Статья:

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПСИХОЛОГОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Сохань М.К. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПСИХОЛОГОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 39(348). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/348/180098 (дата обращения: 14.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПСИХОЛОГОВ

Сохань Марина Константиновна
студент, Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования Международный университет психолого-педагогических инноваций, РФ, г. Москва

 

Арт-терапия – это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта.

Арт-терапия основывается на том, что художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой. Арт-терапия, как профессиональная деятельность, – сравнительно новая область науки и практики, однако то, что художественная деятельность обладает целительным эффектом, известно еще с древности [1].

На протяжении всей человеческой истории искусство отражало мир человеческих страстей от бесконечной радости до глубочайшей печали, от триумфа до трагических потерь и служило людям как чудодейственное средство психологического и духовного возрождения. В последние десятилетия художественное творчество как великая целительная сила было открыто и высоко оценено вновь.

Арт-терапия в работе со взрослыми позволяет преодолеть стереотипы, которые так опасны в работе психолога, расширить границы своего опыта, получить заряд уверенности. Выражение себя, своих мыслей, чувств, особенно подавленных, посредством создания продукта творчества, позволяет снять напряжение, переключить внимание и ресурсы личности для развития и преодоления сложностей [2].

Исследование было проведено на базе методического объединения пси-хологов в Краснодарском крае. Всего в исследовании приняло участие 46 сотрудников. Стаж работы оп-рошенных сотрудников – 5-8 лет.

Методики исследования:

1) Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко (1996).

2) «Опросник профессионального выгорания», автор – К. Маслач, адапта-ция – Н. Е. Водопьянова.

3) Индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик (ИТО).

Оценка уровня сформированнности синдрома эмоционального выгорания представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Оценка уровня сформированности синдрома эмоционального выгорания по методике В. В. Бойко (количество респондентов)

 

У 16 респондентов наблюдается выраженное состояние эмоционального истощения, например, определяется состояние физического, эмоционального и психического истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к своей профессиональной деятельности и ее результатам. У 17 опрошенных выявлена стадия формирования синдрома эмоционального выгорания. У психологов, принявших участие в эмпирическом исследовании, наиболее выражены симптомы сопротивления (резистенции), когда человек пытается более или менее успешно защитить себя от неприятных впечатлений. В структуре этого этапа преобладает сокращение профессиональных сфер, что может проявляться в попытках облегчить или сократить свои обязанности, требующие эмоциональных затрат.

На втором месте симптомы истощения, то есть истощение умственных ресурсов, снижение эмоционального тонуса, что возникает из-за того, что оказанное сопротивление было неэффективным. Среди симптомов этой фазы преобладает эмоциональная дистанция (в среднем 5 баллов), когда человек практически полностью исключает эмоции из сферы своей профессиональной деятельности.

На третьем месте - симптомы стресса, которые порождают хронический психоэмоциональный климат, дестабилизируют ситуацию, повышают ответственность и затруднения контингента. В структуре симптомов этой фазы преобладает опыт травматических обстоятельств, что проявляется в большей осведомленности о травматических факторах профессиональной деятельности, которые сложны или полностью неизбежны. Анализ полученных данных показал, что в целом психологи, принявшие участие в эмпирическом исследовании, испытывают эмоциональный стресс в процессе осуществления своей профессиональной деятельности и обнаруживают признаки синдрома эмоционального выгорания. С целью профилактики эмоционального выгорания была предложена программа арт-терапии. Основная цель программы – профилактика и коррекция эмоционального выгорания психологов через развитие креативности и самопознание с помощью различных арт-техник.

Программа арт-терапии с целью профилактики эмоционального выгорания у психологов включает в себя следующие этапы:

1 этап - ознакомление участников группы с теоретическим материалом по правополушарному рисованию на основе методик разработанных Бетти Эдвардс. Актуализация эмоционального состояния участников. Такие занятия помогают рисовать, отключаясь от логических суждений и опираясь на восприятие и воображение, что позволяет, например, рисовать портреты с натуры более точно. Методика Бетти Эдвардс — это методика правополушарного рисования, основанная на идее, что переключение мозга в режим восприятия, а не анализа, позволяет научиться рисовать с натуры. Основная идея — научиться видеть объект как набор линий и форм, а не как знакомый образ, что достигается с помощью упражнений, например, перерисовывания перевернутых изображений. Эта методика не является арт-терапией в классическом понимании, хотя и может способствовать развитию творческих навыков и самовыражению, что является одним из аспектов арт-терапии.

2 этап - формирование у участников арттерапевтической программы положительной самооценки, реализацию их творческого потенциала и включает релаксационные упражнения, выполнение живописных работ в технике быстрой живописи, основанной на методе правополушарного рисования формата А4 на акварельной бумаге.

3 этап -  проведение непосредственно самой тренинговой работы.

В целом, арт-терапия является эффективным средством профилактики эмоционального выгорания у психологов, так как позволяет выражать подавленные эмоции, снимать стресс и восстанавливать жизненные силы через творчество. Она помогает психологам получить выход для «внутреннего ребенка», восстановить ресурсное состояние, повысить самооценку и активизировать творческий потенциал, который был истощен из-за постоянной работы с чужими проблемами.

 

Список литературы:
1. Магомедова М. К. Методы арт-терапии в профилактике эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2023. - С. 49-55 
2. Якушев М. П. Эффективные методы арт-терапии для профилактики эмоционального выгорания сотрудников УИС. // Вопросы современной науки и практики. - № 2 (9). - 2023. - С. 95-97