Статья:

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНЫХ СМЕН В РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(343)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Каляманськая В.М. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНЫХ СМЕН В РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 34(343). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/343/178317 (дата обращения: 18.11.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНЫХ СМЕН В РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

Каляманськая Виктория Мироновна
студент Института педагогики и психологии, ФГБОУ ВО Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, РФ, г. Сыктывкар

 

Аннотация. В статье рассматриваются организационно-методические условия, необходимые для эффективной реализации профильных смен в Региональных центрах выявления и поддержки одаренных детей.

 

Ключевые слова: профильные смены, условия, организация, обучение, сопровождение.

 

Одной из ключевых задач Региональных центров является разработка и реализация интенсивных образовательных программ для детей и молодёжи, проявивших ветвящиеся способности. Такими программами часто выступают профильные смены.

Профильная смена - обучение по тематической дополнительной общеразвивающей программе (в формате интенсивной профильной образовательной программы/ учебно-тренировочных сборов) на базе Учреждения или на базе учреждения партнёра.

Для того, чтобы данное обучение было результативным и интересным, очень важно создавать грамотные орагнизационно-методические условия.

Организационно-методические условия организации профильных смен — это система норм, требований, ресурсов и процедур, обеспечивающих содержательную, безопасную и эффективную реализацию профильной смены в соответствии с поставленными целями. Эти условия создают каркас смены: правовой, кадровый, материальный и обеспечивающий безопасность.

1. Организационные условия

1.1. Нормативно-правовое обеспечение

На федеральном уровне организаторы профильных смен должны ориентироваться на:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Раздел V. Требования к условиям воспитания и обучения).

На локальном уровне организаторами смены разрабатываются следующие документы:

  • Положение о профильной смене (определяет цели, задачи, порядок организации, условия отбора детей, структуру программы).
  • Приказ об организации профильной смены (назначает руководителя, утверждает программу, смету, штатное расписание).
  • Программа профильной смены (основной документ, описывающий содержание).

1.2. Кадровое обеспечение

Важно подобрать квалифицированные кадров, соответствующие профилю смены, а именно:

- Руководящий состав (заведующий отделом организации профильных смен и его заместители);

- Педагогический состав (воспитатели/вожатые, профильные специалисты (преподаватели вузов, тренеры, ученые, художники и т.д.), педагоги-организаторы, педагоги-психологи);

- Вспомогательный персонал: Медицинские работники, инструкторы по физкультуре, работники столовой, охрана.

Важно перед началом профильной смены провести обучение персонала, провести обязательный установочный семинар до начала смены для согласования целей, программы и процедур.

1.3. Материально-техническое обеспечение включает в себя помещения, в которых будет реализована смена, оборудование, материалы и литература, необходимая для реализации.

2. Методические условия определяют содержательное наполнение смены: цели, содержание, методы и формы работы, диагностику результатов.

2.1. Программно-целевое обеспечение

Программа должна быть структурирована и содержать:

  • Пояснительную записку (актуальность, цель, задачи, принципы);
  • Целеполагание;
  • Учебно-тематический план профильного компонента;
  • Содержание программы (описание модулей, тем);
  • Методическое обеспечение (формы, методы, приемы работы);
  • Систему оценки и рефлексии.

2.2. Методическое обеспечение образовательного процесса содержит комплекс методических материалов, а также предполагает использование современных педагогических технологий (проектная деятельность, кейс-метод, игровые технологии, ТРИЗ, образовательный туризм).

Важно обеспечить интеграцию общего и дополнительного образования, а именно связь содержания смены со школьными предметами (математика, информатика, физика, биология и др.)

2.3. Оценочно-рефлексивная деятельность

Многоуровневая система оценки, включающая входную, текущую и итоговую диагностику (аттестацию).

Важно дать участником смены возможность отрефлексировать пройденный материал. Для этого можно организовать ежедневные «огоньки», рефлексивные круги, заполнение анкет обратной связи, создание «карты достижений».

2.4. Информационно-коммуникационное обеспечение:

  • Информирование родителей и участников (создание сайта/раздела на сайте, групп в социальных сетях, информационных писем);
  • Внутренняя коммуникация (использование мессенджеров и платформ для оперативной связи между педагогами и организаторами);
  • Документирование хода смены (ведение фото- и видеоотчетов, ведение онлайн-дневника смены).

Соблюдение и интеграция организационных (создающих инфраструктуру) и методических (наполняющих содержанием) условий является залогом успешной, безопасной и развивающей профильной смены, отвечающей как требованиям нормативных документов, так и современным образовательным запросам детей и родителей.

 

Список литературы:
1. Методические рекомендации по организации детского отдыха, публикуемые региональными министерствами образования. Например, "Методические рекомендации по разработке программ отдыха детей и их оздоровления" (письмо Минпросвещения России от 31.01.2023 № ВБ-94/08).
2. Методические рекомендации Минпросвещения России и концепция Персонифицированного дополнительного образования (ПФДО), которая ориентирует на создание современных, ориентированных на ребенка программ.
3. Педагогика дополнительного образования. Методика работы вожатого: учебник для вузов / Е. В. Слизкова, И. И. Дереча. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025.— 149 с.
4. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей" (утв. приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467).