ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНЫХ СМЕН В РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(343)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(343)
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНЫХ СМЕН В РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
Аннотация. В статье рассматриваются организационно-методические условия, необходимые для эффективной реализации профильных смен в Региональных центрах выявления и поддержки одаренных детей.
Ключевые слова: профильные смены, условия, организация, обучение, сопровождение.
Одной из ключевых задач Региональных центров является разработка и реализация интенсивных образовательных программ для детей и молодёжи, проявивших ветвящиеся способности. Такими программами часто выступают профильные смены.
Профильная смена - обучение по тематической дополнительной общеразвивающей программе (в формате интенсивной профильной образовательной программы/ учебно-тренировочных сборов) на базе Учреждения или на базе учреждения партнёра.
Для того, чтобы данное обучение было результативным и интересным, очень важно создавать грамотные орагнизационно-методические условия.
Организационно-методические условия организации профильных смен — это система норм, требований, ресурсов и процедур, обеспечивающих содержательную, безопасную и эффективную реализацию профильной смены в соответствии с поставленными целями. Эти условия создают каркас смены: правовой, кадровый, материальный и обеспечивающий безопасность.
1. Организационные условия
1.1. Нормативно-правовое обеспечение
На федеральном уровне организаторы профильных смен должны ориентироваться на:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Раздел V. Требования к условиям воспитания и обучения).
На локальном уровне организаторами смены разрабатываются следующие документы:
- Положение о профильной смене (определяет цели, задачи, порядок организации, условия отбора детей, структуру программы).
- Приказ об организации профильной смены (назначает руководителя, утверждает программу, смету, штатное расписание).
- Программа профильной смены (основной документ, описывающий содержание).
1.2. Кадровое обеспечение
Важно подобрать квалифицированные кадров, соответствующие профилю смены, а именно:
- Руководящий состав (заведующий отделом организации профильных смен и его заместители);
- Педагогический состав (воспитатели/вожатые, профильные специалисты (преподаватели вузов, тренеры, ученые, художники и т.д.), педагоги-организаторы, педагоги-психологи);
- Вспомогательный персонал: Медицинские работники, инструкторы по физкультуре, работники столовой, охрана.
Важно перед началом профильной смены провести обучение персонала, провести обязательный установочный семинар до начала смены для согласования целей, программы и процедур.
1.3. Материально-техническое обеспечение включает в себя помещения, в которых будет реализована смена, оборудование, материалы и литература, необходимая для реализации.
2. Методические условия определяют содержательное наполнение смены: цели, содержание, методы и формы работы, диагностику результатов.
2.1. Программно-целевое обеспечение
Программа должна быть структурирована и содержать:
- Пояснительную записку (актуальность, цель, задачи, принципы);
- Целеполагание;
- Учебно-тематический план профильного компонента;
- Содержание программы (описание модулей, тем);
- Методическое обеспечение (формы, методы, приемы работы);
- Систему оценки и рефлексии.
2.2. Методическое обеспечение образовательного процесса содержит комплекс методических материалов, а также предполагает использование современных педагогических технологий (проектная деятельность, кейс-метод, игровые технологии, ТРИЗ, образовательный туризм).
Важно обеспечить интеграцию общего и дополнительного образования, а именно связь содержания смены со школьными предметами (математика, информатика, физика, биология и др.)
2.3. Оценочно-рефлексивная деятельность
Многоуровневая система оценки, включающая входную, текущую и итоговую диагностику (аттестацию).
Важно дать участником смены возможность отрефлексировать пройденный материал. Для этого можно организовать ежедневные «огоньки», рефлексивные круги, заполнение анкет обратной связи, создание «карты достижений».
2.4. Информационно-коммуникационное обеспечение:
- Информирование родителей и участников (создание сайта/раздела на сайте, групп в социальных сетях, информационных писем);
- Внутренняя коммуникация (использование мессенджеров и платформ для оперативной связи между педагогами и организаторами);
- Документирование хода смены (ведение фото- и видеоотчетов, ведение онлайн-дневника смены).
Соблюдение и интеграция организационных (создающих инфраструктуру) и методических (наполняющих содержанием) условий является залогом успешной, безопасной и развивающей профильной смены, отвечающей как требованиям нормативных документов, так и современным образовательным запросам детей и родителей.

