Статья:

Изделия из бересты: тенденции и перспективы художественного промысла и творчества

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(44)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Холодков Л.С. Изделия из бересты: тенденции и перспективы художественного промысла и творчества // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 23(44). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/44/42135 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Изделия из бересты: тенденции и перспективы художественного промысла и творчества

Холодков Леонид Сергеевич
студент Челябинского государственного института культуры, РФ, г. Челябинск

 

Непрерывность прогресса, усовершенствование промышленности неизбежно накладывает свои, определенные ограничения на   развитие ремесла (как производства ручным способом всего комплекса предметной среды обитания человека).

Однако  производство ручным способом художественных изделий в сфере профессионального искусства, народного творчества не только сохраняется, но и развивается в современной художественной культуре России.

В связи с этим одна из важных задач для культуры России в XXI в. – сохранение традиции, поскольку в настоящее время происходит размывание грани между самостоятельным (наивным, непрофессиональным) и народным искусством.

Обращаясь к берестяному промыслу, в изучении последнего можно выделить следующие направления: исследование различных аспектов истории промысла в российской культуре [8; 9];  понимания эстетических особенностей [3, 4], использования и привлечения возможностей  бересты как вида декоративно-прикладного искусства  в  дополнительном образовании, в целом педагогического ресурса [10,11].

Наиболее разработанным остается освоение региональных вариантов берестяного промысла[1, 2, 5, 7]. К местам локализации берестяного промысла, «берестяным центрам» России относятся в первую очередь места, где растет необходимый для него материал, береза (Великий Устюг, Вологда, Русский Север, Киров, Урал, Новгород, Архангельск, Томск, Новосибирск, Ярославль).

Обозначим, в кратком формате, некоторые тенденции в развитии берестяного промысла, на примере творчества современных мастеров. В настоящее время можно заметить, как изделия из бересты, а именно туески, корзины, лапти, лукошки, шаркунки ушли в прошлое.

Однако есть мастера, которые придерживаются другого мнения. Так, например, Е.В. Зорина, мастер народных художественных промыслов Вологодской области.

Именно поэтому ее выставка, открывшаяся накануне в центре «Резной палисад», в Вологодской области носит название «Береста. Актуально». Помимо бытовых предметов Е.В. Зориной были  представлены и  другие, не менее привлекательные работы.

На выставке  можно было  увидеть  детские игрушки,  женские украшения, варежки, элементы одежды.

В.А. Леонтьева, по профессии ювелир, в свое время закончившая  Красносельское училище художественной обработки металлов.  Долгий период времени проработав по специальности, открыла для себя новый материал, – бересту. Не сразу, по прошествии почти трех лет мастер нашла,  в итоге многих экспериментов  обработки бересты, свой собственный стиль, и уникальную технологию, избавляющий бересту от хрупкости, одного из главных ее недостатков.

Отрытая ею технология не только значительно расширила возможности работы с берестой, но и дала художнику практически не видеть ограничений по уровню сложности изделий. Созданные  В. А. Леонтьевой работы выполняется по-ювелирному точно и филигранно.

Современный взгляд на развитие берестяного промысла в России реализован в проекте «Береста», в рамках которого художники ищут новый смысл в традиции, стремясь создать производство необычных берестяных компонентов, новый инновационный дизайнерский продукт (например,  керамическая кружка с берестой). 

В Государственном Дарвиновском музее проходила выставка «Береста на века» (декабрь 2016г.), на которой были представлены более двухсот предметов из бересты, самые древние, из которых датируются 3 тысячелетием до н.э.  Центральное место на выставке занимают реконструкции берестяных лодок. Такие лодки позволяли быстро передвигаться по рекам в непроходимой тайге, расселяться по их берегам и вести торговлю с соседями. В настоящее время путешествия на берестяных судах и их коллекционирование очень популярны в Северной Америке. А в России эту традицию возрождает мастер берестяных лодок Александр Шутихин. На выставке была представлена его коллекция этнографических предметов и лодки, привезенные из деревни Куимиха Архангельской области (см. также выставка  «Поющая береста»).

Перспективным, в отношении сохранения, укрепления и развития традиций берестяного промысла в России отметим музейно-выставочную деятельность [6].  Так, в Государственном Дарвиновском музее проходила выставка «Береста на века» (декабрь 2016г.), на которой были представлены более двухсот предметов из бересты, самые древние, из которых датируются 3 тысячелетием до н.э.  Центральное место на выставке занимают реконструкции берестяных лодок. Такие лодки позволяли быстро передвигаться по рекам в непроходимой тайге, расселяться по их берегам и вести торговлю с соседями. В настоящее время путешествия на берестяных судах и их коллекционирование очень популярны в Северной Америке. А в России эту традицию возрождает мастер берестяных лодок Александр Шутихин. На выставке была представлена его коллекция этнографических предметов и лодки, привезенные из деревни Куимиха Архангельской области (см. также выставка  «Поющая береста», июль 2018г.).

Международная Гильдия Мастеров открыла в музее «Русский Левша» в г. Санкт-Петербурге выставку «Золотые грани бересты» (май, 2017г.). Художник из Петрозаводска В.В. Зорин представил оригинальную экспозицию – живописные картины, выполненные способом гравировки по бересте (с использованием уникальной авторской техники без вариантов репликации).

В Музее первого Совета (г. Иваново) в августе 2018 г. проходила выставка народного мастера Ивановской области А. Ф. Сорокина. На выставке было представлено свыше девяноста работ прославленного мастера. А. Ф. Сорокин – признанный мастер декоративно-прикладного искусства, много лет занимается плетением из бересты и резьбой по дереву. В 2012 г. А. Ф. Сорокину было присвоено звание «Народный мастер Ивановской области». На выставке можно увидеть изящные туеса, корзинки, самовар, лапти, сухарницы, конфетницы, броши, кулоны и т.д.

В Уральском федеральном округе в Свердловской области к четырем основным центрам обработки бересты относятся прокопьевская Салда, Нижняя Салда, Нижний Тагил, селенья вокруг него, село Таволги Невьянского района. Из современных мастеров художник - прикладник А.В. Партина из г. Свердловска занимается росписью берестяных изделий и работает в технике уральской традиционной росписи. Расписывает изделия утилитарного характера – берестяные туеса, шкатулки, сундуки, а также элементы интерьера (оконные рамы,печи, двери и пр.).

У мастерицы на сегодняшний день также есть большой спектр сувенирных изделий - ложки, расчески, магниты, свистульки, шкатулки и т. д. В данный момент живет и работает А. В. Партина  в Екатеринбурге и в Камышловском районе. Художественной обработкой бересты занимается С.А. Коротченя из г. Нижний Тагил. Свои изделия мастер делает методом берестяного плетения. Автор создает бытовые предметы: туеса (бураки), хлебницы, солонки, сахарницы, они не только красивы, но добротны, а также функциональны. При изготовлении формы и нанесении декора мастер использует только самодельный инструмент.

На северо-западе Челябинской области, на территории, богатой березовыми лесами, получил распространение такой своеобразный вид народного творчества, как резьба по бересте, плетение из лыка. Из бересты делали туеса самой различной емкости и украшали их в одних местах тиснением, в других – росписью. Небольшая группа памятников, в основном выявленная в краеведческом музее, ориентирует на возможное существование центров по изготовлению изделий из бересты в районе г. Верхнего Уфалея, Нязепетровска и в Катав-Ивановском (Юрюзань), Ашинском (Сим, Аша), Саткинском районах. В 1997 г. была организована выставка «Народное искусство Южного Урала», которая объединила этнографические и художественные коллекции музеев Челябинска. На ней были представлены изделия из бересты и лыка из Челябинска (конец XIX– нач. XX вв.), северо-западного региона Челябинской области (XIX – середина XXвв.), юго-западного и южного регионов (конца XIX–середины XXвв.).

В конце XX в.  в г. Мариинске (Кемеровская обл.) занимались художественной обработкой бересты Ю.М. Михайлов и В. Томилин-Кривоногов. Их изделия из бересты экспонировались на выставках Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи и других городов нашей страны. Ю. Михайлов – участник фестивалей в Индии, Испании, США, Германии. Ему было присвоено высокое звание «Народный мастер РСФСР». Именно Юрий Михайлович является одним из основателей берестяного промысла Кузбасса.  В 1998 г.  Ю.М. Михайлов становится «Почетным гражданином г. Мариинска». В 1987 г. ему присвоено звание «Народный мастер России»,  в 2008 году он стал Лауреатом премии Правительства Российской Федерации «Душа России». 

В 70-х годах мастер по бересте Н. Тельгереков, работавший с Ю. М. Михайловым, проводил занятия  в  учреждениях дополнительного образования.  Он занимался выскабливанием по бересте.  В берестяные изделия он вносил колорит культуры тюрского народа.  В экспериментальной лаборатории «Томский умелец» работале еще один мастер по бересте, Н.Г. Лукманова, принявшую сибирскую бересту как свое главное дело в творчестве и жизни.  Мастер создала уникальную технику многослойной прорезной бересты, подготовив многих своих учеников. 

Берестяной промысел является уникальной частью культуры России, её народным достоянием и духовным наследием. На Руси народный умелец, мастер одухотворил это ремесло так, что берестяные изделия превратились в произведения искусства. Возможно, и потому, что белая береза – дерево-символ, образ -метафора России.

 

Список  литературы:
1. Барладым Г.А.Художественная ценность и функциональное назначение берестяных изделий Урала и Сибири/ XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Нижневартовск: Нижневартовский гос. университет, 2017. – с. 272–274.
2. Бобрихин А.А. Бурачный промысел Нижней Салды: история и самобытность// Концепт. – 2016. –№ 2. –с. 66–70.
3. Бобрихин А.А. О березе в искусстве: мастерство и вдохновение/ Береза. – Санкт-Петербург: Наука, 2015. –с. 127–161.
4. Коновалов К.Л Красота изделий из бересты и простота их изготовления//Мясная индустрия. –2006. – № 1. –с. 62–63.
5. Крутеева О.В. Народные художественные промыслы Урала и их место в культуре региона//Теория и практика современной науки. –2017. – № 1 (19). – с. 593–596.
6. Лазарева О.В. Деятельность музея «Береста Сибири» по сохранению народной культуры/ Вагановские чтения. Омск: Амфора, 2018. –с. 221–223. 
7. Михайлова Ю.С. Берестяные мотивы традиционных северных ремесел/Ломоносовские чтения. Москва: МАКС Пресс, 2017. –с.26–27.
8. Могрицкая В.Ю.Орнаментированные берестяные изделия в археологической коллекции МАК//Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. –2016. –№ 1 (90). –с. 28–32.
9. Морова О.В. Кустарный промысел и система исполнения наказаний в России в 70-80 гг. XIX в/ (из истории Вологодской губернии)/Актуальные исследования гуманитарных, естественных, общественных наук. Новосибирск: ЦСРНИ,2014. –с. 80–90.
10. Шамалова Н.Ю. Возрождение традиционных народных ремесел через работу кружка «Чудеса из бересты» в ДОЛ //Педагогическое образование в России. – 2015. –№ 2. –с. 180–182.
11. Ярыш В.И.Особенности и педагогическое сопровождение берестяного ремесла в Новгородской области с древнейших времен//Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2016. –№ 3 (94). –с. 105–108.