Статья:

Проблемы аттестации государственных гражданских служащих

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(48)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Иванова М.А. Проблемы аттестации государственных гражданских служащих // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 27(48). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/48/43815 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы аттестации государственных гражданских служащих

Иванова Мария Алексеевна
магистрант Челябинский государственный университет - ЧелГУ, РФ, г. Челябинск

 

Issues of certification of civil servants

 

Maria Ivanova

Undergraduate Chelyabinsk state University – ChelGU, Russia, Chelyabinsk

 

Аннотация. Кадровая политика современного российского государства направлена на увеличение профессионального уровня государственных гражданских служащих. Государственные гражданские служащие являются лицом российского государства, поэтому данные лица должны отличаться высокой степенью грамотности и компетентности. В связи с повышением профессионального уровня и выявления соответствия гражданских служащих предъявляемым к ним требованиям, законодатель обязал всех гражданских служащих проходить процедуру аттестации.

Abstract. The personnel policy of the modern Russian state is aimed at increasing the professional level of civil servants. Civil servants are the face of the Russian state; therefore, these individuals must be distinguished by a high degree of literacy and competence. In connection with the improvement of the professional level and detection of the compliance of civil servants with the requirements set for them, the legislator obliged all civil servants to undergo an attestation procedure.

 

Ключевые слова: государство, государственные гражданские служащие, профессионализм, аттестация, компетентность, грамотность.

Keywords: state, civil servants, professionalism, certification, competence, literacy.

 

Государственные гражданские служащие являются «лицом» нашего государства. Эффективность государственной власти, а также ее действенность, зависят от кадров, составляющих эту власть, поэтому государственные гражданские служащие должны обладать высоким уровнем профессионализма и быть компетентны в сфере своей деятельности. Несмотря на существование в российском законодательстве, в частности в Федеральном законе от 27.04.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», таких понятий, как профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, аттестация, говорить о том, что в нашей стране профессиональный уровень гражданских служащих достигает высокой отметки, нельзя. Зачастую граждане нашей страны сталкиваются с неграмотностью, некомпетентностью государственных служащих.

С целью выяснения соответствия гражданского служащего занимаемой должности, выявления его профессионального уровня проводится аттестация государственных гражданских служащих. Отметим, что аттестация представляет собой «серьезный инструмент кадровой политики» [1, с. 257]. По мнению Ю.Н. Старилова: «Аттестация представляет собой урегулированную нормами права оценку профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего  в целях  определения его соответствия замещаемой должности государственной гражданской службе» [2, с. 166]. «Аттестация – это процедура, способствующая совершенствованию деятельности по подбору, повышению квалификации, расстановки государственных  служащих,  определению  уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности и присвоению очередного квалификационного разряда» [3, с. 233], - указывает Д.М. Овсянко. Обобщая вышеперечисленные позиции авторов юридической литературы, можно сказать о том, что под аттестацией государственных гражданских служащих понимается определенная научно обоснованная процедура, в результате которой аттестационная комиссия выявляет  степень соответствия государственного гражданского служащего той должности, которую он занимает. При определении понятия аттестации государственного гражданского служащего нельзя не отметить слова Е.В. Охотского, который указывал следующее: «Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе,  а также вопросов, связанных с изменением  условий оплаты труда гражданской службы» [4, с. 182], с чем, конечно же, нельзя не согласиться.

Согласно вышеназванному Федеральному закону «О государственной гражданской службе РФ» аттестацию гражданские служащие проходят каждые три года. Как, правило, процедура аттестации включает в себя 4 этапа: подготовительный, тестирование, собеседование, принятие итогового решения. На подготовительном этапе происходит формирование аттестационной комиссии, подготавливается вся необходимая документация. Этап тестирования, как правило, учитывая современные автоматизированные технологии, проходит в компьютерном режиме.

По мнению автора настоящей статьи, главная проблема аттестации государственных гражданских служащих заключается в методике проведения третьего этапа – собеседования. Как правило, данный этап начинается с короткой беседы аттестационной комиссии и гражданского служащего, на этом он и заканчивается. Но, можно ли, исходя из короткой беседы, сделать вывод о профессиональной компетенции служащего? Ответ один – вряд ли. Таким образом вся аттестация гражданских служащих по сути состоит из тестирования и короткой беседы, носящей деловой характер. Именно поэтому процедура аттестации для государственных гражданских служащих в последнее время приобрела чисто формальный характер, ведь практически никакие профессиональные навыки не проверяются. Тестовые задания  не являются проверкой соответствия гражданского служащего тем требованиям, которые на сегодняшний день заявлены к государственным гражданским служащим.

Для того, чтобы решить вышеназванные проблемы, необходимо расширить третий этап процедуры аттестации, а именно этап собеседования, необходимо добавить несколько методов, которые давно применяются в крупных компаниях при подборке персонала. Такими методами может послужить: самопрезентация гражданского служащего,  проверка грамотности, проверка работы служащего в команде, проверка работы служащего с позиции «начальник-подчиненный».

Так на самопрезентации аттестуемый гражданский служащий  может показать свои личностные и профессиональные достижения, рассказать о своих коллегах, семье и т.д. При проведении самопрезентации аттестационная комиссия сможет оценить развитие речевых способностей служащего, его положительные моменты в карьере и т.д.

Проверка грамотности гражданского служащего – этот метод должен быть в обязательном порядке включен в этап собеседования, поскольку грамотность российских гражданских служащих оставляет желать лучшего.

Проверка работы служащего в команде – еще один немаловажный момент, который должен присутствовать в процедуре аттестации. Как правило, гражданские служащие работают в коллективе, а коллектив должен работать четко и слаженно, от этого зависят показатели качества работы соответствующего государственного органа.

Проверка работы служащего с позиции «начальник-подчиненный» позволит аттестационной комиссии выявить сильные и слабые стороны в работе служащего, а также узнать поведение определенного лица на руководящей должности. 

Включение вышеперечисленных процедур позволит выявить у аттестуемого уровень обладания культурой речи, способности к самопрезентации и работе в команде, способность раскрыть себя с позиции вышестоящего начальства, что в итоге поможет аттестационной комиссии в полном объёме оценить соответствие служащего занимаемой должности.

По мнению автора настоящей статьи решение аттестационной комиссии  после включения данных процедур в этап собеседования будет являться объективным и правомерным, а сама процедура аттестации для гражданских служащих приобретет более серьезный характер.

 

Список литературы:
1. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник. М.: Юрайт, 2015. – 494 с.
2. Старилов Ю.Н.  Государственная служба и служебное право: учебник.  М.: Норма, 2015. – 422 с.
3. Овсянко Д.М. Административное право: учебное пособие. М.: Законодательство, 2013. – 412 с.
4. Охотский Е.В. Государственная и муниципальная служба: учебник для бакалавров.  М.: Юрайт, 2015 . – 556 с.