ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(340)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(340)
ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме информационной безопасности, так как она становится ключевым аспектом современного образования в условиях цифровизации учебного процесса и активного внедрения новых технологий перед образовательными учреждениями.
Ключевые слова: безопасность, информационная безопасность, образование, принципы информационной безопасности.
Пономарев С.В., Монахов М.Ю. дают такое определение основному понятию: «Информационная безопасность — это состояние защищенности информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений».[4] «Информационная безопасность в образовании — это совокупность организационных, правовых и технических мероприятий, обеспечивающих защиту образовательных ресурсов, персональных данных обучающихся и преподавателей, а также поддерживающих инфраструктур от внешних и внутренних угроз» - дают такое определение в своей статье Таратухина Ю.В., Карабанова О.В.[6] Лапшина И.А., Барсуков Н.Н.: «Информационная безопасность в образовании — это система мер, направленная на сохранение конфиденциальности, целостности и доступности образовательной информации, включая персональные данные участников образовательного процесса, в условиях использования информационно-коммуникационных технологий».[2] В целом информационная безопасность в школе включает технические и правовые аспекты. В рамках школьного и домашнего общения с компьютером имеется возможность использовать уже наработанные средства, ряд из которых хорошо известны и даже включены в различные программные средства. В каждой школе должна быть сформулирована и оформлена политика безопасности, под которой понимают совокупность руководящих принципов, правил, процедур и практических приёмов в области безопасности, которые регулируют управление, защиту и распределение ценной информации.[3] Политика безопасности зависит: от конкретной технологии обработки информации; от используемых технических и программных средств;
С практической точки зрения политику безопасности можно отнести к уровню решения, затрагивающие школу в целом. Они носят весьма общий характер и, как правило, исходят от руководства школы. Без использования новых подходов, поиска современных форм и способов обеспечения безопасности образовательного учреждения решить эти задачи невозможно. Анализируя данные, можно утверждать, что социально - педагогическое решение проблемы информационной безопасности образования должно проходить под руководством специально подготовленного для этого специалиста. Таким образом, принципы информационной безопасности в школе включают следующие аспекты: комплексность, своевременность, достаточность, обучение, установка политик безопасности, ограничение доступа к сайтам и ресурсам, резервное копирование данных, защита Wi-Fi, мониторинг и контроль доступа, содействие родителям.[4]
13 июля 2022 года появилось новое требование Постановления №1241, в рамках которого школы должны предоставлять образовательные данные региональным ЭЖД, которые будут перенаправляться в ФГИС «Моя школа» и ЕПГУ.[5] Постановление сосредоточено на организации обмена данными между различными системами и установлением порядка взаимодействия между ними. Тем не менее, косвенно, это постановление затрагивает вопросы информационной безопасности, так как предполагает необходимость соблюдения требований к защите персональных данных и обеспечению безопасности передачи информации между системами. Таким образом, информационная безопасность включает в себя компьютерную безопасность и безопасность пользователей. Важным шагом в обеспечении информационной безопасности является следование всем принципам информационной безопасности и разработка политики безопасности в каждом образовательном учреждении. Кроме того, необходимо учитывать новые требования законодательства.
