МЕРЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ В МЕХАНИЗМЕ ЗАЩИТЫ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)
МЕРЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ В МЕХАНИЗМЕ ЗАЩИТЫ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация. В статье рассматриваются меры прокурорского реагирования в механизме защиты жилищных прав несовершеннолетних, подчеркивая важность активного участия прокуратуры в обеспечении законности и защиты интересов детей. Анализируются ключевые аспекты, включая внесение представлений об устранении нарушений, подготовку исковых заявлений в суд, участие в судебных заседаниях и проведение профилактических мероприятий. В заключении подчеркивается необходимость комплексного подхода к защите прав детей и повышения уровня взаимодействия между прокуратурой и другими государственными органами. Статья направлена на привлечение внимания к имеющимся проблемам и способам их решения в сфере защиты жилищных прав несовершеннолетних.
Ключевые слова: прокурорское реагирование, жилищные права, несовершеннолетние, защита прав детей, представления, исковые заявления, судебные заседания, профилактические мероприятия, правовая защита.
Российская Федерация в соответствии со ст.1 Конституции Российской Федерации [1] «является правовым государством, способствующим развитию демократии, формированию эффективной организации государственной власти, а также гарантирующим защиту прав и свобод человека и гражданина» [2, с.25]. Жилищные права несовершеннолетних — выступают в качестве важного аспекта защиты прав детей, который требует особого внимания со стороны государства и правоохранительных органов. Прокурорский надзор играет ключевую роль в обеспечении соблюдения этих прав. На основе открытых данных и информации из отчетов Генеральной прокуратуры РФ за последние несколько лет можно выделить ряд важных тенденций. В частности, в первом полугодии 2023 года для устранения 9,3 тыс. нарушений действующего законодательства в сфере обеспечения жилищных прав детей-сирот прокурорами было внесено около 4,7 тыс. актов реагирования. По представлениям прокуроров в Новосибирской области проведён ремонт в 9 квартирах, предоставленных сиротам и несоответствующих санитарным требованиям. За 2022 год и первое полугодие 2023 года сертификаты на покупку жилья получили свыше 9 тыс. граждан (в 58 субъектах РФ региональными законами предусмотрено предоставление такой выплаты детям-сиротам).[3] Прокуроры проводят регулярные проверки муниципальных и государственных учреждений, направленных на поддержку семьи и детей, в том числе жилищных организаций, чтобы предотвратить нарушения прав несовершеннолетних на жилье.
Меры прокурорского реагирования в механизме защиты жилищных прав несовершеннолетних — это целый комплекс действий, которые осуществляются прокурорами в целях защиты прав несовершеннолетних, связанных с обеспечением реализации их права на жилье. В России в последние годы прокуроры активно вовлекаются в процесс защиты нарушенных жилищных прав несовершеннолетних в рамках осуществления их общей функции по надзору за соблюдением законности и реализации прав и законных интересов граждан.
Основные меры прокурорского реагирования включают:
Внесение представлений об устранении нарушений.
Внесение представлений об устранении нарушений — это одна из основных мер прокурорского реагирования, направленная на защиту жилищных прав несовершеннолетних. Этот процесс включает несколько ключевых этапов и аспектов.
1. Основания для внесения представления.
Прокурор вправе вносить представления в случае выявления нарушений законодательства, касающихся жилищных прав несовершеннолетних, например:
- Отказ в предоставлении жилья детям-сиротам.
- Несоблюдение норм жилых условий для детей из неблагополучных семей.
- Неправомерные действия органов опеки и попечительства.
Прокурор осуществляет проверку деятельности соответствующих органов и учреждений, анализируя документы и проводя собеседования с заинтересованными лицами. На основании собранных материалов составляется представление, в котором указывается на выявленные нарушения, их причины и последствия для несовершеннолетних. Представление направляется в адрес органов, ответственных за устранение нарушений, таких как органы местного самоуправления или жилищные организации.
В представлении должны быть четко указаны конкретные нарушения законодательства, ссылки на нормы права, которые были нарушены, рекомендации по устранению указанных нарушений, а также сроки их устранения.
Получив представление, данные структуры обязаны рассмотреть его и дать ответ прокурору о предпринятых мерах. В случае игнорирования или недостаточных действий прокурор может предпринять дополнительные меры, включая обращение в суд.
Эффективность данной меры можно оценить по следующим критериям:
-Устранение выявленных нарушений.
-Улучшение жилищных условий для несовершеннолетних.
-Повышение ответственности должностных лиц за соблюдение законодательства.
Внесение представлений об устранении нарушений является важным инструментом в области защиты жилищных прав несовершеннолетних, позволяя прокурору оперативно реагировать на допущенные нарушения и обеспечивать соблюдение законности. «В совокупности с иными мерами прокурорского реагирования внесение представления прокурором является необходимым для восстановления законности и правопорядка в сфере жилищных отношений с участием несовершеннолетних». [4, с.77]
Подготовка исковых заявлений в суд.
Подготовка исковых заявлений в суд — это важная мера прокурорского реагирования, направленная на защиту жилищных прав несовершеннолетних, когда другие способы воздействия не обеспечивают необходимого результата. «В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации». [5, с.280] Прокурор может подготовить исковое заявление в суд в следующих случаях:
-Отказ органов опеки в предоставлении жилья несовершеннолетнему.
-Неправомерные действия или бездействие жилищных организаций.
-Нарушение прав несовершеннолетних, связанных с жильем, такими как отсутствие условий для проживания или ненадлежащее состояние жилья.
Прокурор собирает документы, подтверждающие нарушения, такие как акты проверок, заключения специалистов, свидетельские показания. Изучаются нормы, регулирующие жилищные права несовершеннолетних, чтобы правильно обосновать исковые требования. На основании собранных материалов прокурор формирует исковое заявление, в котором указываются требования, основание и фактические обстоятельства дела.
Исковое заявление должно содержать:
-Наименование суда, в который подается иск.
-Сведения о сторонах (истец — прокурор, ответчик — орган или организация, нарушившая права).
-Описание нарушений жилищных прав несовершеннолетнего.
-Указание на нормы права, которые были нарушены.
-Конкретные требования к ответчику (например, предоставить жилье, устранить нарушения).
-Доказательства, подтверждающие исковые требования.
После подготовки искового заявления прокурор направляет его в суд, где намечается судебный процесс. Прокурор представляет интересы несовершеннолетнего, участвуя в судебных заседаниях, предоставляя дополнительные доказательства и аргументы по существу дела. По итогам судебного разбирательства может быть вынесено решение об удовлетворение иска, что приведет к восстановлению прав несовершеннолетнего или же об отказе в удовлетворении иска, что потребует дальнейших действий прокурора для защиты нарушенных прав.
Подготовка исковых заявлений в суд, как мера прокурорского реагирования, позволяет эффективно защищать жилищные права несовершеннолетних, обеспечивая законность и справедливость при решении вопросов, касающихся их проживания. Это способствует повышению ответственности органов и организаций за соблюдение прав и законных интересов детей.
Участие в судебных заседаниях по уголовным делам для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Участие прокурора в судебных заседаниях для защиты интересов несовершеннолетних — это так же важная мера прокурорского реагирования, направленная на обеспечение соблюдения жилищных прав детей. Прокурор представляет интересы несовершеннолетних в суде, выполняя при этом функции государственного обвинителя. Его задача — защитить права и законные интересы детей, которые могут быть нарушены в результате действий или бездействия органов власти, жилищных организаций или физических лиц. «Следует понимать, что указанные участники уголовного судопроизводства в силу возраста, отсутствия необходимого жизненного опыта и знаний, в частности, в юридической сфере, не имеют возможности должным образом воспользоваться предоставленными им законом процессуальными правами. Поэтому охрана прав несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), обеспеченных закрепленными уголовно-процессуальным законом дополнительными процессуальными гарантиями одно из важнейших направлений прокурорского надзора». [6, с.19]
Перед участием в судебном заседании прокурор изучает материалы дела, ознакомляется с документами, представленными сторонами, и анализирует доказательства. Формирует свою позицию по делу, определяет ключевые аргументы и вопросы для допроса свидетелей. При необходимости привлекает специалистов для оценки жилищных условий или состояния жилья. Во время судебного заседания прокурор может предоставить суду документы, свидетельские показания, экспертные заключения, подтверждающие нарушения жилищных прав несовершеннолетних. Так же он имеет право допрашивать свидетелей и экспертов, чтобы выяснить обстоятельства дела и получить дополнительную информацию. В конце заседания прокурор излагает свои доводы и требования, подчеркивая необходимость защиты прав несовершеннолетнего.
Участие прокурора в судебных заседаниях может существенно повлиять на решение суда, так как он, обладая юридической квалификацией и опытом, может представить убедительные доводы, которые помогут суду принять правильное решение. Прокурор, выступая от имени детей, подчеркивает важность защиты их прав и интересов, что может способствовать более справедливому решению.
После вынесения решения суда он контролирует, чтобы решение было выполнено, и в случае его неисполнения может предпринять дополнительные меры. Если решение суда не удовлетворяет интересы несовершеннолетнего, прокурор может подать апелляцию.
Проведение профилактических мероприятий и разъяснительной работы с органами власти.
Данная мера прокурорского реагирования, влияет не только на предотвращение нарушений жилищных прав несовершеннолетних, но и повышает уровень правосознания должностных лиц.
Основные цели профилактических мероприятий включают в себя предотвращение нарушений жилищных прав несовершеннолетних, повышение ответственности органов власти за соблюдение законодательства., информирование должностных лиц о действующих нормах права и необходимых действиях для обеспечения защиты прав детей. «Для того, чтобы осуществляемый сотрудниками органов прокуратуры надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних был действенным, работа организаций и органов прокуратуры должна быть четко организована и спланирована, все предоставленные прокурорам полномочия должны использоваться в полной мере». [7, с.138]
Прокуратура использует различные формы для проведения профилактических мероприятий. Она может проводить обучающие мероприятия для работников органов опеки, управления жилищным фондом и других заинтересованных организаций. Осуществлять выпуск буклетов, памяток, методических рекомендаций, содержащих информацию о правах несовершеннолетних и обязанностях органов власти для их соблюдения. Прокуроры могут организовывать встречи с представителями органов власти и организаций для обсуждения актуальных проблем и поиска путей их решения. Кроме того, они разъясняют, как правильно применять законы, касающиеся жилищных прав несовершеннолетних. Также в процессе анализа случаев, когда права детей были нарушены, разъяснять, какие действия могли бы предотвратить подобные ситуации, организовать механизмы для получения обратной связи с органами власти, чтобы выявить проблемные моменты и наладить сотрудничество.
Проведение профилактических мероприятий и осуществление разъяснительной работы также имеет важное значение. Эффективная профилактика может привести к уменьшению случаев нарушения жилищных прав несовершеннолетних. Работники органов власти и организаций, обладая знаниями о правах детей, будут более ответственны в своей деятельности. Налаживание сотрудничества между прокуратурой и органами власти способствует более эффективному решению проблем, связанных с жилищными правами несовершеннолетних.
Проведение профилактических мероприятий и разъяснительной работы с органами власти является важной мерой прокурорского реагирования, способствующей защите жилищных прав несовершеннолетних и повышению правосознания в обществе.
В практике прокурорского реагирования можно отметить случаи, когда прокуроры добивались улучшения жилищных условий для детей-сирот или детей из неблагополучных семей. Такие примеры подчеркивают важность активных действий прокуратуры.
Но всё же на пути реализации данных мер прокурорского реагирования в защите жилищных прав несовершеннолетних возникает ряд проблем. Далее мы рассмотрим основные из них.
- Недостаточная эффективность надзора. Несмотря на существование норм закона, обеспечивающих защиту жилищных прав детей, практика показывает низкую активность прокуратуры в выявлении нарушений и применении адекватных мер реагирования.
- Отсутствие единой методики оценки эффективности надзорной деятельности. Часто возникает ситуация, когда прокурорские проверки носят формальный характер, не обеспечивая реального восстановления нарушенных прав ребенка.
- Неразвитость взаимодействия органов власти и социальных служб. Прокуратура сталкивается с трудностью оперативного сотрудничества с органами опеки, попечительства и местными властями, что снижает качество и своевременность выявления проблем.
- Проблемы квалификации правонарушений. Сложности возникают в правильном определении состава правонарушения, особенно в случаях, когда нарушение носит скрытый характер либо связано с неисполнением обязательств родителями или третьими лицами.
- Непрозрачность процесса принятия решений. Нередко решение о предоставлении жилья ребенку принимается формально, без должного учета реальных потребностей семьи, условий проживания и особенностей самого несовершеннолетнего.
Для решения данных проблем имеет смысл рассмотреть такие нововведения как, внедрение системы мониторинга исполнения жилищного законодательства специально уполномоченными сотрудниками прокуратур регионов, осуществляющими контроль за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних, разработка четких критериев и методик анализа результатов проверок, позволяющих объективно оценивать работу прокуратуры в области защиты жилищных прав детей.
Важно также наладить тесное сотрудничество с органами социальной защиты населения, муниципальными структурами и образовательными учреждениями для повышения качества превентивной работы. Обучение сотрудников правоохранительных органов современным способам выявления нарушений жилищных прав и методикам эффективной реакции на нарушения права собственности и пользования жильем ребенком, является эффективной мерой для профилактики проблем, возникающих в данной сфере.
Таким образом, дальнейшее совершенствование механизма прокурорского реагирования в данной области требует комплексного подхода, включающего повышение профессионализма сотрудников, усиление профилактической работы и улучшение механизмов координации действий всех заинтересованных сторон.
Прокурорское реагирование является важным инструментом в механизме защиты жилищных прав несовершеннолетних. Эффективность этой работы зависит от взаимодействия с другими государственными органами, учреждениями и общественными организациями. Привлечение внимания к проблемам в области жилищных прав несовершеннолетних поможет обеспечить более безопасные и комфортные условия для жизни детей.

