ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫЕ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫЕ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
PECULIARITIES OF PREVENTING CRIMES COMMITTED BY EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES
Nugaev Askhat Alfritovich
Listener, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russia, Moscow
Аннотация. В статье рассматриваются специфические особенности предупреждения преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел. Анализируются две основные группы таких преступлений – общеуголовные и должностные. Особое внимание уделяется необходимости применения не только общих криминологических мер, но и специфических ведомственных механизмов контроля, таких как кадровая работа, деятельность подразделений собственной безопасности и антикоррупционное просвещение. Рассматривается роль психологической профилактики в условиях высокого служебного стресса и необходимость формирования сильной корпоративной этики. В статье также подчеркивается важность внешнего общественного контроля и прозрачности работы органов внутренних дел (например, через видеорегистраторы) как ключевых факторов сдерживания. Сделан вывод о том, что эффективная профилактика требует комплексного подхода, основанного на сочетании жесткого контроля, психологической поддержки и открытости системы.
Abstract. This article examines the specific aspects of preventing crimes committed by law enforcement officers. Two main groups of such crimes are analyzed: general criminal offenses and official offenses. Particular attention is paid to the need to apply not only general criminological measures but also specific departmental control mechanisms, such as personnel management, internal security units, and anti-corruption education. The role of psychological prevention in conditions of high professional stress and the need to develop strong corporate ethics are considered. The article also emphasizes the importance of external public oversight and transparency of law enforcement agencies (e.g., through dashcams) as key deterrents. It is concluded that effective prevention requires a comprehensive approach based on a combination of strict oversight, psychological support, and systemic openness.
Ключевые слова: предупреждение преступлений; органы внутренних дел; собственная безопасность; коррупция; профессиональная деформация; служебная этика; общественный контроль; психологическая профилактика.
Keywords: crime prevention; internal affairs agencies; internal security; corruption; professional deformation; service ethics; public control; psychological prevention.
Предупреждение преступности является одной из основополагающих и наиболее приоритетных задач, стоящих перед системой органов внутренних дел [1, c. 31]. Эффективность деятельности полиции напрямую зависит от способности не только своевременно реагировать на уже совершенные правонарушения, но и, что гораздо важнее, предотвращать их возникновение. Однако, когда речь заходит о преступлениях, совершаемых самими сотрудниками органов внутренних дел, специфика профилактической работы приобретает уникальные и зачастую более сложные очертания.
Преступность среди сотрудников органов внутренних дел представляет собой специфический вид латентной и явной деликтности, которая подрывает доверие населения к государственным институтам и нивелирует результаты всей правоохранительной деятельности. Преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, можно условно разделить на две большие группы: общеуголовные (связанные с личной жизнью, бытовыми конфликтами, имущественными мотивами, не связанными напрямую с должностью и пр.) и должностные (связанные с использованием служебного положения, превышением полномочий, получением взяток, фальсификацией материалов и пр.).
Основной особенностью предупреждения преступлений в рассматриваемой среде является необходимость сочетания общих криминологических мер с глубоко специфическими ведомственными механизмами контроля. Если в отношении гражданского населения акцент делается на социальную профилактику, повышение правосознания и неотвратимость наказания, то в отношении сотрудников органов внутренних дел на первый план выходит внутренний контроль, этическое воспитание и система ротации кадров [2, c. 108]. Проблема усугубляется так называемым «круговой порукой» и нежеланием коллег сообщать о проступках сослуживцев, что требует внедрения анонимных и защищенных каналов информирования.
Предупреждение преступлений в органах внутренних дел базируется на многоуровневой системе институционального контроля.
На первом уровне находится кадровая работа: тщательный психологический отбор при приеме на службу, регулярные проверки на полиграфе (в ряде подразделений) и постоянный мониторинг морально-психологического климата в коллективе. Важным элементом здесь является оценка личностных качеств, устойчивости к коррупционному давлению и стрессоустойчивости.
На втором уровне реализуется служебный контроль, осуществляемый непосредственными руководителями. Однако этот контроль часто бывает формальным. Более эффективным считается контроль вышестоящих органов и подразделений собственной безопасности. Подразделения собственной безопасности призваны не только расследовать уже совершенные преступления, но и проводить превентивные мероприятия: внезапные проверки, контроль за доходами и расходами [3, c. 40] и образом жизни сотрудников, а также анализ их профессиональной деятельности на предмет отклонений от установленных норм.
Особое внимание должно уделяться антикоррупционному просвещению. Коррупционные преступления среди сотрудников ОВД часто начинаются с незначительных нарушений служебной этики, перерастающих в системное злоупотребление. Регулярное обучение, разъяснение уголовно-правовых последствий и демонстрация реальных примеров неотвратимости наказания (включая увольнение и привлечение к уголовной ответственности) являются критически важными превентивными мерами.
Несмотря на наличие законодательной базы и ведомственных инструкций, эффективность предупреждения преступлений среди сотрудников органов внутренних дел сталкивается с рядом системных проблем.
Во-первых, это латентость. Сотрудники, обладающие специальными знаниями, часто умеют маскировать свои действия, а доказательная база по должностным преступлениям (особенно по получению мелких взяток) бывает крайне сложна для сбора.
Во-вторых, это проблема отчетности. Часто отчеты о профилактической работе носят формальный характер, а реальные проблемы замалчиваются для сохранения показателей подразделения.
В-третьих, недостаточная неотвратимость наказания для высокопоставленных чиновников или сотрудников, имеющих связи, может создавать у рядовых исполнителей ощущение безнаказанности или избирательности правосудия, что деморализует и провоцирует на дальнейшие нарушения.
Для преодоления этих барьеров необходимо смещение акцента с количества проведенных лекций на реальное изменение служебной культуры, что требует постоянной ротации кадров в подразделениях с повышенным коррупционным риском (например, ДПС, ГИБДД, следственные подразделения) и внедрения системы оценки руководителей не только по раскрываемости, но и по уровню дисциплины в их подразделениях.
Таким образом, предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД, является комплексной задачей, требующей не только совершенствования внешних форм контроля, но и глубокой внутренней трансформации правоохранительной системы. Эффективная профилактика строится на трех взаимосвязанных столпах: жесткий, но справедливый институциональный контроль (через подразделения собственной безопасности и руководство), глубокая психологическая поддержка личного состава и максимальная открытость деятельности органов перед обществом. Только постоянное внимание к морально-этическому облику сотрудника, сочетание неотвратимости наказания с возможностью коррекции поведения на ранних этапах, а также культивирование честности на всех уровнях управления, позволит минимизировать внутреннюю преступность и восстановить утраченное общественное доверие.

