Статья:

Особенности проявления копинг-стратегий у курсантов с разным локусом контроля

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(40)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Михайлова Е.С., Пинегина Н.М. Особенности проявления копинг-стратегий у курсантов с разным локусом контроля // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 19(40). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/40/40863 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности проявления копинг-стратегий у курсантов с разным локусом контроля

Михайлова Елена Сергеевна
студент, Воронежский Государственный Университет, РФ, г. Воронеж
Пинегина Наталья Михайловна
канд. психол., наук, доцент, Воронежский Государственный Университет, РФ, г. Воронеж

 

PECULIARITIES СOPING STRATEGIES OF CADETS WITH DIFFERENT OF LOCUS OF CONTROL

 

Elena Mikhaylova

student, Voronezh State University, Russia, Voronezh

Natalya Pinegina

candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Voronezh State University, Russia, Voronezh

 

Аннотация. В статье дается краткий обзор видов и классификаций копинг-стратегий. Приведено краткое теоретическое описание двух видов локуса контроля (экстернального и интернального). Продемонстрированы результаты и анализ обсуждения исследования особенностей проявления копинг-стратегий курсантами разных военных ВУЗов г. Воронежа.

Abstract. The article provides a brief overview of the types and classifications of coping strategies. A short theoretical description of two types locus of control (external and internal) is given. The results and analysis discussion studies of the cadets of military higher educational institutions in Voronezh are demonstrated.

Ключевые слова: копинг-стратегия; локус контроля; трудные жизненные ситуации.

Keywords: coping strategy; locus of control; difficult living situations.

 

В своей жизни курсанты попадают в разные передряги и стрессовые ситуации. К ним предъявляются особые повышенные требования в процессе обучения в ВУЗе. На их плечи обрушивается большое количество проблем, и важно найти выход и их решение. Копинговые стратегии – это и есть те самые механизмы, способы, которые помогают курсанту наилучшим образом разведать, разузнать, проанализировать проблему и найти наиболее верное её решение.

Огромное влияние на преобладание в поведении той или иной копинг-стратегии оказывает большое количество личностных проявлений, а в частности локус контроля.

Таким образом, актуальность данного исследования продиктована необходимостью расширения и углубления теоретических знаний, относящихся к изучаемым явлениям, а также потребностью в новых научных фактах, которые позволяют расширять теорию и сферу ее применения.

Целью исследования является изучение особенностей проявления копинг-стратегий у курсантов с разным уровнем локуса контроля.

Под особенностями копинг-стратегий мы будем рассматривать их виды.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1) осуществить теоретический анализ современного состояния проблемы;

2) выявить особенности проявления копинг-стратегий у курсантов высших военных заведений;

3) определить различия доминирующих копинг-стратегий исходя из разного уровня локуса контроля.

В качестве гипотезы исследования выступают предположение о том, что для курсантов характерны следующие особенности проявления копинг-стратегий, а именно:

1) у юношей с экстернальным уровнем локуса контроля преобладают следующие непродуктивные копинг-стратегии: поиск чуда, беспокойство, а также эмоционально-ориентированный копинг – дистанцирование;

2) у юношей с интернальным уровнем локуса контроля доминируют следующие копинг-стратегии: продуктивный копинг – работа (достижение), эмоционально-ориентированный копинг – принятие ответственности, а также проблемно-фокусированный копинг – решение проблемы.

Разные авторы, как в зарубежной (П. Тойс, Р. Лазарус, С. Фолкман, Э. Хейм) так и в отечественной психологии (И. Г. Сизова, С. И. Филипченкова, Л. И. Анцыферова и др.) занимались исследованием «копинг-стратегий». Существует большое количество их видов и классификаций, но в данном исследовании за основу взяты две.

Классификация Р. Лазаруса и С. Фолкмана, которые выделяли эмоционально-ориентированный копинг (дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство, положительная переоценка), который выполняет регулировку эмоций личности, вызванных трудной ситуацией, и проблемно-ориентированный копинг (конфронтация, планирование решение проблемы), который направляет энергию личности именно на изменение возникшей ситуации [1].

Классификация выделенная Э. Фрейденбергои и Р. Льюисом, в который выделяют продуктивное совладание (способствуют разрешению проблемы): работа и достижение, решение проблемы, позитивный фокус, духовность; непродуктивный копинг (не изменяет проблемной ситуации, не происходит разрешения конфликта как такового): беспокойство, разрядка, несовладание, чудо, игнорирование, самообвинение, уход в себя, отвлечение и активный отдых, и социальный копинг (поведение, направленное на поиск помощи в социуме): поиск социальной поддержки, друзья социального поведения [2].

Несмотря на то, что «локус контроля» мало исследован в психологии, все те авторы (Дж. Роттер, К. Муздыбаев, И. С. Кон, А. А. Реан), которые исследовали данный феномен, едины во мнении, что существует два типа локуса контроля – экстернальный и интернальный. Итак, локус контроля – склонность личности воспринимать происходящее как зависящее от него самого (интернальный) или же от неконтролируемых факторов (экстернальный).

Рассмотрев виды копинг-стратегий и особенности локуса контроля, следует перейти к освещению эмпирического исследования.

Для проверки гипотезы использовался метод стандартизированного самоотчета, который реализовывался в следующих конкретных методиках.

1. Тест-опросник «Субъективной локализации контроля» С.Р. Пантелеева и В.В. Столина.

2. «Юношеская копинг-шкала» Э. Фрайденберга, Р. Льюиса.

3. Тест-опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Р. Лазаруса и С. Фолкмана.

Объектом эмпирического исследования выступали курсанты ФГБОУ ВО ВИ ФИПСА МЧС РФ, а также ВУНЦ ВВС ВВА им. Профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина г. Воронежа в возрасте от 18 до 21 года. Общий объем выборки составил 60 человек.

Перейдём к результатам эмпирического исследования.

У испытуемых с экстернальным уровнем локуса контроля в большинстве доминируют непродуктивные копинг-стратегии: «активный отдых», «беспокойство», «отвлечение» и эмоционально-ориентированный – «дистанцирование». Испытуемые чаще всего пытаются отвлечься от проблемы, не придавать ей большую значимость, игнорировать ее. Юноши способны изменить свое отношение к ситуации, но никак ее не решать. В то время как у испытуемых с интернальным уровнем локуса контроля доминируют продуктивный и проблемно-ориентированный копинги: «работа» (достижение) и «решение проблем», соотвественно. Испытуемые нацелены на разрешение сложностей, достижения определенного успеха в какой-либо деятельности, стараются не избегать трудностей, а проанализировать их, взвесить и найти правильное решение.

Обработка полученных данных проводилась методами количественного, качественного, в том числе и статистического анализа. С целью установления различий между особенностями проявления копинговых стратегий у курсантов военного ВУЗа с разным уровням локуса контроля применялся t-критерий Стъюдента. Данный критерий является адекватным цели исследования, так как объем выборки равен 60 испытуемым и изучаемый признак был измерен в сильной шкале.

Статистически значимые различия были выявлены между испытуемыми с разным уровнем локуса контроля в способах совладания с трудными жизненными ситуациями на основе их опыта. Испытуемые с выраженным интернальным уровнем локуса контроля чаще всего прибегают к такому способу совладания как «планированию решения проблемы», а с экстернальным уровнем локуса контроля к таким, как «дистанцирование» и «активный отдых», причем у данных копинг-стратегий были выявлены достоверные статистические различия. Следовательно, выдвинутая гипотеза подтвердилась частично.

Таким образом, были выявлены статистически значимые различия у испытуемых с разным уровнем локуса контроля в проявлении таких копинг- стратегий, как «дистанцирование», «активный отдых», «решение проблемы». Другими словами, личность с интеральным уровнем локуса контроля направляет энергию на разрешение ситуации, ее изменения, а с экстернальным уровнем локуса контроля не справляются с трудностями и уходят от них, что наблюдается в поведении курсантов.

 

Список литературы:
1. Битюцкая Е. В. Факторная структура русскоязычной версии методики «опросник способов копинга» / Е. В. Битюцкая // Вопр. психологии. – 2014. – №5. – С. 138–150.
2. Холодная М. А. Онтологические основания совладающего поведения / М. А. Холодная, О. Г. Берестнева, Е. А. Муратова // Известия Томского политехнического университета. – 2006. – Т. 309. – № 3. – С. 210–215.