ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ
DIFFERENTIATED APPROACH AS A METHOD OF OVERCOMING VIOLATIONS OF GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH IN CHILDREN OF 5-6 YEARS OLD WITH DYSARTHRIA
Myasnikova Tatyana Viktorovna
Student, Shadrinsk State Pedagogical University, Russia, Shadrinsk
Аннотация. В статье рассматривается проблема нарушений грамматического строя речи у детей 5–6 лет с дизартрией и предлагается дифференцированный подход как метод их преодоления.
Abstract. The article deals with the problem of grammatical speech structure disorders in 5-6 years old children with dysarthria and suggests differentiated approach as a method of overcoming them.
Ключевые слова: Дифференцированный подход, нарушения грамматического строя речи, дети 5-6 лет, дизартрия.
Keywords: Differentiated approach, violations of grammatical structure of speech, children of 5-6 years old, dysarthria.
Современная логопедическая практика сталкивается с возрастанием числа детей, имеющих тяжелые нарушения речи, в том числе дизартрию. Нарушения грамматического строя речи у данной категории детей проявляются в форме аграмматизмов, трудностей словоизменения и словообразования, несформированности синтаксических конструкций. Эффективной методикой коррекции таких нарушений является дифференцированный подход.
Дифференцированный подход представляет собой систему организации логопедической помощи, при которой учитываются индивидуальные речевые, психофизические и когнитивные особенности ребенка. Основные положения подхода предполагают [2]:
- индивидуализацию целей и задач коррекционной работы;
- поэтапность освоения речевых навыков;
- опору на сохранные речевые и познавательные ресурсы;
- участие всех участников образовательного процесса (родителей, педагогов, логопеда).
Для изучения состояния грамматического строя речи у детей с дизартрией использовалась методика обследования, предложенная Н. В. Серебряковой и Л. С. Соломаха, включающая следующие разделы: словоизменение (употребление существительных в разных падежах, согласование прилагательных и существительных, числительно-именные сочетания); словообразование (уменьшительно-ласкательные формы, названия детёнышей, образование прилагательных, приставочных и совершенных глаголов); синтаксические навыки (построение предложений разной структуры) [3].
Оценка производилась по 3-балльной шкале: 0 баллов – задание не выполнено, 1 балл – выполнение с грубыми ошибками, 2 балла – выполнение с затруднениями, 3 балла – правильное выполнение.
В исследовании приняли участие 15 детей 5–6 лет с диагнозом дизартрия (ОНР III уровня), обучающихся в логопедической группе МАДОУ № 4 «Сказка» г. Нижневартовска. Все дети обследовались индивидуально по вышеуказанным направлениям.
По результатам обследования: 2 ребёнка показали низкий уровень развития грамматического строя речи; 7 детей — уровень ниже среднего; 5 детей — средний уровень;
1 ребёнок — высокий уровень (свыше 70 баллов). Наибольшие затруднения у детей наблюдались при выполнении следующих заданий: согласование прилагательных с существительными; потребление числительных с существительными; образование приставочных глаголов и глаголов совершенного вида; построение грамматически правильных предложений.
Данные результаты подтверждают необходимость использования дифференцированного подхода в логопедической практике. Он позволяет учесть не только общее речевое развитие ребёнка, но и его индивидуальные затруднения в овладении грамматическими структурами.
Реализация дифференцированного подхода.
В логопедической работе применялись следующие принципы:
- индивидуализация содержания и методов работы;
- учет речевого диагноза, уровня речевого развития и характера нарушений;
- поэтапность и последовательность освоения грамматических форм;
- использование игровых, коммуникативных и наглядных методов обучения.
Разработана и внедрена коррекционно-развивающая программа, включающая:
- упражнения на развитие словоизменения (игры «Один – много», «Какой? Какая?»);
- задания на словообразование (игры «Назови профессию», «Скажи ласково»);
- упражнения на развитие синтаксической структуры высказываний («Поставь слово на место», «Что сначала, что потом?»).
После реализации программы отмечена положительная динамика: количество детей с высоким уровнем грамматического строя речи увеличилось, сократилось число типичных аграмматизмов, улучшилось качество построения фраз и связных высказываний. Особенно значимые изменения зафиксированы у детей, входящих в группы с низким и ниже среднего уровнями на начальном этапе.
Дифференцированный подход обеспечивает: целенаправленное воздействие на слабые звенья речевого развития; формирование устойчивых грамматических навыков; повышение речевой активности детей в естественной среде; успешную подготовку к школьному обучению [1].
Таким образом, данный подход доказал свою эффективность в коррекции грамматических нарушений речи у детей с дизартрией и может быть рекомендован для широкого применения в практике логопедической работы.

