Цифровая печать в текстильной промышленности: становление и этапы развития
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(146)
Рубрика: Искусствоведение
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(146)
Цифровая печать в текстильной промышленности: становление и этапы развития
Аннотация. Данная статья посвящена анализу технологий цифровой печати в промышленных областях, связанных с производством текстиля и обойных покрытий, обращается внимание на выразительные возможности и художественные особенности различных техник печати.
Ключевые слова: цифровая печать, текстильная промышленность, обои, текстиль, цифровые технологии.
Технология цифровой печати в последние годы приобретает всё большую популярность. По данным исследований агентства Smithers Pira в период c 2012 по 2022 годы – это один из самых быстрорастущих сегментов рынка [1], так как цифровая печать позволяет производить изделия небольшими партиями и в короткий срок выводить их на рынок продаж.
На сегодняшний день технология цифровой печати по тканям является объектом многих исследований. Так, в своей диссертации «Разработка эффективной технологии подготовки хлопчатобумажной ткани под цифровую компьютерную печать активными красителями» кандидат технических наук Гранатович Н. Н. проводит исследование, цель которого заключается в поиске эффективных рецептур предпечатных композиций, которые смогут улучшить фиксацию активных красителей на хлопчатобумажных тканях. Помимо исследований технического характера, встречаются работы, связанные с оценкой художественной составляющей печатного текстиля. В работе «Художественное проектирование печатного текстильного рисунка с использованием фототехнологий» Бесчастнова П.Н. рассматривает художественные возможности фототехнологий и их использование в проектировании принтов для печати на ткани.
Одной из главных проблем, связанных с технологией цифровой печати, является вопрос о её экологической безопасности. Исследования показывают, что все краски для печати по тканям являются безвредными для здоровья человека, так как в их составе нет свинца и хрома. Одновременно производители современного оборудования стремятся использовать технологии, которые минимизируют выход токсичных отходов. Хотя, следует отметить, что в сравнении с традиционными видами печати на ткани, уже сегодня при производстве цифровой печати вредных отходов гораздо меньше.
В истории развития промышленности принято выделять три основных революции: механизация производства, совершенствование существующих методов производства, автоматизация и компьютеризация. Эти открытия привнесли глобальные изменения в производственный процесс. Сегодня, главным отличием промышленности является постепенное распространение инновационных скачков на весь промышленный сектор, когда в короткий промежуток времени происходит фундаментальный технологический прорыв, становящийся мейнстримом. [2]
Особую роль цифровые технологии играют в текстильном производстве, позволяя идти в ногу с быстроменяющимися требованиями рынка моды, мобильно реагируя на его изменения, в короткий период времени, создавая новую продукцию. Другим важным аспектом является возможность регулирования тиража производимой продукции, не допуская перепроизводства и избыточного использования ресурсов. Нереализованной продукции становится меньше, а это один из пунктов, говорящих о рентабельности и экологичности производства.
В использовании цифровой печати можно выделить и ещё один важный момент, связанный с проблемой «уникального» и «массового». В современном мире одним из ключевых моментов стала острая потребность человека в самоидентификации. В последние годы экспертные команды международных выставок, выделяют группы трендов, основанных на проблеме мировой глобализации и перенасыщенности жизни. Так экспертами выставки Heimtextil в сезоне 2019/2020 выявили пять сценариев: maximum glam (максимальный гламур), pure spiritual (чистый дух), active urban (энергичный город), heritage lux (богатое наследие), multi local (мультикультурный). Каждый из перечисленных трендов говорит о проблеме мировой глобализации и перенасыщенности жизни, которые делают невозможным процесс самоидентификации.
Maximum glam (максимальный гламур) - это стремление к передаче ощущения праздника через движение цвета и света, текстиль подчеркивает театральность и эффектность поверхности материалов, происходит совмещение текстиля с нестандартными материалами. Pure spiritual (чистый дух) - это стремление к совершенству и чистоте, восстановление утерянной в мегаполисах связи с природой. Active urban (энергичный город) говорит о том, что понятие идентичности меняется, и поэтому идентичность может состоять из множества различных уровней. Heritage lux (богатое наследие) призывает ценить историческое наследие и бороться с невежеством общества. Это новое выражение любви к роскоши и великолепию. Multi local (мультикультурный) подталкивает на переход локального в глобальное. [3]
Помимо большого количества положительных моментов, прогресс укоренил в нашей жизни такие понятия как «стандарт» и «конвейер», когда унификация выпускаемой продукции нивелировала понятие индивидуальности. С внедрением цифровой печати появилась возможность возвратиться к идее, если не уникального, то индивидуального. Цифровая печать позволяет создавать разнообразные проекты и быстро их реализовывать.
Цифровой печати по текстилю около четверти века, и сегодня это самый быстрорастущий сегмент в текстильной отрасли. Впервые, технологию печати, начали использовать в производстве футболок в США. Начиная с 50-х годов XX столетия, футболка стала неотъемлемой частью гардероба. Начиная со второй половины XX века, футболки выступают в качестве транспарантов: нанесенные лозунги используются как пропаганда в политической борьбе, определенные изображения демонстрируют музыкальные предпочтения или принадлежность человека к тому или иному культурному, социальному течению. Такие широкое распространение печати на футболках было связано важными технологическими новациями: в 1956 году были разработаны специальные краски для печати по текстилю, которые позволили расширить её художественные возможности. В 60-е годы набирает популярность трафаретная печать, а в 70-е годы появились первые ксероксы, при помощи которых стало возможным наносить изображения на любые поверхности, в том числе и на ткань.
В 80-е годы XX века наблюдается тенденция к самоидентификации личности, принт не просто стал украшением одежды, аксессуаров, но и информировал о взглядах и увлечениях владельца, его принадлежности к определенному сообществу. С момента появления шелкотрафаретной печати, позволявшей наносить изображения на уже готовые изделия, к этому времени относится начало входить в жизнь понятие корпоративного стиля. Компании массово заказывали одежду с эмблемами и логотипами своих организаций.
Цифровые технологии привносят в текстильную промышленность новое прочтение понятий скорости и гибкости производства. Отсутствие печатных форм дает существенное ускорение запуска новой продукции. Сокращаются случаи производственного брака, так как графические файлы отправляются непосредственно с компьютера на печатающие устройства, снижаются производственные затраты.
Кроме того, отсутствие или сокращение использования воды, меньшее количество употребляемых химикатов делает технологию, по сравнению с традиционной печатью на тканях, более экологичной. Внутри цифровой технологии более других соответствуют экологической концепции «sustainability» (устойчивость окружающей среды) те производства, где используются латексные чернила. Данные чернила представляют собой пигментные чернила на водной основе, в состав которых входят полимеры из искусственного латекса, пигменты, вода, растворитель и стабилизаторы.
Но, пожалуй, главное, что надо отметить, это широкие возможности цифровой печати для реализации творческого замысла дизайнера. При создании рисунков для традиционных видов печати, художник сталкивается с рядом проблем: ограниченное количество цветов, соблюдение неизменной логики в выстраивании цветовых слоев, определенные толщины абриса. Также надо учитывать то, что перед тем как созданное ими изображение будет напечатано, оно должно пройти еще несколько стадий проверки и подготовки: создание технического файла, утверждение рисунка технологами производства, нарезку печатных валов, колорирование, пробную печать. В условиях традиционного производства тканей и обоев существуют определенные риски: при игнорировании или недолжной отработки одного из пунктов технологической цепочки производство может понести ощутимые убытки.
Цифровая печать характеризуется высоким качеством исполняемых рисунков. Дизайн может быть создан как в цифровом виде, практически с любым графическим программным обеспечением, так и при помощи традиционных художественных средств. Существующие изображения или фотографии можно сканировать, а затем выполнять цифровое манипулирование для подготовки файла к цифровой печати. Отсутствие жестких рамок при создании рисунка позволяет дизайнеру создавать более сложные композиции, разнообразный рисунок, использовать богатую колористическую гамму.
Несмотря на большое количество преимуществ, у цифровой печати по ткани существуют некоторые ограничения. Одно из наиболее существенных – это трудности передачи цвета и тона заявленного в макете изображения, некоторые пантоны сложно получить при цифровой печати из-за технологических особенностей смешивания красок.
В 2015 году компанией Electroloom было анонсировано создание 3D технологии текстильной печати, которая была нацелена на создание бесшовных готовых предметов одежды на основе нестандартной 3D-сетки. Несмотря на то, что через год проект пришлось приостановить из-за прекращения финансирования, компания открыла новое пространство для экспериментов в области дизайна текстиля.
Таким образом, цифровая печать по текстилю является наиболее экологичной современной технологией, она дешевле, мобильнее традиционной, позволяет более гибко реагировать на изменения моды, быстро обновлять ассортимент продукции, создавать вещи малыми тиражами, учитывая интересы различных групп населения, индивидуальные запросы, увлечения. Цифровая печать раскрывает широкие возможности для реализации самых смелых творческих замыслов художников, работающих в области дизайна текстиля.
Примечания:
1. Шпилькин М. Цифровая печать по ткани. Что? Как? И почему?// Легкая промышленность. Курьер 2018. №4. стр 20-22.
2. Основные этапы промышленных революций. [Электронный ресурс] URL// https://tsa.su/ (дата обращения 12.12.2020)
3 Дизайн. Heimtextil: тренды 2020/2021 [Электронный ресурс] URL//https://www.interior.ru/ (дата обращения 15.12.2020)