Место организационной культуры в системе управления компанией
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(46)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(46)
Место организационной культуры в системе управления компанией
Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними.
Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы её придерживались и понимали все служащие.
Исследование организационной культуры на предприятиях началось еще в начале XX в.
Первой попыткой исследования организационной культуры управления считаются труды американских ученых во главе с Э. Мейо в начале 1930-х гг. В американской компании Western Electric в Чикаго впервые проводился эксперимент в течение 1927–1932 гг. с целью выяснения влияния организационной культуры управления на производительность труда.
Был сделан вывод о том, что для работников важна как внешняя среда, так и внутренняя в которой образуется определенный климат и складываются взаимоотношения между сотрудниками [1].
А исследования ученых, как Т. Орлова, В. Сухоруков, В. Спивак и др., внесли огромный вклад в становлении теории организационной культуры, в объяснении роли культуры в управлении организацией.
Роль организационной культуры определяется её задачами:
1. развитие системы внутренних коммуникаций;
2. формирование единого представления о стратегии и будущем компании;
3. внедрение профессионально значимых ценностей;
4. корректировка некоторых стандартов и норм, препятствующих эффективной работе сотрудников или снижающих эффективность рабочего взаимодействия [4].
Организационная культура – это совокупность господствующих в организации ценностных представлений, норм и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников независимо от должностного положения и функциональных обязанностей [2, С. 50-51].
Организационная культура – это культура членов организации, направленная на достижение целей организации.
Это иерархическая система, в вершине которой стоят коллективные базовые представления, затем ценности и идеалы, затем артефакты [6].
Организационная культура – сложившаяся в коллективе атмосфера, отношение к работе, ошибкам своим и коллег, конфликтам, клиентам, поставщикам и многому другому.
Организационная культура задает рамки, в которых на предприятии становится возможным эффективное принятие решений на каждом из уровней управления, более полно раскрывает возможности использования ресурсов организации, регламентирует управленческую деятельность, способствует идентификации сотрудников с организацией.
Формирование организационной культуры организации позволяет определить готовность персонала к коллективной работе для выполнения ответственной профессиональной миссии.
Организационная культура может стать инструментом, как способствующим повышению показателей эффективности компании, так и сдерживающим ее развитие.
В связи с тем, что организационная культура инерционна [1], возникает необходимость в ее формировании, изменении и управлении.
Место организационной культуры в системе управления организацией сложно недооценить.
Ее цель – оказать помощь в продуктивной работе, испытывать удовольствие от труда.
Когда сотрудник оказывается в чужой для него организационной культуре, деятельность его может быть скованна, ограниченна.
Или ситуация с другой стороны, когда имеется соответствие организационной культуры и ценностные установки, то деятельность работника становится лучше и естественно увеличивается эффективность.
В общем смысле организационная культура направлена на: формирование благоприятного климата в организации, усиление коммуникаций между работниками, формирование ценностей для работников (например, ценность имеет продвижение по карьерной лестнице).
Главная цель организационной культуры – обеспечение реализации целей компании с помощью трудового персонала.
Одной из ценностей организационной культуры, является мотивация для работников предприятия.
Мотивация – позиция, побуждающая человека действовать специфическим, целенаправленным образом.
В иерархии потребностей А. Маслоу, организационная культура удовлетворяет потребности человека в статусе социальном.
Данный статус находится на высшем уровне пирамиды и в него входят: дела в организации или компании и самовыражение сотрудников.
Организационная культура выполняет целый рад функций:
1. Охранная функция заключается в образование некого барьера, данный барьер ограждает предприятие от нежелательных внешних воздействий;
2. Интегрирующая функция укрепляет основу социальной стабилизации на предприятие. Организационная культура в данной функции имеет роль социального клея, благодаря которому коллектив, более сплоченный;
3. Регулирующая функция – средство, которое помогает формировать и контролировать, как поведение, так и восприятие, приемлемое и целесообразное для данного предприятия.
4. Адаптивная функция выражается в чувстве общности всех членов организации;
5. Ориентирующая функция культуры определяет цель и выбирает путь, для быстрого достижения данной цели.
6. Мотивационная функция усиливает вовлеченность в дела организации и преданность ей;
7. Функция имиджа организации предает индивидуальность данной организации и показывает отличия между другими предприятиями [5].
Организационная культура оказывает воздействие на каждый функционирующий элемент системы управления, отражая ценности и идеологию управления организацией.
Наибольшее влияние на себе чувствует система управления персоналом, так как она наиболее близка, предполагая управление трудовыми ресурсами организации.
Создавая элемент процесса управления, идеологию, организационная культура может оказывать большое влияние.
Трудовой потенциал оказывает влияние на организационную культуру. Человек является как субъектом, так и объектом управления, так как управление организацией осуществляется людьми.
Управление качеством, управление производством, управление логистикой – все это не отдельные процессы, а управление конкретными процессами, которое осуществляется конкретным человеком, который, например, составляет логистический план. Его понимание процесса, его знания, умения, навыки составляю основу управления этими процессами.
Наличие отлаженной и эффективной организационной культуры, ее поддержка со стороны всего коллектива особенно актуальны во время продолжающегося экономического кризиса в нашей стране.
По этой причине развитие организационной культуры остается одним из наиболее актуальных направлений деятельности отдела кадровой политики.
Сотрудники, которые разделяют общие идеи и ценности компании, чувствуют себя частью одной команды и членами «большой семьи». Это положительно отражается на их лояльности к компании в целом, и руководству в частности.
Команда таких специалистов способна демонстрировать высочайшие показатели производительности, с ними можно «пережить тяжелые времена».
Организационная культура помогает снижать издержки на содержание персонала, ведь мотивированные корпоративными ценностями сотрудники менее склонны к проявлению недовольства уровнем оплаты и условиями труда.
Кроме того, наличие организационной культуры может стать весомым преимуществом во время подбора нового персонала – если соискатели будут знать о принятых в компании нормах и правилах заранее, это повысит ее привлекательность как потенциального работодателя.
Организационная культура должна исходить от высшего руководства компании, в том числе и от генерального директора.
Он должен подавать личный пример своим подчиненным, быть вдохновителем и идейным лидером для всего персонала компании.
Организационная культура должна быть воспринята всеми членами организации. Организационная культура является важной частью в жизни коллектива.
При знакомстве с организацией в первые дни работы, организационная культура проявляет себя в разных сферах. Будь то общение между собой, такие традиции сложились за совместные годы работы. В любой организации есть своя организационная культура, как в малом бизнесе, так и на большом предприятии. Чем больше сотрудников поддерживает такую культуры, тем легче работать на данном месте.
Таким образом, подводя итог, следует отметить, что руководство организации формирует ценности, нормы поведения, которые выступают одними из главнейших элементов организационной культуры, обеспечивающими эффективность управления.
В данном случае, организационная культура выступает гарантом функционирования организации, определяет успешность ее управления и контроля.
Она также оказывает влияние на поведение всех членов трудового коллектива, определяя состояние морально-психологического климата и мотивацию сотрудников к осуществлению трудовой деятельности.