
Таким образом, в 2025 году внешний государственный финансовый контроль должен трансформироваться из инструмента фиксации нарушений в полноценный механизм стратегического управления государственными ресурсами. Счётная палата РФ должна занять проактивную позицию в управленческом цикле, обеспечивая не только выявление и анализ нарушений, но и формирование эффективных предложений. Усиление цифровых инструментов, расширение правовых возможностей и активное привлечение общества — это ключевые условия построения современного и действенного института государственного контроля.
