Статья:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(340)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Зеленкова Д.А. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 31(340). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/340/177506 (дата обращения: 24.10.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ

Зеленкова Дарья Антоновна
студент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

Актуальность обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля (ВФК) в государственных и коммерческих структурах обусловлена необходимостью рационального использования ресурсов, предотвращения финансовых нарушений и, в особенности, коррупционных проявлений. ВФК является важным инструментом для обеспечения законности и прозрачности финансово-хозяйственной деятельности. В Российской Федерации правовые основы ВФК регулируются рядом нормативных актов, включая Федеральный закон № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, федеральные стандарты внутреннего финансового контроля, а также законодательство о противодействии коррупции (Федеральный закон № 273-ФЗ). Однако, несмотря на наличие правовой базы, эффективность ВФК во многом зависит от четкости и однозначности правовых норм, а также от эффективности их применения на практике. Целью данной статьи является анализ влияния правового регулирования на эффективность ВФК и выявление коррупционных рисков, основанный на работах Е.И. Ефремовой, ведущего специалиста в области государственного финансового контроля. В частности, будут рассмотрены вопросы формирования системы показателей эффективности ВФК, роль ВФК в выявлении коррупционных рисков в различных сферах деятельности и влияние правового регулирования на методы финансового анализа.

Одним из ключевых аспектов обеспечения эффективности ВФК является наличие четкой и обоснованной системы показателей. Как отмечает Е.И. Ефремова в своей статье “Основные подходы к формированию системы показателей эффективности внутреннего контроля”, “эффективная система показателей должна отражать ключевые аспекты деятельности организации, учитывать ее специфику и обеспечивать возможность объективной оценки результативности контрольных процедур” [1]. Проблема заключается в том, что в настоящее время отсутствуют единые федеральные стандарты и методики оценки эффективности ВФК, что затрудняет сопоставление результатов контрольных мероприятий и выявление областей, требующих улучшения. На практике часто используются показатели, ориентированные на формальное соответствие требованиям законодательства, а не на реальную оценку эффективности контрольных процедур. Например, вместо оценки влияния ВФК на предотвращение финансовых потерь, оценивается лишь количество проведенных проверок. Необходимо разработать четкие критерии оценки эффективности ВФК, которые бы учитывали специфику деятельности различных организаций, основывались на оценке рисков и позволяли бы объективно оценивать результативность контрольных мероприятий. Правовое закрепление таких критериев позволит повысить ответственность должностных лиц за организацию и проведение ВФК.

В статье Е.И. Ефремовой “Организация внутреннего контроля в производственной и торговой деятельности” [2] рассматриваются конкретные методы организации ВФК, направленные на выявление и предотвращение коррупционных рисков в этих сферах. В частности, выделяются следующие направления контрольных процедур: контроль за закупками, учет запасов, контроль за дебиторской и кредиторской задолженностью, а также контроль за соблюдением кассовой дисциплины. На практике, однако, эффективность этих процедур часто снижается из-за недостаточной проработки нормативной базы. Например, отсутствие четких требований к проведению тендеров и заключению договоров может создавать условия для злоупотреблений и коррупционных действий. Злоупотребления при закупках, хищения и откаты являются распространенными формами коррупции, которые могут быть выявлены и предотвращены с помощью эффективных контрольных процедур. Правовое регулирование должно предусматривать четкие требования к организации закупочной деятельности, в том числе к проведению тендеров, заключению договоров и контролю за исполнением обязательств. Эффективный ВФК должен включать в себя не только проверку соответствия операций требованиям законодательства, но и анализ рисков, связанных с возможностью коррупционных действий.

Влияние правового регулирования на методы финансового анализа в целях выявления признаков недобросовестности рассмотрено в статье Е.И. Ефремовой “Методы финансового анализа бухгалтерской отчётности в лизинговых компаниях” [3]. Несмотря на то, что статья посвящена анализу финансовой отчетности лизинговых компаний, предложенные методы могут быть использованы и для выявления признаков недобросовестности в других сферах деятельности. В частности, анализ финансовых показателей может выявить признаки манипулирования прибылью, завышения стоимости активов, сокрытия обязательств и других нарушений, которые могут свидетельствовать о коррупционных схемах. Однако, для эффективного применения этих методов необходимо обеспечить прозрачность финансовой отчетности и доступность информации для органов контроля. Правовое регулирование должно предусматривать четкие требования к раскрытию информации о финансовых результатах, а также к проведению аудита финансовой отчетности.

Как отмечают Е.И. Ефремова и С.Н. Саргсян в статье “Роль органов государственного финансового контроля в борьбе с коррупцией” [4], органы ГФК играют важную роль в выявлении и пресечении коррупционных правонарушений. Однако, эффективность их деятельности во многом зависит от объема предоставленных им полномочий и наличия необходимых ресурсов. На практике, органы ГФК часто сталкиваются с ограничениями доступа к информации, а также с недостаточной защитой от давления со стороны заинтересованных лиц. Правовое регулирование должно предусматривать расширение полномочий органов ГФК, обеспечение их независимости и защиту от вмешательства в их деятельность.

Совершенствование правового регулирования ВФК является важным фактором повышения эффективности борьбы с коррупцией. Необходимо разработать единые стандарты и методики оценки эффективности ВФК, обеспечить прозрачность финансовой отчетности и расширить полномочия органов ГФК. Только при условии комплексного подхода к решению этих проблем можно создать эффективную систему ВФК, способную выявлять и предотвращать коррупционные риски.

 

Список литературы:
1. Ефремова, Е. И. Основные подходы к формированию системы показателей эффективности внутреннего контроля / Е. И. Ефремова // Журнал экономических исследований. – 2016. – Т. 2, № 10. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vnutrennego-kontrolya-v-proizvodstvennoy-i-torgovoy-deyatelnosti (дата обращения: 23.09.2025).
2. Ефремова, Е. И. Методы финансового анализа бухгалтерской отчётности в лизинговых компаниях / Е. И. Ефремова // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – URL: [https://cyberleninka.ru/article/n/metody-finansovogo-analiza-buhgalterskoy-otchetnosti-v-lizingovyh-kompaniyah]. (дата обращения: 23.09.2025).
3. Гогина, Г.Н., Аджиев, Х.Х. Оценка эффективности государственного финансового контроля в обеспечении сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации // Финансы и кредит. 2022. Т. 28, № 3 (819). С. 620-636.