ШТРАФ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ И ПРИМЕНЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(342)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(342)
ШТРАФ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ И ПРИМЕНЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению некоторых проблем законодательной регламентации и применения штрафа в российском уголовном праве.
Ключевые слова: штраф; судебный штраф; уголовное законодательство; наказание; уголовное наказание; проблемы законодательной регламентации и применения штрафа.
Эффективное использование альтернативных лишению свободы наказаний для лиц, совершивших преступления, призвано защищать общество, сокращать общий уровень преступности, уменьшать численность заключенных учреждений пенитенциарной системы, препятствовать консолидации криминальных группировок.
Наказание в форме штрафа представляет собой одну из таких альтернатив, обладающую высоким потенциалом для дальнейшего развития. Реализация штрафа как меры наказания практически не связана с большими расходами, однако успешность его применения целиком зависит от текущего состояния нормативных актов уголовного и уголовно-исполнительного права, регламентирующих порядок назначения и исполнения наказания. При этом карательный элемент штрафа обусловлен негативным воздействием на имущество осужденного. Общая тенденция характеризуется увеличением доли штрафов в санкциях Особенной части Уголовного кодекса РФ, что демонстрирует стремление властей к смягчению государственной уголовной политики [4, с. 81].
Современное общество периодически сталкивается с проблемами исполнения уголовного наказания в виде штрафа. Эти трудности касаются не только сотрудников правоохранительных структур, но и самих подсудимых, судебной власти и всего общества в целом. Существует ряд факторов, которые способны сделать процедуру исполнения штрафа нестабильной и малоэффективной.
Несмотря на относительную мягкость и широкую распространенность штрафа как формы наказания, его реализация сопровождается зачастую некоторыми сложностями. Одна из ключевых проблем заключается в возможных ошибках при определении размера штрафа. Недостаточное внимание к финансовым возможностям осужденного способно вызвать затруднения с оплатой, приводя к затягиванию сроков исполнения или даже изменению типа наказания.
Следующая проблема связана с относительно низкой эффективностью направленных на взыскание штрафа принудительных мер. Осужденные иногда целенаправленно уклоняются от уплаты, несмотря на принимаемые по отношению к ним меры (например, арест имущества). Подобные случаи ставят под сомнение справедливость существующей системы наказаний, а также вызывают недовольство общественности. Также наличествует проблема обеспечения соблюдения сроков уплаты штрафов.
Другая проблема кроется в низкой эффективности надзора и контроля за реализацией штрафных наказаний. Это приводит к тому, что со стороны исполнительной и правоохранительной систем накапливаются задолженности, растет число граждан, игнорирующих свои обязанности. Дополнительную сложность создает отсутствие современной информационной инфраструктуры, необходимой для полноценного функционирования контрольных механизмов. Представляется, что ключевым приоритетом должно стать создание и внедрение полноценной информационной базы данных, обеспечивающей оперативный мониторинг исполнения населением штрафных обязательств и облегчающей процесс сбора задолженностей. Данная система должна функционировать в режиме реального времени и быть доступной для всех соответствующих государственных служб и правоохранительных органов [2, с. 449].
Судебная система также испытывает трудности с рассмотрением споров относительно размера штрафа. Обжалование штрафа ведет к значительным временным и ресурсным вложениям участников процесса, создавая тем самым дополнительную нагрузку на суды, и обременяя стороны дела и юристов.
Еще одной проблемой можно назвать слабую социальную адаптацию лиц, которые исполнили наказание в виде штрафа. Штрафное воздействие не предусматривает наличие ресоциализационных и реабилитационных программ для нарушителей. Они остаются без достаточной государственной поддержки, возвращаясь к привычному укладу жизни, что повышает риски повторного нарушения закона. Здесь целесообразно организовать индивидуальный подход и оказывать специализированную помощь таковым лицам, обеспечивая им доступ к программам трудоустройства, профессиональной реабилитации и социальным услугам для успешной адаптации и возвращения к обычной жизни.
Обозначенные проблемы исполнения штрафа как уголовного наказания настоятельно требуют пристального внимания со стороны судебной и правоохранительной систем. Важно внедрить надежные инструменты контроля и грамотного назначения штрафных санкций, принимая во внимание социально-экономическое положение правонарушителей. Эта задача заслуживает отдельного детального анализа и проработки для улучшения всей процедуры исполнения наказания. Нужна продуманная система, которая обеспечит учет материальных возможностей, осужденных и повысит эффективность мероприятий по принудительному взысканию штрафа. Наряду с этим, судебные органы обязаны оперативно и беспристрастно рассматривать разногласия касательно размеров штрафа.
Следует также обозначить и проблемный вопрос замены штрафа иным видом наказания в ситуациях невозможности его уплаты или злостного уклонения. Ни уголовное, ни уголовно-исполнительное право не предоставляют конкретных ориентиров, позволяющих однозначно сопоставлять штраф с иными видами наказания [4, с. 83].
Представляется необходимым законодательно закрепить принципы пропорциональности при замене штрафа иными видами наказания. Допустима унификация самой процедуры замещения штрафа, как в случаях злостного уклонения от уплаты, так и при наличии объективных препятствий для исполнения. Считаем, что соблюдение принципа справедливости требует формирования определенных критериев, детально очерчивающих пределы назначения штрафа и иных наказаний в зависимости от характера и степени общественной опасности деяний, что снизило бы субъективизм судейских решений. Важно учесть, что замена штрафа должна создавать ощутимые негативные последствия для осужденного, стимулируя исполнение обязательства. Строгость наказания должна находиться в прямой взаимосвязи с размером штрафа: большие сроки подразумевают высокие штрафные санкции, меньшие - соответственно умеренные.
Штраф, будучи определен в ст. 46 УК РФ как денежное взыскание, не ограничивается рамками уголовного права. Этот институт присутствует также в административно-правовом поле (КоАП РФ), процессуальном (ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, УПК РФ) и гражданско-правовом законодательстве (ГК РФ).
В уголовном праве штраф также многогранен: он функционирует как основное или дополнительное наказание (ст. 45 УК РФ), мера уголовно-правового характера (судебный штраф, ст. 104.4–104.5 УК РФ) и особая мера денежного возмещения, выступающего условием освобождения от уголовной ответственности при возмещении ущерба (ст. 76.1 УК РФ).
Стоит обратить внимание на существенные различия между уголовно-правовым судебным штрафом и судебными штрафами, используемыми в гражданском, арбитражном и административном процессах (а также «денежным взысканием», установленным уголовно-процессуальным правом). Все разновидности представляют собой денежные взыскания, поступающие в государственный бюджет, однако цели и основания их применения различаются. В уголовном праве судебный штраф выступает как альтернативная мера освобождению от уголовной ответственности при полном возмещении виновным причиненного ущерба или устранении последствий преступления (ст. 76.2 УК РФ). Напротив, в процессуальной сфере подобные штрафы применяются как средство юридической ответственности за нарушение установленных правил участниками судопроизводства [5, с. 44].
Таким образом, независимо от отрасли права, штраф выступает мерой ответственности, несет карательное предназначение и подразумевает отрицательные последствия для лица, допустившего нарушение. При этом уголовный штраф, исходя из своей природы и места в структуре охранительных мер, логически должен быть более строгим, нежели аналогичные взыскания в других отраслях права.
Можно утверждать, что смешение различных категорий и сфер применения штрафа представляет собой значительную проблему, возникающую не только в уголовном праве, но и охватывающую отечественную правовую систему в целом. Очевидно, что законодателю стоит более четко определить соотношение разных видов штрафов и ясно обозначить зависимость их репрессивности (размеров) от важности объектов правовой охраны, нарушаемых соответствующими деяниями.
Важной проблемой, связанной с исследуемым видом наказания, является размывание структуры системы наказаний из-за противоречивых изменений в уголовном законе. Несмотря на то, что штраф официально считается самым мягким наказанием (он первый в списке видов наказаний, ст. 44 УК РФ), в действительности он давно утратил этот статус. Стремление законодателя усилить репрессивность штрафов привело к тому, что теперь данный вид наказания фактически превосходит по строгости такие наказания, как, например, обязательные и исправительные работы. Современные размеры штрафа делают его гораздо жестче многих других видов наказания, уступая разве что принудительным работам, аресту и лишению свободы [5, с. 45].
Так, среди наиболее острых и актуальных проблем штрафа как вида уголовного наказания выделяются следующие: отсутствие учета индивидуального материального положения - размеры штрафов зачастую не отражают реальные доходы и финансовое положение осужденного, что затрудняет исполнение наказания; трудности в контроле исполнения наказания - слабо развит механизм оперативного выявления фактов уклонения от уплаты штрафа и принятия эффективных мер принудительного взыскания; разрыв между системой штрафов и современными технологиями - не налажена полноценная информационная система фиксации и взыскания штрафов, что снижает эффективность и прозрачность исполнения; замена штрафа другими видами наказания - нормы о замене штрафа носят неопределенный характер и оставляют простор для произвольного толкования; несоответствие тяжести преступления размеру штрафа - отсутствует ясная логика соотношения между уровнем общественной опасности преступления и назначаемыми штрафами; недостаточность профилактических функций - штраф далеко не всегда воспринимается обществом как серьезное предупреждение против нарушений закона, поскольку последствия его уплаты кажутся малозначительными.
Таким образом, актуальные проблемы штрафа как вида уголовного наказания заключаются в несовершенстве механизма его назначения и исполнения, игнорировании индивидуального экономического положения осужденных, неопределенности соответствия размера штрафа тяжести преступления, проблемах контроля за выполнением постановления о штрафе, отсутствию комплексного информационного сопровождения процесса взыскания, недостаточности предупредительной роли и непрозрачности распределения собранных средств. Решение этих проблем потребует существенной модернизации законодательства, создания единой автоматизированной системы учета и взимания штрафов, выработки четких критериев и алгоритмов определения размера наказания, а также разъяснения гражданам смысла и целей данной меры уголовной ответственности.

