ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ
PREVENTION OF VIOLENT CRIMES IN THE SPHERE OF FAMILY AND DOMESTIC RELATIONS: INTERNATIONAL LEGAL EXPERIENCE
Mochalov Artem Aleksandrovich
Master's student, Department of Jurisprudence, Dubna State University, Russia, Dubna
Mikhailov Filipp Nikolaevich
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Jurisprudence, Dubna State University, Russia, Dubna
Аннотация. В данной работе проведен анализ путей противодействия зарубежных стран насильственным преступлениям в семье.
Изучены законодательно закрепленные способы предотвращения таких преступлений. Предложены возможности использования положительного опыта решения аналогичных проблем в российских реалиях.
Abstract. This paper analyzes the ways of counteracting violent crimes in the family in foreign countries. Legislatively enshrined methods of preventing such crimes are studied. Possibilities of using positive experience of solving similar problems in Russian realities are proposed.
Ключевые слова: семья, насильственные преступления, защитное предписание, иностранное законодательство, семейно-бытовое насилие.
Keywords: family, violent crimes, protective order, foreign legislation, domestic violence.
Насильственные преступления в сфере семейно-бытовых отношений являются одной из самых серьезных проблем современного общества. С данной проблемой сталкивается большинство стран, и Российская Федерация не является исключением, поэтому она заслуживает самого пристального изучения.
Согласно официальной статистике, каждый год в российских семьях совершаются десятки тысяч насильственных преступлений. Несмотря на то, что за период с 2015 по 2023 годы, согласно данным официальной статистики, в большинстве субъектов России произошло снижение количества противоправных деяний, сопряженных с насилием, примененным одним членом семьи к другому, число подобных правонарушений ежегодно всё ещё превышает 30 тысяч, кроме того, в 2023 году во всех федеральных округах, за исключением Приволжского, произошло увеличение показателей выявленных насильственных семейно-бытовых преступлений [1, С. 234-236].
Также к подобному уменьшению привела частичная декриминализация в феврале 2017 года статьи 116 УК РФ, в результате чего совершение впервые ранее несудимым лицом насильственных действий, причинивших физическую боль, в отношении близких лиц больше не влекло за собой применение санкций, установленных Уголовным кодексом РФ.
Приведенная статистика показывает, что ситуация в данной сфере правоотношений далека от устойчивого снижения.
В связи с тем, что насильственные общественно-опасные деяния, совершаемые в сфере семейно-бытовых отношений, нарушают нормальное функционирование семьи как фундаментального института, занимающего важнейшее место в образовании структуры общества и необходимого для его нормального функционирования, они отличаются тяжестью последствий, что усугубляется их высокой латентностью.
Такие же проблемы актуальны для большинства государств.
Среди международных нормативно-правовых актов, предназначенных для защиты личности от насилия, в том числе в сфере семейно-бытовых отношений, выделяются акты ООН, например, Всеобщая декларация прав человека и Конвенция ООН о правах ребенка. На текущий момент в нескольких десятках стран существуют специальные нормативно-правовые акты, ориентированные на предупреждение и профилактику преступлений в семейно-бытовой сфере. Одним из наиболее современных и развитых законодательств, регулирующих отношения в указанной сфере, на наш взгляд обладает Китайская Народная Республика.
В Китайской Народной Республике длительное время не было отдельного нормативно-правового акта, который был бы направлен на борьбу с насильственными преступлениями в семье, несмотря на то что по данным Всекитайской Федерации женщин, по состоянию на 2010 год каждая четвертая женщина в Китае ежегодно подвергается насильственным правонарушениям, совершенным внутри семьи. Однако в 2016 году Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей положил конец правовому вакууму, приняв «Закон о борьбе с бытовым насилием».
Указанный нормативно-правовой акт запретил применять в семье не только физическое насилие, такое как избиение, лишение свободы, но и психологическое, выражающееся в виде словесных угроз и оскорблений. Также установлено, что китайские суды должны оперативно рассматривать обращения жертв домашнего насилия – в срок, не превышающий 72 часа, и, в случае необходимости, выдавать постановления о защите, также называемые приказами о личной безопасности. «Закон о борьбе с бытовым насилием» распространяет своё действие на семейные пары, в том числе на пары, чей брак не зарегистрирован в установленном законом порядке, отношения между родителями и детьми, опекунами и подопечными. Обязанность сообщать о случаях семейного насилия возлагается, в числе прочего, на образовательные организации, а от правоохранительных органов требуется немедленно реагировать на такие сообщения.
Аналогичное законодательство действует и на территории значительного числа государств постсоветского пространства: примерами этого являются Закон Республики Таджикистан «О предупреждении насилия в семье» от 28 февраля 2013 г. №478, Закон Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 г. № 214-IV, Закон Республики Узбекистан от 02.09.2019 г. № ЗРУ-561, Закон Республики Молдова «О предупреждении и пресечении насилия в отношении женщин и насилия в семье» от 1 марта 2007 года №45-XVI, Закон Азербайджанской Республики «О предотвращении бытового насилия» от 22 июня 2010 года №1058-IIIQ. Перечисленные нормативно-правовые акты объединяет, среди прочего, одна особенность – идея о выдаче пострадавшему от семейно-бытового насилия охранного ордера на срок от 10 до 180 дней с возможностью продления (также встречаются формулировки «ограничительное предписание», «временный охранный ордер», «защитное предписание»). Проанализировав определения данного понятия, закрепленные в вышеупомянутых нормативно-правовых актах, мы можем трактовать термин «охранный ордер» как акт об ограничениях, применяемых к действиям, которые может совершить лицо, совершившее насилие в сфере семейно-бытовых отношений, в отношении пострадавшего лица, и устанавливающий ответственность за нарушение таких ограничений. Дополнительно отметим, что в законодательствах всех упомянутых государств особое внимание уделяется мерам, которые призваны либо предотвратить насильственное правонарушение в сфере семейно-бытовых отношений, либо значительно снизить тяжесть его негативных последствий. Данный подход совершенно оправдан, так как предотвращенное преступления несет значительно меньший ущерб охраняемым законом интересам и создает меньшую нагрузку на правоохранительную систему страны.
Важность разработки и принятия странами законодательства, направленного на защиту лиц, являющихся потерпевшими от насильственных правонарушений в семье, отмечает Совет Европы в Конвенции о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием от 11.05.2011 г., которая, однако до настоящего времени не была ратифицирована Российской Федерацией.
Высокую эффективность таких мер защиты лиц от всех форм насилия, как охранные судебные приказы, отмечала Организация Объединенных Наций в «Пособии для разработки законодательства по вопросам насилия в отношении женщин» [3, С.54-62]. В указанном «Пособии» анализируется опыт множества стран по противодействию насильственным преступлениям и проступкам в сфере семейных отношений и даются рекомендации по улучшению нормативно-правовой базы стран-членов ООН, направленной на предотвращение и пресечение подобных правонарушений. ООН и иные международные организации, например, Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин в «Мнениях в отношении сообщения № 65/2014» от 25 февраля 2019 г. и ЕСПЧ в решении от 9 июля 2019 года по делу № 41261/17 «Володина против России» неоднократно указывали на отсутствие специального законодательства, направленного на профилактику и предотвращение насильственных преступлений в сфере семейно-бытовых отношений, что способствует безнаказанности и усиливает нежелание правоохранительных органов тщательно заниматься этой проблемой, и рекомендовали Российской Федерации «незамедлительно принять всеобъемлющее законодательство для предотвращения и пресечения насилия» в [4, С. 19].
Подводя итог вышесказанному, приходим к выводу, что на текущий момент во множестве зарубежных стран имеется значительный, в большинстве случаев успешный опыт разработки и применения специализированного законодательства, направленного на правовую защиту от насильственных преступлений в сфере семейно-бытовых отношений.
В связи с высокой общественной опасностью подобных правонарушений, отечественные специалисты в области права должны тщательно изучить его и, опираясь на наиболее удачные решения, принять меры по дополнению существующих или разработке новых законов, направленных на профилактику, предупреждение и пресечение преступного насилия в семье.
В России уже предпринимались попытки создать специализированное законодательство, призванное защитить лиц от насильственных посягательств членов семьи, например, Советом Федерации в 2019 году был разработан проект федерального закона "О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации". Однако на текущий отрезок времени все эти попытки оказались бесплодными.
Наиболее перспективным в настоящее время нам представляется внедрение в российское законодательство положений, связанных с закреплением понятия «защитный ордер», описанием порядка его выдачи, сроков действия, ответственности за его нарушение и прочего, в связи с тем, что данный метод профилактики насильственных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений успешно применяется во многих странах на протяжении десятилетий, а его эффективность признается международным сообществом. Подобное внедрение можно осуществить как с помощью разработки новых специальных нормативно-правовых актов, так и с помощью дополнения уже существующего законодательства, например, путём внесения изменений в главу 3 «Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" от 23.06.2016 N 182-ФЗ».

