СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(342)
Рубрика: Экономика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(342)
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Аннотация. В данной статье рассматривается стимулирование работников как важный инструмент управления в организации. Проводится анализ различных видов мотивации, их связь с базовыми потребностями человека на основе пирамиды Маслоу, а также функции мотивов трудовой деятельности. Также внимание уделяется системе вознаграждения сотрудников как способ повышения производительности и лояльности.
Ключевые слова: мотивация персонала, система вознаграждения, управление персоналом, производительность труда, лояльность сотрудников.
Актуальность данной темы заключается в том, что стимулирование сотрудников в организации – это важный инструмент управления, с помощью которого можно повысить качество работы организации, привлечь и удержать квалифицированных кадров и достичь стратегических целей.
Мотивированные и заинтересованные сотрудники работают более продуктивно, что влечет за собой рост прибыли организации и повышает ее конкурентоспособность.
Трапицин С.Ю, отмечает, что в процессе управления персоналом мотивация сотрудников – это некоторый процесс, который способствует активировать их мотивы, и это является внутренней мотивацией; и процесс, в рамках которого формируются стимулы, чтобы трудовая деятельность была достаточно эффективной, и это внешняя мотивация.
В большом количестве психологических источников существует ряд характеристик мотивации, к которым относятся: напряжение, мотивы, потребности, установки, драйвы и так далее. Для того, чтобы осознать основную суть мотивации, необходимо выявить наиболее популярные понятия для её пояснения, из тех, что описаны ниже: ценности, мотивы, потребности и цели [2, с. 26].
У мотивации трудовой деятельности существуют два основных вида.
В первую очередь, стоит отметить материальную мотивацию, в которую входят: зарплата, премии, бонусы, штрафы, скидки, ДМС и многое другое.
Нематериальная мотивация, в свою очередь, включает в себя продвижение по карьерной лестнице, более оптимальный график, который бы подходил для сотрудника, комфортная атмосфера в команде, помощь от коллег и так далее.
Некоторые методы мотивации сотрудников взаимосвязаны с основными человеческими потребности. В формате пирамиды они были предоставлены А. Маслоу (Пирамида потребностей Маслоу продемонстрирована на рисунке 1).

Рисунок 1. Пирамида потребностей Абрахама Маслоу [4]
По мнению Захарова В.Г. «Основа пирамиды Маслоу – это физиологические потребности и потребности в безопасности. Это свидетельствует о том, что для начала необходимо предоставить работникам постоянство, комфортные условия труда и хорошую заработную плату. После этого необходимо заботиться об их личностном и профессиональном росте» [1, с. 78].
Создание мотивационной теории невозможна без учета функций, которые выполняют мотивы. Побудительные причины или основания для действий или поступков являются мотивами. В психологии мотивы отмечают, как внутренние потребности, определяющие направленность и активность поведения человека. К ним определяют следующие функции мотивов (рисунок 2):

Рисунок 2. Функции мотивов
Вышеперечисленные функции мотивов убедительно показывают их основную роль в создании и реализации деятельности человека. Мотивы являются не просто стимулами, но и сложным механизмом, который определяет выбор направления, характер взаимодействия с другими людьми, а также непрерывную адаптацию к изменяющимся условиям.
Понимание мотивов работников лежит в основе качественной системы управления персоналом. Именно поэтому организации стремятся создавать систему вознаграждения, которая могла бы поддерживать внутреннюю мотивацию работников и направляла их усилия на достижении общих целей.
По мнению Фёдорова В.Ю.: «Система вознаграждения персонала представляет собой систему стимулирования, связывающую компенсацию сотрудников напрямую с их индивидуальной или командной производительностью. Концепция основана на предположении, что вознаграждение высокопроизводительных сотрудников финансовыми поощрениями мотивирует их достигать лучших результатов» [3, с. 119].
Система вознаграждения персонала компании создается в следующем виде (рисунок 3):

Рисунок 3. Этапы системы вознаграждения сотрудников
Формирование эффективной системы вознаграждения сотрудников является выстроенным процессом, который нуждается во внимании к деталям и глубоком понимании специфики организации.
Таким образом, для любой организации важно мотивировать своих сотрудников, так как мотивация является потенциалом, направляющим энергию каждого работника на достижение общих целей.
Важно чтобы мотивация в организации была эффективный. В которую будут включены как материальные, так и нематериальные стимулы, основанные на понимании потребностей и мотивов работников. Повысить производительность труда, конкурентоспособность, улучшить качество продукции, создать благоприятную атмосферу в коллективе, укрепить лояльность сотрудников и привлечь новые таланты можно с помощью мотивации.

