Статья:

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(342)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Бастрыкина Д.Д. СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 33(342). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/342/178181 (дата обращения: 27.11.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Бастрыкина Диана Дмитриевна
студент, Самарский государственный технический университет, РФ, г. Самара
Трубецкая Ольга Вениаминовна
научный руководитель, Самарский государственный технический университет, РФ, г. Самара

 

Аннотация. В данной статье рассматривается стимулирование работников как важный инструмент управления в организации. Проводится анализ различных видов мотивации, их связь с базовыми потребностями человека на основе пирамиды Маслоу, а также функции мотивов трудовой деятельности. Также внимание уделяется системе вознаграждения сотрудников как способ повышения производительности и лояльности.

 

Ключевые слова: мотивация персонала, система вознаграждения, управление персоналом, производительность труда, лояльность сотрудников.

 

Актуальность данной темы заключается в том, что стимулирование сотрудников в организации – это важный инструмент управления, с помощью которого можно повысить качество работы организации, привлечь и удержать квалифицированных кадров и достичь стратегических целей.

Мотивированные и заинтересованные сотрудники работают более продуктивно, что влечет за собой рост прибыли организации и повышает ее конкурентоспособность.

Трапицин С.Ю, отмечает, что в процессе управления персоналом мотивация сотрудников – это некоторый процесс, который способствует активировать их мотивы, и это является внутренней мотивацией; и процесс, в рамках которого формируются стимулы, чтобы трудовая деятельность была достаточно эффективной, и это внешняя мотивация.

В большом количестве психологических источников существует ряд характеристик мотивации, к которым относятся: напряжение, мотивы, потребности, установки, драйвы и так далее. Для того, чтобы осознать основную суть мотивации, необходимо выявить наиболее популярные понятия для её пояснения, из тех, что описаны ниже: ценности, мотивы, потребности и цели [2, с. 26].

У мотивации трудовой деятельности существуют два основных вида.

В первую очередь, стоит отметить материальную мотивацию, в которую входят: зарплата, премии, бонусы, штрафы, скидки, ДМС и многое другое.

Нематериальная мотивация, в свою очередь, включает в себя продвижение по карьерной лестнице, более оптимальный график, который бы подходил для сотрудника, комфортная атмосфера в команде, помощь от коллег и так далее.

Некоторые методы мотивации сотрудников взаимосвязаны с основными человеческими потребности. В формате пирамиды они были предоставлены А. Маслоу (Пирамида потребностей Маслоу продемонстрирована на рисунке 1).

 

Рисунок 1. Пирамида потребностей Абрахама Маслоу [4]

 

По мнению Захарова В.Г. «Основа пирамиды Маслоу – это физиологические потребности и потребности в безопасности. Это свидетельствует о том, что для начала необходимо предоставить работникам постоянство, комфортные условия труда и хорошую заработную плату. После этого необходимо заботиться об их личностном и профессиональном росте» [1, с. 78].

Создание мотивационной теории невозможна без учета функций, которые выполняют мотивы. Побудительные причины или основания для действий или поступков являются мотивами. В психологии мотивы отмечают, как внутренние потребности, определяющие направленность и активность поведения человека. К ним определяют следующие функции мотивов (рисунок 2):

 

Рисунок 2. Функции мотивов

 

Вышеперечисленные функции мотивов убедительно показывают их основную роль в создании и реализации деятельности человека. Мотивы являются не просто стимулами, но и сложным механизмом, который определяет выбор направления, характер взаимодействия с другими людьми, а также непрерывную адаптацию к изменяющимся условиям.

Понимание мотивов работников лежит в основе качественной системы управления персоналом. Именно поэтому организации стремятся создавать систему вознаграждения, которая могла бы поддерживать внутреннюю мотивацию работников и направляла их усилия на достижении общих целей.

По мнению Фёдорова В.Ю.: «Система вознаграждения персонала представляет собой систему стимулирования, связывающую компенсацию сотрудников напрямую с их индивидуальной или командной производительностью. Концепция основана на предположении, что вознаграждение высокопроизводительных сотрудников финансовыми поощрениями мотивирует их достигать лучших результатов» [3, с. 119].

Система вознаграждения персонала компании создается в следующем виде (рисунок 3):

 

Рисунок 3. Этапы системы вознаграждения сотрудников

 

Формирование эффективной системы вознаграждения сотрудников является выстроенным процессом, который нуждается во внимании к деталям и глубоком понимании специфики организации.

Таким образом, для любой организации важно мотивировать своих сотрудников, так как мотивация является потенциалом, направляющим энергию каждого работника на достижение общих целей.

Важно чтобы мотивация в организации была эффективный. В которую будут включены как материальные, так и нематериальные стимулы, основанные на понимании потребностей и мотивов работников. Повысить производительность труда, конкурентоспособность, улучшить качество продукции, создать благоприятную атмосферу в коллективе, укрепить лояльность сотрудников и привлечь новые таланты можно с помощью мотивации.

 

Список литературы:
1. Захаров Г. В., Коростелев О. В., Коренко Ю. М., Лапшина Н. В., Офицерова Н. А. Теории мотивации и их значение в практике управления человеческими ресурсами // Инновации и инвестиции. 2022. №4. С. 76-79.
2. Трапицин С.Ю. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для вузов / С. Ю. Трапицын. – М.: Юрайт, 2024. –  362 с.
3. Фёдоров, Ю. В. Роль системы вознаграждения и мотивации персонала в системе управления персоналом / Ю. В. Фёдоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 119-120. 
4. Как построить систему мотивации персонала [Электронный ресурс]. URL: https://practicum.yandex.ru/b2b/blog/motivaciya-personala/?ysclid=mgg3ifcv7e775466301 (дата обращения: 04.10.2025 г.)