Статья:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(341)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Попова А.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 32(341). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/341/177950 (дата обращения: 20.10.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ

Попова Алина Андреевна
магистрант, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 38 г. Сыктывкар, РФ, г. Сыктывкар

 

Аннотация. Данная статья анализирует подходы к адаптации молодых учителей, уделяя особое внимание их личностному росту. Рассмотрение ведется через призму трех ключевых аспектов: использование новых технологий в обучении, мотивация и саморегуляция, а также способность к самоанализу.

 

Ключевые термины: Адаптация новых учителей, поддержка в начале карьеры, помощь в профессиональном развитии.

 

Введение: Вопрос успешной адаптации молодых специалистов актуален во многих сферах, и образование – не исключение. Выпускники педагогических вузов часто испытывают сложности, начиная свою профессиональную деятельность. Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам, ожидая от них высокого уровня знаний, практических навыков, творческого подхода, конкурентоспособности и умения быстро приспосабливаться к изменениям. Чтобы соответствовать этим требованиям, начинающему учителю необходим не только опыт работы, но и успешная адаптация к новой профессиональной среде. От того, насколько быстро и эффективно пройдет этот процесс, зависит психоэмоциональное состояние учителя, его мотивация к работе и, в конечном итоге, его желание продолжать работать в образовании (по мнению Е.Г. Алушкиной).
Профессиональная адаптация учителя – это процесс, когда новый педагог привыкает к работе в школе, к общению с коллегами, учениками и родителями, а также осваивает новые роли и обязанности (по определению М.С. Сотниковой).

С самого начала работы молодой учитель сталкивается с рядом важных задач:

Установление хороших отношений: Налаживание эффективного общения и взаимодействия со всеми, кто участвует в образовательном процессе: учениками, другими учителями, руководством школы и родителями.

Применение знаний и умений: Использование знаний и навыков, полученных в университете, на практике.

Самоанализ и самосовершенствование: Оценка своих способностей и работы, готовность учиться новому, а также изменение своего поведения, если это необходимо, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих (по А.А. Красновой).

Успешность адаптации молодого учителя начальных классов можно оценить по следующим критериям:

Социально-психологический аспект: Как учитель относится к школе, коллегам и ученикам, насколько он доволен условиями работы.

Профессиональный аспект: Насколько хорошо учитель выполняет свои обязанности, участвует в жизни школы и коллектива.

Личностный аспект: Удовлетворенность работой, стремление к профессиональному росту и саморазвитию (по М.А. Текутьевой).

Для успешного наставничества молодых учителей начальных классов важно учитывать особенности этого процесса.

М.С. Сотникова [3, с. 10] предлагает определенную структуру для адаптации начинающих педагогов. Современная система образования в России стремится привлечь в профессию талантливую молодежь. Поэтому государство поддерживает развитие учителей, которые умеют постоянно учиться и передавать эту способность своим ученикам.

Важным аспектом адаптации молодых учителей в современной школе является использование новых технологий и инноваций в образовании.

В рамках этого процесса молодым учителям может быть оказана специализированная психолого-педагогическая поддержка, включающая:

Диагностика и мониторинг: Оценка личностного развития учителя по таким направлениям, как использование новых технологий, мотивация и саморегуляция, а также способность к самоанализу и рефлексии. Адаптация молодых специалистов: Поддержка и развитие

1. Вводный этап и сопровождение:

Знакомство: Администрация и наставники помогают молодым специалистам освоиться, предоставляя информацию о школьных правилах, должностных обязанностях и ведении документации. Предоставляются методические материалы и проводятся консультации.

2. Профессиональное развитие:

Семинары и мастер-классы: Организуются мероприятия для повышения квалификации, изучения современных образовательных подходов и стимулирования творческого потенциала.

Психологическая поддержка: Проводятся тренинги для облегчения интеграции в педагогический коллектив.

3. Мотивация и саморегуляция:

Влияние мотивации: Мотивация играет ключевую роль в адаптации, определяя стремление, усердие и настойчивость. Она помогает:

Принимать правила и условия работы.

Преодолевать трудности.

Сохранять интерес к профессии.

Саморегуляция: Адаптация включает в себя выработку стратегий поведения для эффективного решения задач.

4. Развитие личности и самоконтроля:

В начале адаптации важен самоконтроль. По мере освоения работы развиваются такие качества, как ответственность, организованность, исполнительность и выносливость.

5. Методы формирования адаптации:

Наставничество: Программы наставничества помогают новичкам адаптироваться к коллективу, изучить корпоративную культуру и правила.

Командная работа: Тренинги, практические занятия и деловые игры способствуют решению проблем, укреплению командного духа и развитию навыков.

Поддержка психологического благополучия: Программа психологической помощи призвана помочь сотрудникам справляться со стрессом и адаптироваться к новым условиям работы. Она включает в себя профилактику стресса и помощь в решении возникающих проблем.

Самоанализ и планирование в профессиональной адаптации: Этот процесс подразумевает самопознание и умение предвидеть будущее.

Что такое рефлексия: Рефлексия – это способность человека анализировать свои действия, понимать их причины и последствия, а также оценивать свои мотивы и предвидеть реакцию окружающих.

Основные элементы самоанализа (рефлексии):

- Понимание, почему человек делает то, что делает.

- Оценка достигнутых результатов.

- Оценка своих профессиональных умений.

- Осознание, насколько важна для человека его работа.

- Анализ моральных и психологических аспектов работы.

- Оценка развития качеств, необходимых для работы.

- Развитие способности критически мыслить.

- Умение предвидеть будущее.

Значение рефлексии: Развитая способность к самоанализу помогает человеку найти свое место в профессии. Для успешной адаптации важно уметь общаться, реалистично оценивать свои знания и возможности, а также соотносить свои желания с тем, что возможно достичь.

Адаптация молодых учителей начальных классов: Успешная адаптация молодых учителей начальных классов, особенно при поддержке опытного наставника, требует создания благоприятных условий. Это включает в себя:

- Эффективное управление и организацию учебного процесса.

- Выбор подходящих способов и форм совместной работы.

- Разработку индивидуального плана развития для молодого учителя.

- Обеспечение психологической и педагогической поддержки в процессе адаптации.

 

Список литературы:
1. Алушкина, Е. Г. Профессиональная адаптация начинающих педагогов в условиях образовательной организации / Е. Г. Алушкина // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 7-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием, Ульяновск, 20–21 июня 2019 года / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2019. – С. 86-89. – URL: https://clck.ru/3EJ9Vm.
2. Краснова, А. А. Профессиональная адаптация молодых педагогов / А. А. Краснова // Образование в XXI веке: Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 15 апреля 2019 года / под редакцией О. М. Коломиец, М. Г. Голубчиковой, И. И. Капалыгиной, Р. К. Кыякбаевой. – М.: Развитие образования; Иркутск: ИГУ, 2019. – С. 479-482. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38254725.
3. Сотникова, М. С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей в инновационной образовательной среде: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Сотникова Марина Сергеевна; Московский педагогический государственный университет. – Москва, 2017. – 22 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30444546.
4. Текутьева, М. А. Профессиональная адаптация молодого педагога в образовательном учреждении: особенности, условия, диагностика / М. А. Текутьева, С. А. Быков // Перспективы развития науки в современном мире: Сборник статей по материалам XI международной научно-практической конференции. В 2 частях, Уфа, 19 октября 2018 года. Том Часть 2(2). – Уфа: Дендра, 2018. – С. 106-111. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36622555.