Статья:

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(340)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Красноперова К.П. ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 31(340). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/340/177699 (дата обращения: 21.10.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Красноперова Ксения Павловна
студент Института педагогики и психологии, ФГБОУ ВО Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, учитель начальных классов МБОУ «Выльгортская СОШ №1», РФ, с. Выльгорт

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме информационной безопасности, так как она становится ключевым аспектом современного образования в условиях цифровизации учебного процесса и активного внедрения новых технологий перед образовательными учреждениями.

 

Ключевые слова: безопасность, информационная безопасность, образование, принципы информационной безопасности.

 

Пономарев С.В., Монахов М.Ю.  дают такое определение основному понятию: «Информационная безопасность — это состояние защищенности информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений».[4] «Информационная безопасность в образовании — это совокупность организационных, правовых и технических мероприятий, обеспечивающих защиту образовательных ресурсов, персональных данных обучающихся и преподавателей, а также поддерживающих инфраструктур от внешних и внутренних угроз» - дают такое определение в своей статье Таратухина Ю.В., Карабанова О.В.[6] Лапшина И.А., Барсуков Н.Н.: «Информационная безопасность в образовании — это система мер, направленная на сохранение конфиденциальности, целостности и доступности образовательной информации, включая персональные данные участников образовательного процесса, в условиях использования информационно-коммуникационных технологий».[2] В целом информационная безопасность в школе включает технические и правовые аспекты. В рамках школьного и домашнего общения с компьютером имеется возможность использовать уже наработанные средства, ряд из которых хорошо известны и даже включены в различные программные средства. В каждой школе должна быть сформулирована и оформлена политика безопасности, под которой понимают совокупность руководящих принципов, правил, процедур и практических приёмов в области безопасности, которые регулируют управление, защиту и распределение ценной информации.[3] Политика безопасности зависит: от конкретной технологии обработки информации; от используемых технических и программных средств;

С практической точки зрения политику безопасности можно отнести к уровню решения, затрагивающие школу в целом. Они носят весьма общий характер и, как правило, исходят от руководства школы. Без использования новых подходов, поиска современных форм и способов обеспечения безопасности образовательного учреждения решить эти задачи невозможно. Анализируя данные, можно утверждать, что социально - педагогическое решение проблемы информационной безопасности образования должно проходить под руководством специально подготовленного для этого специалиста. Таким образом, принципы информационной безопасности в школе включают следующие аспекты: комплексность, своевременность, достаточность, обучение, установка политик безопасности, ограничение доступа к сайтам и ресурсам, резервное копирование данных, защита Wi-Fi, мониторинг и контроль доступа, содействие родителям.[4]

13 июля 2022 года появилось новое требование Постановления №1241, в рамках которого школы должны предоставлять образовательные данные региональным ЭЖД, которые будут перенаправляться в ФГИС «Моя школа» и ЕПГУ.[5] Постановление сосредоточено на организации обмена данными между различными системами и установлением порядка взаимодействия между ними. Тем не менее, косвенно, это постановление затрагивает вопросы информационной безопасности, так как предполагает необходимость соблюдения требований к защите персональных данных и обеспечению безопасности передачи информации между системами. Таким образом, информационная безопасность включает в себя компьютерную безопасность и безопасность пользователей. Важным шагом в обеспечении информационной безопасности является следование всем принципам информационной безопасности и разработка политики безопасности в каждом образовательном учреждении. Кроме того, необходимо учитывать новые требования законодательства.

 

Список литературы:
1. Анисимов, В. В. Обеспечение информационной безопасности в образовательных учреждениях: Учебное пособие / В. В. Анисимов. — СПб.: Питер, 2015. — 192 с.
2. Лапшина, И. А. Актуальные проблемы информационной безопасности в образовании / И. А. Лапшина, Н. Н. Барсуков // Современные технологии в образовании: сборник материалов конференции. — 2019. — С. 123–129.
3. Поляков, К. Л. Организация и обеспечение информационной безопасности в школе: Методические рекомендации / К. Л. Поляков. — М.: Академия, 2016. — 112 с.
4. Пономарев, С. В. Информационная безопасность: концептуальные и методологические основы защиты информации / С. В. Пономарев, М. Ю. Монахов. — Москва : Издательство, 2017. — 256 с.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2022 № 1241 «О федеральной государственной информационной системе "Моя школа" и внесении изменения в подпункт "а" пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме»
6. Таратухина, Ю. В. Информационная безопасность в образовании: вызовы и решения / Ю. В. Таратухина, О. В. Карабанова // Педагогика. — 2020. — № 10. — С. 78–85.