Статья:

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ДОГОВОРЫ НА ТРАНСПОРТЕ: ПРАВОВАЯ ПРИРОДА, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ В ТРАНСПОРТНОМ ОБОРОТЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(331)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Федорчук Н.Д. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ДОГОВОРЫ НА ТРАНСПОРТЕ: ПРАВОВАЯ ПРИРОДА, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ В ТРАНСПОРТНОМ ОБОРОТЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 22(331). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/331/174748 (дата обращения: 18.07.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ДОГОВОРЫ НА ТРАНСПОРТЕ: ПРАВОВАЯ ПРИРОДА, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ В ТРАНСПОРТНОМ ОБОРОТЕ

Федорчук Никита Денисович
магистрант, Донбасский государственный университет юстиции, РФ, г. Донецк

 

Аннотация. В статье рассматривается правовая природа вспомогательных договоров в сфере транспорта, их роль в транспортной системе России. Особое внимание уделено классификации вспомогательных договоров, их юридическим особенностям, а также влиянию на эффективность транспортного обслуживания. Вспомогательные договоры, такие как договоры транспортной экспедиции, лоцманские услуги, буксировка и фрахтование, обеспечивают бесперебойную работу транспортных потоков, являются неотъемлемой частью логистической инфраструктуры и играют ключевую роль в оптимизации процессов перевозок. Автор делает вывод о необходимости совершенствования правового регулирования вспомогательных договоров в целях повышения их правовой определенности и защиты интересов сторон.

 

Ключевые слова: вспомогательные договоры, транспорте, правовая природа, виды и значение в транспортном обороте.

 

Транспортная система играет центральную роль в экономике любой страны, обеспечивая перемещение товаров и пассажиров. Однако помимо основного договора перевозки существует целый ряд вспомогательных договоров, которые способствуют эффективному функционированию транспортной отрасли. Эти договоры создают условия для бесперебойного обслуживания транспортных операций, корректного взаимодействия сторон и оптимизации логистических процессов. В правовой науке и практике часто недооценена роль вспомогательных договоров, в то время как они имеют существенное значение для всей транспортной системы.

Вспомогательные договоры на транспорте представляют собой соглашения, заключаемые для организации, обеспечения и сопровождения процесса перевозки. Они не направлены непосредственно на транспортировку, но являются необходимым условием для ее осуществления. К вспомогательным договорам можно отнести такие, как договоры транспортной экспедиции, лоцманские услуги, договоры буксировки, фрахтования и другие. Правовая природа этих договоров может варьироваться в зависимости от их функции и конкретной транспортной отрасли.

В. Г. Нестолий, А. И. Хаснутдинов называют вспомогательным договором « двух- или многостороннюю сделку, исполнение по которой само по себе не приводит к возникновению новой потребительской стоимости в её вещественном выражении и лишено всякого смысла вне деятельности по исполнению основного (стержневого, базисного) обязательства» [1, с. 140].

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - ГК РФ), вспомогательные договоры на транспорте регулируются нормами о транспортных и гражданских договорах. В отличие от основного договора перевозки, вспомогательные договоры имеют более узкий предмет и не всегда требуют публичной формы или обязательного опубликования условий.

Вспомогательные договоры в сфере транспорта можно разделить на несколько типов в зависимости от их роли в транспортном процессе и правовой природы:

1. Договор транспортной экспедиции. Одним из самых распространенных видов вспомогательных договоров является договор транспортной экспедиции. Этот договор заключается для оказания услуг, связанных с организацией перевозки: бронирование транспортных средств, оформление документов, сопровождение груза и решение других логистических задач. Экспедитор действует в интересах заказчика, обеспечивая эффективное выполнение перевозки, но не является стороной в договоре перевозки, а представляет интересы клиента. Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 801 определяет договор транспортной экспедиции следующим образом: «Договор транспортной экспедиции – это такое соглашение, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (заказчика-грузоотправителя или грузополучателя), для выполнения или организации выполнения услуг, связанных с перевозкой грузов, указанных в договоре экспедиции» [2].

Из приведенного определения договора следует, что он является взаимным, т.е. предусматривающим права и обязанности сторон по отношению друг к другу. За оказываемые услуги экспедитор получает вознаграждение, поэтому исследуемый договор носит возмездный характер.

2. Договор буксировки. Договор буксировки применяется в сфере водного транспорта и заключается для предоставления услуг по перемещению судов или других плавучих объектов. Стороны в договоре буксировки — буксирный судовладельца и заказчик, который требует помощи в перемещении судна.

Договор буксировки хотя и близок по целевой направленности с договором перевозки груза, но имеет отличия в предмете, который составляет услуга по перемещению плавучих объектов, имеющих свой экипаж, и в способах перемещения, каким являются тяга или толкание. «Это дает основание считать его самостоятельным договором, относящимся к гражданско–правовым договорам об оказании услуг» [3, c. 88].

3. Договор фрахтования. Фрахтование представляет собой аренду транспортных средств для осуществления перевозки. Этот договор бывает двух видов: с экипажем и без. В отличие от договора перевозки, фрахтование чаще всего заключается для аренды судов или воздушных судов, что предоставляет арендаторам больше гибкости в организации транспортных операций.

Вспомогательные договоры выполняют несколько ключевых функций в транспортной сфере:

1.Обеспечение эффективности перевозок. Они позволяют избежать задержек, упрощают оформление и транспортировку товаров, снижают риски для всех участников процесса.

2.Повышение безопасности. Договоры лоцманских услуг, буксировки и другие обеспечивают безопасность морских и воздушных перевозок.

3. Улучшение координации и взаимодействия между участниками.  Например, договоры транспортной экспедиции обеспечивают согласование действий между различными сторонами перевозки — экспедиторами, перевозчиками и получателями грузов.

Несмотря на важность вспомогательных договоров, правовое регулирование этой сферы сталкивается с рядом проблем. Одной из главных является недостаточная правовая определенность в регулировании отдельных видов вспомогательных договоров, таких как транспортная экспедиция или фрахтование. Законы не всегда содержат чёткие нормы, регламентирующие права и обязанности сторон, что создаёт правовую неопределенность и риски для участников сделки. Также существует проблема несанкционированного вмешательства в организацию перевозки, когда, например, транспортные экспедиторы нарушают обязательства или не выполняют работу должным образом. В заключение следует отметить, что вспомогательные договоры на транспорте являются важной частью транспортной инфраструктуры и логистики. Несмотря на это, их правовое регулирование требует совершенствования в целях повышения правовой определенности и защиты интересов сторон. Учитывая их ключевую роль в обеспечении безопасности и эффективности транспортных операций, необходимо усовершенствовать законодательство, чётко прописывая условия их заключения и исполнения.

 

Список литературы:
1. Нестолий В.Г. Хаснутдинов А. И. К разработке общей теории вспомогательного договора // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. – 2012. – С. 140-145
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ. Часть вторая // Российская газета от 6, 7, 8 февраля 1996 г. N 23, 24, 25
3. Морозов С.Ю. Транспортное право : учебное пособие. –  Москва: Волтерс Клувер, 2010. — 320 c.