Статья:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ АВТОМОБИЛЕЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Мебония И.Т. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ АВТОМОБИЛЕЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 38(347). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/347/179660 (дата обращения: 22.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ АВТОМОБИЛЕЙ

Мебония Ирина Теймуразовна
студент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск
Пахтусова Наталья Александровна
научный руководитель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск

 

Аннотация. Целью настоящей работы является анализ эффективности практических методов обучения в процессе изучения эксплуатационных материалов автомобилей. Исследование направлено на выявление наиболее результативных подходов, способствующих глубокому усвоению материала и формированию профессиональных компетенций.

 

Ключевые слова: методы обучения, практические занятия, эксплуатационные материалы, автомобили, моторные масла, топливо, педагогическая эффективность, профессиональное образование.

 

В условиях стремительного развития автомобильной промышленности и ужесточения экологических стандартов возрастают требования к подготовке специалистов автотранспортного комплекса. Ключевым аспектом в их обучении является дисциплина, связанная с изучением эксплуатационных материалов (топлив, смазочных материалов, технических жидкостей и пр.). Успешное освоение данного раздела определяет будущую способность специалиста грамотно подбирать материалы, обеспечивать надёжность и долговечность автомобиля, а также снижать его негативное воздействие на окружающую среду [1]. Теоретическое изучение свойств и классификаций материалов часто оказывается недостаточным для формирования устойчивых знаний и практических навыков. В связи с этим особую актуальность приобретает внедрение и оценка эффективности практических методов обучения, которые позволяют связать теорию и реальные профессиональные задачи.

Методы практического обучения и их эффективность

  1. Лабораторные работы и эксперименты.

Проведение лабораторных исследований является одним из наиболее эффективных методов. Студенты на практике определяют основные показатели качества моторных масел (вязкость, щелочное число), топлива (октановое и цетановое число), антифризов (температуру замерзания). Этот подход позволяет не только закрепить теоретические знания, но и развить навыки работы с измерительным оборудованием, анализа и интерпретации результатов [2].

  1. Кейс-стади (разбор конкретных ситуаций).

Использование реальных производственных ситуаций (например, анализ причин повышенного расхода масла или выхода из строя топливной системы из-за некачественного топлива) способствует развитию аналитического мышления и умения принимать обоснованные технические решения. Данный метод приближает учебный процесс к условиям будущей профессиональной деятельности [3].

  1. Интерактивные компьютерные симуляции и VR-технологии.

Современные образовательные технологии позволяют моделировать процессы, которые сложно или дорого воспроизвести в лаборатории. С помощью специализированного программного обеспечения студенты могут виртуально проводить подбор масел для различных типов двигателей или анализировать влияние присадок на свойства топлива. Это повышает наглядность и вовлеченность, что положительно сказывается на усвоении материала [4].

  1. Проектная деятельность.

Выполнение проектов, таких как разработка рекомендаций по сервисному обслуживанию парка автомобилей с учётом сезонности и условий эксплуатации, позволяет интегрировать знания из разных областей. Этот метод способствует развитию креативности, ответственности и умения работать в команде, что является важными надпрофессиональными навыками для современного специалиста. Сравнительный анализ традиционных (лекционных) и практических методов показывает, что последние обеспечивают более высокий уровень усвоения знаний и формирования практических умений. По данным исследований, включение в учебный процесс лабораторного практикума и кейс-методов позволяет повысить успеваемость на 25-30% по сравнению с группами, где применялась только теоретическая подготовка [5].

Таким образом, эффективность изучения эксплуатационных материалов автомобилей напрямую зависит от интеграции практико-ориентированных методов в образовательный процесс. Лабораторные работы, кейс-стади, компьютерные симуляции и проектная деятельность не только углубляют понимание предмета, но и развивают критическое мышление и практические навыки, необходимые для конкурентоспособного специалиста.

 

Список литературы:
1. Вахламов В.К. и др. Эксплуатационные материалы для автомобилей: учебник для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 256 с. [1].
2. Альферович В.В. Методика проведения лабораторных работ по оценке качества моторных масел // Высшая школа. – 2017. – № 5. – С. 45–50 [2].
3. Панов Е.М. Применение case-study в инженерном образовании // Педагогика. – 2019. – № 8. – С. 112–118 [3].
4. Сидоров А.А., Козлова Л.Н. Цифровые образовательные ресурсы в профессиональной подготовке автомехаников // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. – С. 34–40 [4].
5. Громова О.Н. Эффективность активных методов обучения в техническом вузе: результаты экспериментального исследования // Психология и педагогика: методы и проблемы практического применения. – 2016. – № 52. – С. 88–95 [5].