Изделия из бересты: тенденции и перспективы художественного промысла и творчества
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(44)
Рубрика: Культурология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(44)
Изделия из бересты: тенденции и перспективы художественного промысла и творчества
Непрерывность прогресса, усовершенствование промышленности неизбежно накладывает свои, определенные ограничения на развитие ремесла (как производства ручным способом всего комплекса предметной среды обитания человека).
Однако производство ручным способом художественных изделий в сфере профессионального искусства, народного творчества не только сохраняется, но и развивается в современной художественной культуре России.
В связи с этим одна из важных задач для культуры России в XXI в. – сохранение традиции, поскольку в настоящее время происходит размывание грани между самостоятельным (наивным, непрофессиональным) и народным искусством.
Обращаясь к берестяному промыслу, в изучении последнего можно выделить следующие направления: исследование различных аспектов истории промысла в российской культуре [8; 9]; понимания эстетических особенностей [3, 4], использования и привлечения возможностей бересты как вида декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании, в целом педагогического ресурса [10,11].
Наиболее разработанным остается освоение региональных вариантов берестяного промысла[1, 2, 5, 7]. К местам локализации берестяного промысла, «берестяным центрам» России относятся в первую очередь места, где растет необходимый для него материал, береза (Великий Устюг, Вологда, Русский Север, Киров, Урал, Новгород, Архангельск, Томск, Новосибирск, Ярославль).
Обозначим, в кратком формате, некоторые тенденции в развитии берестяного промысла, на примере творчества современных мастеров. В настоящее время можно заметить, как изделия из бересты, а именно туески, корзины, лапти, лукошки, шаркунки ушли в прошлое.
Однако есть мастера, которые придерживаются другого мнения. Так, например, Е.В. Зорина, мастер народных художественных промыслов Вологодской области.
Именно поэтому ее выставка, открывшаяся накануне в центре «Резной палисад», в Вологодской области носит название «Береста. Актуально». Помимо бытовых предметов Е.В. Зориной были представлены и другие, не менее привлекательные работы.
На выставке можно было увидеть детские игрушки, женские украшения, варежки, элементы одежды.
В.А. Леонтьева, по профессии ювелир, в свое время закончившая Красносельское училище художественной обработки металлов. Долгий период времени проработав по специальности, открыла для себя новый материал, – бересту. Не сразу, по прошествии почти трех лет мастер нашла, в итоге многих экспериментов обработки бересты, свой собственный стиль, и уникальную технологию, избавляющий бересту от хрупкости, одного из главных ее недостатков.
Отрытая ею технология не только значительно расширила возможности работы с берестой, но и дала художнику практически не видеть ограничений по уровню сложности изделий. Созданные В. А. Леонтьевой работы выполняется по-ювелирному точно и филигранно.
Современный взгляд на развитие берестяного промысла в России реализован в проекте «Береста», в рамках которого художники ищут новый смысл в традиции, стремясь создать производство необычных берестяных компонентов, новый инновационный дизайнерский продукт (например, керамическая кружка с берестой).
В Государственном Дарвиновском музее проходила выставка «Береста на века» (декабрь 2016г.), на которой были представлены более двухсот предметов из бересты, самые древние, из которых датируются 3 тысячелетием до н.э. Центральное место на выставке занимают реконструкции берестяных лодок. Такие лодки позволяли быстро передвигаться по рекам в непроходимой тайге, расселяться по их берегам и вести торговлю с соседями. В настоящее время путешествия на берестяных судах и их коллекционирование очень популярны в Северной Америке. А в России эту традицию возрождает мастер берестяных лодок Александр Шутихин. На выставке была представлена его коллекция этнографических предметов и лодки, привезенные из деревни Куимиха Архангельской области (см. также выставка «Поющая береста»).
Перспективным, в отношении сохранения, укрепления и развития традиций берестяного промысла в России отметим музейно-выставочную деятельность [6]. Так, в Государственном Дарвиновском музее проходила выставка «Береста на века» (декабрь 2016г.), на которой были представлены более двухсот предметов из бересты, самые древние, из которых датируются 3 тысячелетием до н.э. Центральное место на выставке занимают реконструкции берестяных лодок. Такие лодки позволяли быстро передвигаться по рекам в непроходимой тайге, расселяться по их берегам и вести торговлю с соседями. В настоящее время путешествия на берестяных судах и их коллекционирование очень популярны в Северной Америке. А в России эту традицию возрождает мастер берестяных лодок Александр Шутихин. На выставке была представлена его коллекция этнографических предметов и лодки, привезенные из деревни Куимиха Архангельской области (см. также выставка «Поющая береста», июль 2018г.).
Международная Гильдия Мастеров открыла в музее «Русский Левша» в г. Санкт-Петербурге выставку «Золотые грани бересты» (май, 2017г.). Художник из Петрозаводска В.В. Зорин представил оригинальную экспозицию – живописные картины, выполненные способом гравировки по бересте (с использованием уникальной авторской техники без вариантов репликации).
В Музее первого Совета (г. Иваново) в августе 2018 г. проходила выставка народного мастера Ивановской области А. Ф. Сорокина. На выставке было представлено свыше девяноста работ прославленного мастера. А. Ф. Сорокин – признанный мастер декоративно-прикладного искусства, много лет занимается плетением из бересты и резьбой по дереву. В 2012 г. А. Ф. Сорокину было присвоено звание «Народный мастер Ивановской области». На выставке можно увидеть изящные туеса, корзинки, самовар, лапти, сухарницы, конфетницы, броши, кулоны и т.д.
В Уральском федеральном округе в Свердловской области к четырем основным центрам обработки бересты относятся прокопьевская Салда, Нижняя Салда, Нижний Тагил, селенья вокруг него, село Таволги Невьянского района. Из современных мастеров художник - прикладник А.В. Партина из г. Свердловска занимается росписью берестяных изделий и работает в технике уральской традиционной росписи. Расписывает изделия утилитарного характера – берестяные туеса, шкатулки, сундуки, а также элементы интерьера (оконные рамы,печи, двери и пр.).
У мастерицы на сегодняшний день также есть большой спектр сувенирных изделий - ложки, расчески, магниты, свистульки, шкатулки и т. д. В данный момент живет и работает А. В. Партина в Екатеринбурге и в Камышловском районе. Художественной обработкой бересты занимается С.А. Коротченя из г. Нижний Тагил. Свои изделия мастер делает методом берестяного плетения. Автор создает бытовые предметы: туеса (бураки), хлебницы, солонки, сахарницы, они не только красивы, но добротны, а также функциональны. При изготовлении формы и нанесении декора мастер использует только самодельный инструмент.
На северо-западе Челябинской области, на территории, богатой березовыми лесами, получил распространение такой своеобразный вид народного творчества, как резьба по бересте, плетение из лыка. Из бересты делали туеса самой различной емкости и украшали их в одних местах тиснением, в других – росписью. Небольшая группа памятников, в основном выявленная в краеведческом музее, ориентирует на возможное существование центров по изготовлению изделий из бересты в районе г. Верхнего Уфалея, Нязепетровска и в Катав-Ивановском (Юрюзань), Ашинском (Сим, Аша), Саткинском районах. В 1997 г. была организована выставка «Народное искусство Южного Урала», которая объединила этнографические и художественные коллекции музеев Челябинска. На ней были представлены изделия из бересты и лыка из Челябинска (конец XIX– нач. XX вв.), северо-западного региона Челябинской области (XIX – середина XXвв.), юго-западного и южного регионов (конца XIX–середины XXвв.).
В конце XX в. в г. Мариинске (Кемеровская обл.) занимались художественной обработкой бересты Ю.М. Михайлов и В. Томилин-Кривоногов. Их изделия из бересты экспонировались на выставках Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи и других городов нашей страны. Ю. Михайлов – участник фестивалей в Индии, Испании, США, Германии. Ему было присвоено высокое звание «Народный мастер РСФСР». Именно Юрий Михайлович является одним из основателей берестяного промысла Кузбасса. В 1998 г. Ю.М. Михайлов становится «Почетным гражданином г. Мариинска». В 1987 г. ему присвоено звание «Народный мастер России», в 2008 году он стал Лауреатом премии Правительства Российской Федерации «Душа России».
В 70-х годах мастер по бересте Н. Тельгереков, работавший с Ю. М. Михайловым, проводил занятия в учреждениях дополнительного образования. Он занимался выскабливанием по бересте. В берестяные изделия он вносил колорит культуры тюрского народа. В экспериментальной лаборатории «Томский умелец» работале еще один мастер по бересте, Н.Г. Лукманова, принявшую сибирскую бересту как свое главное дело в творчестве и жизни. Мастер создала уникальную технику многослойной прорезной бересты, подготовив многих своих учеников.
Берестяной промысел является уникальной частью культуры России, её народным достоянием и духовным наследием. На Руси народный умелец, мастер одухотворил это ремесло так, что берестяные изделия превратились в произведения искусства. Возможно, и потому, что белая береза – дерево-символ, образ -метафора России.