Статья:

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Мясникова Т.В. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 39(348). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/348/180253 (дата обращения: 14.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ

Мясникова Татьяна Викторовна
студент, Шадринский государственный педагогический университет, РФ, г. Шадринск

 

DIFFERENTIATED APPROACH AS A METHOD OF OVERCOMING VIOLATIONS OF GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH IN CHILDREN OF 5-6 YEARS OLD WITH DYSARTHRIA

 

Myasnikova Tatyana Viktorovna

Student, Shadrinsk State Pedagogical University, Russia, Shadrinsk

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема нарушений грамматического строя речи у детей 5–6 лет с дизартрией и предлагается дифференцированный подход как метод их преодоления.

Abstract. The article deals with the problem of grammatical speech structure disorders in 5-6 years old children with dysarthria and suggests differentiated approach as a method of overcoming them.

 

Ключевые слова: Дифференцированный подход, нарушения грамматического строя речи, дети 5-6 лет, дизартрия.

Keywords: Differentiated approach, violations of grammatical structure of speech, children of 5-6 years old, dysarthria.

 

Современная логопедическая практика сталкивается с возрастанием числа детей, имеющих тяжелые нарушения речи, в том числе дизартрию. Нарушения грамматического строя речи у данной категории детей проявляются в форме аграмматизмов, трудностей словоизменения и словообразования, несформированности синтаксических конструкций. Эффективной методикой коррекции таких нарушений является дифференцированный подход.

Дифференцированный подход представляет собой систему организации логопедической помощи, при которой учитываются индивидуальные речевые, психофизические и когнитивные особенности ребенка. Основные положения подхода предполагают [2]:

  • индивидуализацию целей и задач коррекционной работы;
  • поэтапность освоения речевых навыков;
  • опору на сохранные речевые и познавательные ресурсы;
  • участие всех участников образовательного процесса (родителей, педагогов, логопеда).

Для изучения состояния грамматического строя речи у детей с дизартрией использовалась методика обследования, предложенная Н. В. Серебряковой и Л. С. Соломаха, включающая следующие разделы: словоизменение (употребление существительных в разных падежах, согласование прилагательных и существительных, числительно-именные сочетания); словообразование (уменьшительно-ласкательные формы, названия детёнышей, образование прилагательных, приставочных и совершенных глаголов); синтаксические навыки (построение предложений разной структуры) [3].

Оценка производилась по 3-балльной шкале: 0 баллов – задание не выполнено, 1 балл – выполнение с грубыми ошибками, 2 балла – выполнение с затруднениями, 3 балла – правильное выполнение.

В исследовании приняли участие 15 детей 5–6 лет с диагнозом дизартрия (ОНР III уровня), обучающихся в логопедической группе МАДОУ № 4 «Сказка» г. Нижневартовска. Все дети обследовались индивидуально по вышеуказанным направлениям.

По результатам обследования: 2 ребёнка показали низкий уровень развития грамматического строя речи; 7 детей — уровень ниже среднего; 5 детей — средний уровень;

1 ребёнок — высокий уровень (свыше 70 баллов). Наибольшие затруднения у детей наблюдались при выполнении следующих заданий: согласование прилагательных с существительными; потребление числительных с существительными; образование приставочных глаголов и глаголов совершенного вида; построение грамматически правильных предложений.

Данные результаты подтверждают необходимость использования дифференцированного подхода в логопедической практике. Он позволяет учесть не только общее речевое развитие ребёнка, но и его индивидуальные затруднения в овладении грамматическими структурами.

Реализация дифференцированного подхода.

В логопедической работе применялись следующие принципы:

  • индивидуализация содержания и методов работы;
  • учет речевого диагноза, уровня речевого развития и характера нарушений;
  • поэтапность и последовательность освоения грамматических форм;
  • использование игровых, коммуникативных и наглядных методов обучения.

Разработана и внедрена коррекционно-развивающая программа, включающая:

  • упражнения на развитие словоизменения (игры «Один – много», «Какой? Какая?»);
  • задания на словообразование (игры «Назови профессию», «Скажи ласково»);
  • упражнения на развитие синтаксической структуры высказываний («Поставь слово на место», «Что сначала, что потом?»).

После реализации программы отмечена положительная динамика: количество детей с высоким уровнем грамматического строя речи увеличилось, сократилось число типичных аграмматизмов, улучшилось качество построения фраз и связных высказываний. Особенно значимые изменения зафиксированы у детей, входящих в группы с низким и ниже среднего уровнями на начальном этапе.

Дифференцированный подход обеспечивает: целенаправленное воздействие на слабые звенья речевого развития; формирование устойчивых грамматических навыков; повышение речевой активности детей в естественной среде; успешную подготовку к школьному обучению [1].

Таким образом, данный подход доказал свою эффективность в коррекции грамматических нарушений речи у детей с дизартрией и может быть рекомендован для широкого применения в практике логопедической работы.

 

Список литературы:
1. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. М., 2005. 296 с.
2. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике  речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. 3-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2003. 240 с.
3. Серебрякова Н. В. Обследование ребенка с общим недоразвитием речи  /Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в  условиях дошкольного образовательного учреждения /Н. В. Серебрякова, Л. С. Соломаха. СПб.: Детство-пресс, 2002. 240 с.