РАЗВИТИЕ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В ИСТОРИИ РОССИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)
РАЗВИТИЕ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В ИСТОРИИ РОССИИ
DEVELOPMENT OF SUPPORT FOR GIFTED STUDENTS IN RUSSIAN HISTORY
Burov Georgy
Student, Department of Pedagogy, Yelabuga Institute of Kazan Federal University, Russia, Yelabuga
Bochkareva Tatyana
Scientific supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Yelabuga Institute of Kazan Federal University, Russia, Yelabuga
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению опыта сопровождения талантливых детей в российской системе образования, эволюция которой прослеживается на протяжении всей истории отечественного образовательного процесса. Задача работы – определить особенности, стратегии и потенциальные возможности поддержки одаренных детей в России, анализируя как широкие (экстенсивные), так и углубленные (интенсивные) подходы к их развитию. Для проведения анализа использовались нормативные документы, программы, реализуемые в области детского развития, а также научные публикации, посвященные вопросам одаренности. Применялись методы анализа и синтеза информации. Основным результатом исследования является возможность предсказать дальнейшие направления развития всероссийской олимпиадной системы, учитывая ее роль в формировании единой системы.
Abstract. This study examines the experience of supporting talented children in the Russian education system, whose evolution can be traced throughout the history of the national educational process. The objective of the study is to identify the characteristics, strategies, and potential opportunities for supporting gifted children in Russia by analyzing both broad (extensive) and in-depth (intensive) approaches to their development. Regulatory documents, child development programs, and scientific publications on giftedness were used for the analysis. Data analysis and synthesis methods were employed. The main outcome of the study is the ability to predict future developments of the All-Russian Olympiad system, considering its role in the formation of a unified system.
Ключевые слова: одаренные дети, олимпиады, дополнительное образование, социально-гуманитарные предметы.
Keywords: gifted children, olympiads, additional education, social and humanitarian subjects.
Успешное развитие государства в социальной, экономической и культурной сферах напрямую зависит от уровня человеческого капитала. Создание эффективной образовательной среды, способствующей раскрытию талантов одаренных детей, выступает важным фактором укрепления конкурентных позиций страны. Различные государства используют индивидуальные методики для поиска и поддержки таких учеников. Российская Федерация представляет собой особенный случай для анализа, поскольку пережила значительные трансформации в социально-экономической сфере в течение XX века, связанные с Октябрьской революцией и распадом Советского Союза.Необходимость изучения данной проблемы продиктована преобразованиями в российской экономике и сфере обучения, а также стремлением к повышению интеллектуального уровня населения. Важную роль в этом играет своевременное обнаружение и развитие талантов у детей с высоким уровнем мотивации. Потребность государства в разработке действенной модели поиска и содействия юным дарованиям отражена в указе главы государства от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"Вслед за трансформацией социокультурного ландшафта страны образовательные реформы реализуются на различных этапах и в разнообразных сферах. При этом отсутствует четкое определение критериев модернизации во всех компонентах системы образования, включая работу с одаренными учащимися. Согласно мнению Д. В. Ушакова и Е. А. Шепелевой (2014), современная российская система образования нуждается в увеличении объемов поддержки одаренных детей. Для этого необходим переход от текущей модели, основанной на оценке уже достигнутых результатов, к новой, ориентированной на раскрытие потенциала в определенных областях знаний. Достижение указанной цели требует определения как числовых, так и содержательных изменений в подходах к пониманию, идентификации и развитию одаренности в рамках российского образования применительно к одарённым детям, рассматривая это явление в исторической перспективе.
Истоки систематического подхода к работе с талантливыми детьми связаны с созданием экспериментальных площадок – особых учебных заведений, получивших широкое распространение сразу после 1918 года. Данные школы служили фундаментом для научных изысканий, направленных на создание и внедрение инновационных методик, моделей и программ развития юных талантов. В ряде таких учреждений проводились исследования, целью которых было выявление и развитие способностей детей в различных областях, включая искусство, например, для поддержки творческих порывов, драматургических навыков и других проявлений одаренности (Жуковская, 1982).
Создание экспериментальных площадок в работе с талантливыми детьми выделило несколько ключевых направлений:
− Школам необходимо давать возможность учащимся с выдающимися способностями проходить учебные программы в ускоренном темпе;
− Образовательный процесс для таких учеников должен существенно различаться от стандартных методик преподавания;
− И применяемые методики обучения должны выделяться из общего подхода (Чудасова, 1996).
Параллельно разрабатывались различные модели обучения для одарённых детей: а) классы ускоренного типа, объединяющие учащихся по уровню интеллектуального развития и позволяющие им опережать обычный темп освоения материала; б) классы с углубленным изучением предметов, предлагающие расширенные образовательные программы; в) специализированные группы, функционирующие как внутри школ, так и в отдельных учреждениях для одаренных детей (Чудасова, 1996). Эти подходы к обучению получили отражение в практическом опыте педагогов в период 1920-х годов.
Практическое значение данного метода многократно подтверждено опытом (Ушаков, 2004). Таким образом, запрет педологии затруднил использование количественных методов оценки и выявления одаренности. Однако даже в этот период стали появляться предметные олимпиады для школьников. К примеру, первая математическая олимпиада была проведена в Ленинграде в 1933–1934 годах, а затем в Москве – в 1935 году, согласно сведениям С. Е. Рукшина (2011). После математических соревнований в 1938 году были организованы олимпиады по химии и физике по инициативе факультетов Московского университета (Орлов, 1989; Левин, 1965). Согласно представлениям С. Л. Рубинштейна (1989) и Б. М. Теплова (1985) того времени (начало 1940-х годов), одаренность рассматривалась как феномен качественного характера и определялась через успешность достижения результатов в определенной области деятельности относительно других людей.
Истоки стремления к развитию системы поддержки одаренных детей в советской школе можно увидеть в образовательной реформе Н. С. Хрущева. Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятый в 1958 году, акцентировал внимание на подготовке кадров всех уровней, особенно в области технических наук, и кардинально изменил структуру школьной системы СССР. Хотя в нем напрямую не упоминалось создание специализированных школ для одаренных детей (Вестник высшей школы. 1959. № 1), мы полагаем, что он имел большое значение, поскольку касался вопроса обеспечения фундаментальной подготовки специалистов высокого уровня для научно-технических областей.
Принцип индивидуализации обучения как фактор раскрытия потенциала, включая таланты одаренных детей, стал активно обсуждаться в советском педагогическом обществе еще до появления первых школ для одаренных детей. Первые эксперименты в этой области проводились в школе-лаборатории № 1 при Академии педагогических наук. Подчеркивалось, что прогресс науки и техники в Советском Союзе предполагает воспитание людей, обладающих выдающимися способностями в определенных областях знаний. Как отмечает Н. К. Гончаров в своей статье (1964), хотя одной из основных задач было снижение количества повторных курсов, развитие способностей учащихся посредством дифференцированного обучения оставалось центральным вопросом педагогического обсуждения.
В результате формируется взаимосвязанная структура, включающая очные экзамены, олимпиады, общеобразовательные школы и дополнительное образование для данных предметов. Таким образом, система поддержки одаренных детей в России продолжает развиваться и расширять свои возможности, но не путем изменения самого принципа выявления одаренности, а благодаря разнообразию состязательных мероприятий и созданию инновационных форм дополнительного образования. Наряду с увеличением популярности и охвата этих мероприятий, система дополнительного образования также будет совершенствоваться и эволюционировать на основе полученного опыта.

