Статья:

АРХИТЕКТУРА И ПАМЯТЬ: КАК РАБОТАТЬ С ТРУДНЫМ НАСЛЕДИЕМ?

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(342)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Походяева А.С. АРХИТЕКТУРА И ПАМЯТЬ: КАК РАБОТАТЬ С ТРУДНЫМ НАСЛЕДИЕМ? // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 33(342). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/342/178165 (дата обращения: 03.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АРХИТЕКТУРА И ПАМЯТЬ: КАК РАБОТАТЬ С ТРУДНЫМ НАСЛЕДИЕМ?

Походяева Анастасия Сергеевна
студент, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Введение. Каждый город — это многослойная рукопись, где новые здания наслаиваются на старые, а улицы хранят память о разных, подчас противоречивых эпохах. Перед нами, архитекторами нового поколения, стоит сложнейшая задача: что делать с теми страницами этой рукописи, которые повествуют о боли, насилии и несправедливости? Речь идет о так называемом «трудном наследии» — объектах, связанных с тоталитарными режимами, военными конфликтами, колониализмом или системной дискриминацией [1, с. 45]. Это бывшие тюрьмы, лагеря, памятники спорным историческим фигурам, места массовых расстрелов. Долгое время стратегией по умолчанию было либо забвение, либо героизация. Но сегодня мы понимаем, что оба пути тупиковые. Память, вытесненная из физического пространства, никуда не исчезает, а героизация ранит тех, кто стал жертвой.

1. От отрицания к осмыслению: смена парадигмы.

Первым и самым важным шагом в работе с трудным наследием является отказ от его однозначной оценки. Задача архитектора — не вынести приговор истории, а создать пространство для диалога с ней. Ключевой принцип здесь — интерпретация, а не игнорирование или прославление. Ярким примером такой работы является мемориальный комплекс на месте нацистского лагеря смерти Аушвиц-Биркенау в Польше. Архитектурное вмешательство здесь минимально: сохранение подлинных артефактов (бараков, колючей проволоки, личных вещей) и продуманные маршруты позволяют месту «говорить» самому за себя, создавая мощный эмоциональный и образовательный эффект [2, с. 112].

В постсоветском пространстве этот вопрос стоит особенно остро. Мы сталкиваемся с наследием советского тоталитарного режима, и каждый проект по его адаптации становится полем для общественных дискуссий. Например, трансформация здания бывшего НКВД в музей требует чрезвычайной тактичности и смысловой точности. Речь идет не о «облагораживании», а о создании среды для рефлексии и поминовения, что подробно анализируется в работе российских исследователей [3, с. 78].

2. Стратегии работы: от мемориализации до реабилитации.

Современная практика предлагает несколько ключевых стратегий работы с трудными местами.

Мемориализация: Создание мемориалов, памятников и музеев. Важно, чтобы такие объекты не замыкались в себе, а становились частью городской ткани. Пример — Мемориал жертвам Холокоста в Берлине, расположенный в центре города. Его абстрактная форма не дает однозначных ответов, но провоцирует на размышление и эмоциональное сопереживание, что отмечает П. Штомпка в своих исследованиях коллективной памяти [4, с. 203].

Реабилитация и интеграция: Эта стратегия направлена на возвращение объекта городу через смену функции. Бывшая тюрьма может стать культурным центром, а здание политической полиции — архивом или музеем. Сложность здесь в том, чтобы новая функция не отрицала, а вступала в диалог с прошлым. Так, в «Доме террора» в Будапеште (музей, посвященный жертвам нацистского и коммунистического режимов) сама архитектура, использующая мрачные, давящие образы, становится частью экспозиции и инструментом передачи травматического опыта [5, с. 85].

3. Вызовы для архитектора: между этикой и эстетикой.

Работа с трудным наследием — это вызов профессиональной и человеческой этике архитектора. Мы сталкиваемся с рядом сложных вопросов. Как не впасть в спекуляцию на трагедии? Где та грань, за которой уважительная мемориализация превращается в «травматический китч»? Как использовать современные архитектурные формы (стекло, бетон, сталь), чтобы говорить о прошлом, не стилизуя его? Этические аспекты этой работы глубоко проанализированы в сборнике статей под редакцией М. Б. Гнедовского [1, с. 89-95]. Ответы на эти вопросы не могут быть только архитектурными. Они лежат в области истории, социологии, психологии и философии. Архитектор в таких проектах выступает не как единственный творец, а как модератор сложного междисциплинарного процесса, где голос историков и, что крайне важно, голоса жертв и их потомков должны быть услышаны, что является центральной темой в исследованиях мемориальной культуры [7, с. 112].

Заключение. Трудное наследие — это не архитектурный мусор, а часть нашей коллективной идентичности, какой бы болезненной она ни была. Задача архитектуры в этом процессе — не дать забыть, но и не позволить ранам вечно кровоточить. Она должна создавать пространства, которые из мест забвения или раздора превращаются в места памяти, понимания и, в конечном итоге, примирения. Для будущих архитекторов, это, возможно, самая сложная и ответственная миссия — научиться говорить на языке памяти, превращая боль прошлого в основу для более осознанного будущего, о чем убедительно свидетельствует мировой опыт мемориальных практик [2, с. 215; 6, с. 178].

 

Список литературы:
1. Трудное наследие: Архитектура и память о конфликтном прошлом. / Под ред. М. Б. Гнедовского, Ю. В. Линдемана. — СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2021. — 256 с.
2. Янг, Дж. Э. Холокост и память в монументах. — М.: Новое литературное обозрение, 2019. — 328 с.
3. Советское наследие: визуальная культура, архитектура, память. / Сост. И. В. Чувилова. — М.: РГГУ, 2020. — 304 с.
4. Штомпка, П. Социальное изменение как травма. — СПб.: Алетейя, 2016. — 352 с.
5. Филипп, Р. Архитектура памяти: Мемориальные комплексы Второй мировой войны. — М.: Прогресс-Традиция, 2018. — 198 с.
6. Ассман, Э. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. — М.: Новое литературное обозрение, 2020. — 328 с.
7. Память и урбанизм: монография. / Под общ. ред. А. В. Крашенинникова. — М.: Архитектура-С, 2019. — 272 с.