Статья:

Различные стили преподавания

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(87)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Зарихина Е.В. Различные стили преподавания // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 36(87). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/87/60577 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Различные стили преподавания

Зарихина Екатерина Витальевна
магистрант, Московский Государственный Университет Технологий и Управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), РФ, г. Москва

 

В этой статье предлагаются конкретные способы, с помощью которых преподаватели могут развивать отношения со студентами, способствующие мотивации и удовлетворенности. Представленные здесь методы были распределены по группам и направленны на :

1) укрепление личных отношений со студентами,

2) получение регулярной обратной связи от них,

3) мотивацию студентов к работе,

4) проявление особого внимания к определенным студентам,

5) решение различных межличностных проблем.

Некоторые преподаватели стараются поддерживать взаимопонимание и уменьшить свой авторитет в классе, позволяя студентам называть их по имени. Другие поощряют неформальное взаимодействие со студентами вне учебы. К сожалению, ни одна из этих стратегий не является необходимой для развития межличностного взаимопонимания и высокой мотивацией студентов. Студенты, которые чаще всего обращаются к преподавателю по имени - это те, кто уже чувствует себя относительно комфортно. Как замечает Кеннет ЭБЛ в книге "Искусство преподавания"[3, с. 73], лучшая стратегия развития взаимопонимания " может быть не формальной для непринужденной беседы. Самый простой способ начать формировать личные отношения со студентами – это выучить их имена. Ничто так не впечатляет студентов, как преподаватель, который прилагает серьезные усилия, чтобы узнать их как личности. Изучение имени каждого ученика эффективно способствует установлению контакта.

Еще один способ развития взаимопонимания со студентами - приходить на занятия на пять-десять минут до начала занятий. Это предоставляет возможность неформально общаться с ними об их проблемах. Предоставление студентам возможности общения и внимательного слушания может быть ценным по ряду причин [1, с. 67]. Межличностные отношения требуют диалога, поэтому любой метод обучения, побуждающий студентов к общению, поможет сформировать личные связи.

Некоторые преподаватели считают, что симпатия к студентам и ответственность являются взаимоисключающими. Мало того, что преподаватели могут требовать от студентов очень многого и при этом иметь с ними позитивные межличностные отношения, необходимо, чтобы студенты воспринимали учителей. Ключевым здесь является выбор методов. Как мы видим, косвенные методы почти всегда превосходят прямые или автократические. Ключом к использованию косвенных методов является тщательный отбор слов при попытке контролировать студентов, предлагая и подразумевая,  а не приказывая или направляя открыто. Косвенный контроль подобен скрытому контролю, осуществляемому гипнотизером или мастером Дзен в том, что преподаватель колледжа ставит словесные ловушки, чтобы контролировать поведение студентов, создавая иллюзию личной свободы [2]. Этот вид контроля выгоден, потому что он заставляет студентов брать на себя ответственность за свое собственное поведение, становиться контролируемыми изнутри.

Как осуществляется косвенный контроль? Здесь пример сложных сообщений, которые преподаватель может дать при объявлении курсовой работы.  Преподаватели колледжа подчеркивают формальный аспект своих отношений со студентами, когда они говорят "Я требую", "я ожидаю" или "вы, вероятно, захотите". Использование этих слов подразумевает, что студенты будут делать что-то, потому что это то, что им нравится, хочется, а не потому, что они были принуждены. Выбор слов может показаться тривиальным, но исследования в области человеческого общения показали, что тонкости языка сильно влияют на лидерство, которое развивается в группе с течением времени, главным образом на то, насколько люди с меньшей властью возмущаются теми, кто отвечает [5]. Преподаватели, которые используют эгалитарный язык, поощряют независимость среди студентов и, по крайней мере, с такой же вероятностью выполняют задания, как и те, кто более авторитарен. Предоставление студентам право выбора по возможности, а также это увеличивает их чувство свободы в группе. Это не означает, что на первых нескольких встречах необходимо сформулировать цели или согласовать задания, чтобы повысить ответственность группы за курс. Это означает предоставление студентам выбора относительно нескольких решений, имеющих гораздо меньшее значение, например, будет ли экзамен в понедельник или пятницу, или запланировать фильм во время урока или вечером. Предоставление студентам выбора между вариантами, которые согласуются с целями преподавателя и имеющимся временем, говорит им, что их предпочтения признаны и будут рассмотрены, когда это возможно; Таким образом, межличностное взаимопонимание является важным.

Есть определенные студенты, с которыми преподаватели должны прилагать особые усилия для установления позитивных межличностных отношений. Категории студентов, описанные ниже, основаны на исследовании Манна [4] . Типичный послушный ученик в значительной степени зависит от учителя, обычен и высоко ориентирован на решение задач. В отличие от других типов, эти студенты комфортно чувствуют себя зависимыми. Они редко создают проблемы или ставят под сомнение контроль учителя. Они находятся в классе просто для того, чтобы понять материал. Они часто предпочитают лекции дискуссионным занятиям. Потому что они всегда делают то, что просят, уступчивые студенты обычно делают умеренно хорошо на экзаменах. Тревожно-зависимые студенты чрезмерно озабоченны оценками. Они хотят узнать именно то, что учитель хочет, чтобы все знали, что они бояться что - то упустить. Они, скорее всего, попросят учителя повторить определения, чтобы они могли записать их слово в слово.

Уступчивые студенты обычно доверяют учителям и предполагают, что студенты не доверяют учителям и ожидают каверзных вопросов или несправедливых оценок. Их сочетание высоких амбиций, беспокойства и подозрительности говорит о том, что они злятся из-за того, что у них меньше власти в образовательной среде, чем им хотелось.

Рабочие, третья категория Манна, делают замечания в классе, которые передают подавленное и фаталистическое отношение к себе и своему образованию. Подобно податливым и тревожно-зависимым, обескураженные работники считают, что у них мало контроля над своим обучением. Некоторые из них, возможно, так много работали, чтобы получить высокие оценки в прошлом, что они больше не находят обучение приятным.

Независимые студенты принимают то, что предлагают преподаватели, и в равной мере преследуют свои собственные цели. Они чувствуют себя комфортно в выполнении того, что от них требуется. Большинство независимых студентов  легко дружат с преподавателями и в какой-то степени идентифицируют себя с ними, так же как многие аспиранты относятся к своим профессорам.

 

Список литературы:
1. Барнс-Макконнелл, П. ведущие дискуссии. В Милтон & Сотрудник, На Обучение В Колледже, Сан-Франциско: Джосси-Басс,1978, С. 67 .
2. Bandler, R. & Grinder J. the Structure of Magic, Palo Alto: Science and Behavior Books, Inc. 1975 .
3. Кеннет Юджин ЭБЛ ремесло преподавания Сан-Франциско: издатели Джосси-Басса, 1976, 179 стр. 
4. Манн, Д. Р. и соавт. Класс колледжа: конфликт, изменение и обучение. Нью-Йорк: Уайли, 1974.
5. Уотцлавик, Бивин и Джексон прагматика человеческого общения: исследование Интеракционных моделей, патологий и парадоксов, Нью-Йорк: W. W. Norton & Company Inc., 1967, 304 С.