ИДИОПАТИЧЕСКАЯ ХОДЬБА НА НОСКАХ У ДЕТЕЙ ЗНАЧЕНИЕ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(334)
Рубрика: Медицина и фармацевтика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(334)
ИДИОПАТИЧЕСКАЯ ХОДЬБА НА НОСКАХ У ДЕТЕЙ ЗНАЧЕНИЕ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
IDIOPATHIC TOE WALKING IN CHILDREN: THE IMPORTANCE OF EARLY DETECTION AND THE ROLE OF PHYSICAL ACTIVITY IN PRESCHOOL INSTITUTIONS
Yulia Kiseleva
Student, Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod
Аннотация. В статье рассмотрена проблема идиопатической ходьбы на носках (ИХН) у детей дошкольного возраста как актуального состояния, связанного с нарушениями моторного развития и снижением двигательной активности. Целью исследования было определить эффективность программ специализированной физической активности в условиях дошкольного образовательного учреждения для коррекции ИХН. В исследовании приняли участие 62 ребёнка в возрасте от 3 до 6 лет, разделённых на основную и контрольную группы.
Abstract. The article addresses the issue of idiopathic toe walking (ITW) in preschool children as a relevant condition associated with motor development disorders and decreased physical activity. The aim of the study was to assess the effectiveness of targeted physical activity programs within preschool educational settings for the correction of ITW. The study involved 62 children aged 3 to 6 years, divided into an experimental group and a control group.
Ключевые слова: идиопатическая ходьба на носках, дети дошкольного возраста, физическая активность, моторное развитие, коррекция походки.
Keywords: idiopathic toe walking, preschool children, physical activity, motor development, gait correction.
Актуальность. Идиопатическая ходьба на носках (ИХН) остается актуальной проблемой в педиатрии, в связи с ростом двигательной пассивности среди детей дошкольного возраста и необходимости повышения уровня междисциплинарной помощи детям, имеющим нарушения моторного развития [1]. ИХН проявляется в детском возрасте, когда ребенок ходит, опираясь преимущественно на переднюю часть стопы, не используя полный свод и пятку. Естественное исчезновение этого паттерна часто происходит в возрасте до 2,5-3 лет [2]. Раннее включение специализированных программ физической активности в дошкольных учреждениях способствует коррекции идиопатической ходьбы на носках у детей, улучшению их моторного развития и профилактике патологий опорно-двигательного аппарата.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось в январе 2025 года на базе МБДОУ Детский сад «Солнышко», г. Муравленко. В рамках проекта было обследовано 62 ребёнка в возрасте от 3 до 6 лет, которые имели устойчивое отклонение в походке, соответствующее критериям ИХН. Основная группа (n=32): дети, которые прошли целенаправленную программу корректирующей физической активности; контрольная группа (n=30): дети, наблюдавшиеся без целенаправленной физической нагрузки (посещали стандартные учебные и игровые занятия). Критерии включения: дети в возрасте от 3 до 6 лет; подтверждённый диагноз ИХН на основании клинического осмотра; сохранение привычного паттерна ходьбы более 6 месяцев. Критерии исключения: церебральный паралич или признаки спастических поражений; доказанные миопатии и дистрофии мышечной ткани; нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата врождённого или травматического характера. Проводились: осмотры для оценки динамики походки, получение отпечатков сводов стоп, плантография, оценка гибкости голеностопного сустава, тест на напряжение ахиллова сухожилия, оценка уровня общей двигательной активности, программы физической активности (основная группа) три раза в неделю по 30 минут. Данные обрабатывались с использованием программы SPSS Statistics v.27 (p < 0,05).
Результаты и обсуждения. На момент завершения программы у детей из основной группы наблюдалось значительное улучшение в восстановлении нормального паттерна походки, характеризующегося полной опорой на стопу. У 84,3% детей этой группы отмечено исчезновение ходьбы на носках, а также увеличение растяжимости ахиллова сухожилия на 65% по сравнению с исходными данными. В контрольной группе положительная динамика зафиксирована у 53,3% детей, при этом увеличение гибкости ахиллова сухожилия составило лишь 30%. Участники программы реже испытывали утомляемость, дольше сохраняли нормальный тип походки в повседневной активности, что подтверждает важность сенсорной стимуляции, игровых форм двигательной активности и направленной коррекционной работы. Полученные результаты подчеркивают необходимость внедрения целенаправленных междисциплинарных подходов к ранней диагностике и коррекции ИХН, особенно в рамках образовательной среды.
Заключение. ИХН остаётся важной проблемой педиатрии, требующей междисциплинарного подхода. Результаты исследования показали высокую эффективность целевых программ физической активности для коррекции ИХН, проводимых в рамках дошкольного образования. Ранняя диагностика патологии в возрасте до 3-4 лет позволяет своевременно исправить нарушения и предотвратить дальнейшее прогрессирование ИХН и развитие осложнений.
