Психологическая характеристика состояния памяти и мышления у детей с симптоматической формой эпилепсии
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(38)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(38)
Психологическая характеристика состояния памяти и мышления у детей с симптоматической формой эпилепсии
В современном мире изучение проблемы эпилепсии в детском возрасте значительно возрастает. Анализ исследований различных государств показал, что данная патология составляет 50 случаев на 100000 человек, при этом в зависимости от страны цифра меняется. Данные статистики говорят о том, что в большинстве случаев дебют эпилепсии приходится на детский возраст, более того, по некоторым данным около 2% детей имеют хоть единичный эпилептический припадок в возрасте до 2 лет. Ситуация осложняется еще тем, что структуры головного мозга ребенка еще до конца не сформированы, что приводит к развитию нарушений когнитивных функций, а также стойкой дезорганизации личности.
Характерным является разделение эпилепсии на симптоматическую и идиопатическую, отличающиеся друг от друга в плане этиологии, патогенеза, нарушений когнитивных функций. Это необходимо знать и понимать практикующим клиническим психологам для правильной диагностики, которая в дальнейшем может помочь медицинскому персоналу разработать план лечения для конкретной формы заболевания, психологам составить программу и провести психологическую коррекцию, а педагогам учитывать специфику заболевания для правильного построения процесса учебной деятельности.
Целью данной работы было выявить состояние памяти и мышления у детей с симптоматической формой эпилепсии. В исследовании приняли участие 20 человек в возрасте 12-14 лет с симптоматической эпилепсией. Из них 8 девочек и 12 мальчиков.
Для психологической диагностики памяти и мышления применялись следующие методики: «Память на образы», «10 слов по Лурия», «Почувствуй и запомни позу», «Шесть фигур», «Исключение лишнего», «Последовательность событий», «Выделение существенных признаков».
Для исследования образной памяти применялась методика «Память на образы», в ходе которой было выявлено, что образная память находится на нормальном уровне развития у всех детей с данной формой эпилепсии: 7 человек (35%) смогли воспроизвести 13 образов,
6 детей (30%) – 10 образов, 5 (25%) респондентов – 8 образов, 2 ребенка (10%) – 7 образов. Полученные данные свидетельствуют о том, что нарушения образной памяти не являются специфичными для данной категории детей.
Для исследования тактильной памяти использовалась методика «Почувствуй и запомни позу», в ходе проведения которой было выявлено, что для детей с симптоматической формой эпилепсии нарушения тактильной памяти также являются неспецифичными. Дети с легкостью повторяли как простые серии (1 поза), так и сложные (последовательно предъявлялись несколько поз, которые необходимо было воспроизвести в правильном порядке), испытывая при этом положительные эмоции.
Для исследования зрительной памяти применялась методика «Шесть фигур». Детям предъявлялись 6 фигур, которые им необходимо было запомнить и воспроизвести. Оценка осуществлялась по пятибалльной системе, где 5 баллов – воспроизведение всех фигур с первого предъявления; 4 балла – все фигуры воспроизведены, но нарушена их последовательность или все фигуры со 2-го раза; 3 балла – воспроизведение всех фигур с третьего предъявления или с одной ошибкой; 2 балла – воспроизведение фигур с двумя ошибками; 1 балла – частичное воспроизведение фигур. После 30 минут детям необходимо было вспомнить все фигуры, но без их повторного предъявления. Сразу после первого представления фигур было выявлено, что ни один ребенок не смог воспроизвести правильно все фигуры. Большинство детей (75%) воспроизводили фигуры со второй попытки, но при этом в другой последовательности. 25% детей воспроизводили фигуры с третьего предъявления, при этом последовательность также была нарушена. Через 30 минут 10% детей воспроизвели все 6 фигур, 60% детей смогли воспроизвести 5 фигур, 30% – 4 фигуры, однако последовательность во всех случаях осталась нарушенной. Это свидетельствует о том, что для детей с симптоматической формой эпилепсии характерны незначительные нарушения зрительной памяти, связанные с нарушением заданного порядка зрительных стимулов, в то время как объем и долговременная зрительная память остаются достаточно сохранными. Характерным было присутствие после первого просмотра параграфий, которые либо осознавались самостоятельно без повторного предъявления (4 ребенка), либо после второго предоставления фигур (2 детей).
Для выявления состояния слухоречевой памяти была использована методика «10 слов по Лурия». Детям было необходимо запомнить как можно больше слов, после чего были выполнены другие задания, а через 40 минут они должны были повторить те слова, которые запомнили. После пятикратного повторения 9-10 слов запомнили 7 детей (35%), 7-8 слов –
8 человек (40%), 5-6 слов – 5 респондентов (25%). Характерным было явление добавочных слов, которые воспроизводились детьми от одного повторения к другому и никак не корригировались ими даже после обращения внимания на них специалистом (40% детей), что также может свидетельствовать об инертности психической деятельности, характерной для больных с диагнозом «Эпилепсия». Полученные результаты позволяют говорить о том, что нарушение слухоречевой памяти является специфичными, что должно быть учтено для правильной подготовки программы психологической коррекции и учебного процесса в целом.
Через 40 минут после прочтения ни один ребенок не смог назвать 9-10 слов. Большинство смогли вспомнить 7 слов (55%), 4 детей – 6 слов (20%), 5 детей (25%) – 4-5 слов. При этом те дети, которые называли добавочные слова так и продолжили называть их. Эти результаты свидетельствуют о том, что для детей с симптоматической эпилепсией характерны нарушения долговременной слухоречевой памяти, в то время как зрительная долговременная память остается относительно сохранной.
Для диагностики мышления, а именно выявления состояния уровня обобщения, использовалась методика «Исключение лишнего» в карточном варианте. Детям предъявлялись карточки с изображенными предметами, и им необходимо было выделить лишний предмет и дать обобщенное название остальным трем предметам. В результате было выявлено, что большинство детей (75%) в начальных сериях правильно выделяли лишний предмет, могли называть родовое понятие, но как только появлялась карточка, связанная с необходимостью наличия высокого уровня обобщения (как, например, муха – живое, остальное – неживое), то ребенок не мог правильно определить ни лишнее слово, ни родовую принадлежность остальных предметов. Помощь исследователя принималась. 10% детей (2 человека) правильно находили лишний предмет (кроме случаев, связанных со сложными карточками), однако родовое понятие называли не всегда. 10% детей могли выделить лишний предмет и обобщить три других только с помощью исследователя. Также у одного ребенка было выявлено искажение процесса обобщения, когда исключение лишнего предмета осуществлялось по несущественных признакам («Трубка, потому что во всех остальных случаях можно скрестить пальцы и приложить к предметам, а к трубке так не получится»). По нашему мнению здесь помимо нарушений когнитивных функций наблюдаются и определенные изменения в личностной сфере. Полученные данные говорят о том, что у детей с симптоматической формой эпилепсии наблюдается снижение уровня обобщения, причем в некоторых случаях незначительно, в других – до ярко выраженного снижения или его искажения.
Сообразительность, способность к логическому мышлению была исследована при помощи методики «Установление последовательности событий». В 85% случаев дети расставляли картинки в правильной последовательности, однако в 15% случаев необходима была помощь исследователя, которая принималась. Однако составить последовательно рассказ могли 45% детей, остальные отвлекались на несущественные подробности. Данные результаты говорят о том, что у детей развито логическое мышление, однако наблюдается инертность мыслительной деятельности, из-за которой ребенок застревает на отдельных деталях.
Исследование возможности отделения существенных признаков от несущественных осуществлялось при помощи методики «Выделение существенных признаков». В 70% случаев дети отвлекались на несущественные признаки (игра – карты, игроки; река – рыба, вода), однако помощь принималась, и они правильно находили ответ. 20% детей (4 человека) не могли самостоятельно решить предложенные задания, и только при помощи наводящих вопросов справлялись с ним. Двое (10%) безошибочно справились с методикой. Таким образом, можно говорить о том, что для детей с данной формой эпилепсии характерно заострение внимания на несущественных признаках, что также связано со сниженным уровнем обобщения.
Исходя из полученных результатов по всем методикам, можно прийти к выводу о том, что для детей с симптоматической формой эпилепсии характерны незначительные нарушения зрительной памяти, снижение уровня слухоречевой, долговременной памяти, уровня обобщения, инертность психической деятельности, которая находит свое выражение в когнитивной сфер (добавочные слова, застревание на отдельных деталях), в то время как образная и тактильная память находятся на нормальном уровне развития.