Статья:

Метод проектов в обучении иностранному языку

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(48)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Новосёлова Е.Д. Метод проектов в обучении иностранному языку // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 27(48). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/48/43837 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Метод проектов в обучении иностранному языку

Новосёлова Елизавета Дмитриевна
магистрант, ТвГУ, РФ, г. Тверь

 

Аннотация. В статье определена специфика использования метода проектов на уроках иностранного языка. Рассмотрены важность использования проектной технологии и уточнены условия эффективности метода проектов при обучении английскому языку.

Abstract. The article defines the specifics of using the project method in foreign language lessons. The importance of using project technology is considered and the conditions for the effectiveness of the project method in teaching English are specified.

 

Ключевые слова: метод проектов, иностранный язык, образовательный процесс.

Keywords: project method, foreign language, educational process.

 

Требования времени и начатая радикальная реформа системы образования, отказ от авторитарного стиля обучения в пользу личностно-ориентированного подхода, на применение методов, которые способствуют развитию творческих способностей личности с учетом индивидуальных особенностей участников учебного процесса и общения, актуализирует проблему поиска эффективных подходов к изучению иностранных языков. В силу специфики предмета иностранный язык имеет большой потенциал, который воспитывает и развивает личность ребенка. Она побуждает учащихся к изучению образцов мировой и родной культуры, включая их к диалогу культур, развивает средствами языка. Изучение иностранных языков сегодня осуществляется в широком социокультурном контексте, имеет четко выраженный культуроведческие направление [1, с. 22].

Проектная работа - вид работы (преимущественно в группах), целью которой является подготовка конечного продукта на английском языке - альбома, представления информации и тому подобное. Цель этого вида работы - дать ученику возможность выполнить независимую работу, построенную на знании языка и умениях и навыках, полученных в течение определенного периода изучения темы. Проектные работы идеальны для разноуровневых групп, поскольку каждое задание может быть выполнено учащимися, имеющими разный уровень подготовки. В процессе проектной деятельности учащиеся реально общаются между собой и с окружающим миром на английском языке.

В современной практике обучения иностранным языкам в школах широко используется метод проектов, который предполагает опору на творчество школьников, поощрение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать различные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве. Метод проектов - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения конкретных задач, которые постепенно усложняются; это комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ, выполненных с целью практического или теоретического решения важной проблемы [2, с. 15].

Метод возник в 20-х гг. прошлого века в США. Его называли еще "методом проблем», развивался в рамках гуманистического направления в философии и образовании, в педагогических взглядах Джона Дьюи (1859-1952). Его последователь Уильям Килпатрик разработал "проектную систему обучения". Чрезмерное увлечение методом проектов нанесло огромный ущерб систематическом обучению, поэтому педагоги разочаровались в этом методе в середине ХХ века. Сейчас метод проектов переживает "второе рождение".

В основе метода лежит развитие познавательной деятельности учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся - индивидуальную, групповую, парную - которую учащиеся выполняют в течение определенного времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Он включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути [3, с. 16].

Цель метода проектов:

  • формирование у учащихся специфических умений и навыков общеучебных и коммуникативного характера
  • активизация познавательной деятельности учащихся
  • формирование у учащихся учебной компетенции, соответствующей основным принципам концепции непрерывного самообразования

Проектная работа мотивирует. Ученики пишут о себе - свою семью, свой дом, свои интересы и предпочтения. Работая над проектом, учащиеся проводят небольшую исследовательскую работу по теме, которая их интересует. Ученики занимают активную позицию во время проектной работы. Выполняя проект, ученики часто что-то вырезают, закрашивают, о чем-то пишут, ищут информацию в книгах, общаются с другими людьми, находят иллюстрации - возможно даже делают аудио- или видеозаписи. Ученики разного уровня речевого развития.

Ключом к успеху проектной работы является хорошая подготовка и организация. Для выполнения проекта необходимо, чтобы в классе были ножницы, линейки, клей и большие листы бумаги. Ученикам также нужно иметь доступ к небольшой справочной библиотеки, в которой можно было бы найти словарь, грамматику и атлас. Учеников следует поощрять собирать и приносить в класс собственные материалы: журналы, брошюры, карты, открытки и т.п., даже если все эти материалы написаны на родном языке. Учителям также следует собирать такие материалы.

Школьники должны научиться самостоятельно находить нужную информацию и обращаться за помощью к учителю только в тех случаях, когда они сами не могут найти ответ на вопрос. Дети также должны научиться планировать свои действия и самостоятельно решать, какие материалы им понадобятся для выполнения задач проекта и они их могут найти [4, с. 2].

Перечислим общие требования к оценке работы по методу проектирования: наличие весомой в научном, творческом, поисковом плане проблемы, требующей решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке; моделирования составляющих проекта (указать поэтапные результаты и распределение ролей); использование поисковых методов: определение проблемы, задач, их решения, выдвижение гипотезы, обсуждение методов поиска; оформление конечных результатов; анализ полученных данных.

Критерии оценки выполненных проектов:

- аргументированность выбора темы;

- объем и полнота разработок, выполнения принятых этапов проектирования, самостоятельность;

- уровень творчества, оригинальность темы, подходов.

С уверенностью можно утверждать, что как с первых уроков учитель заинтересует учащихся к изучению английского языка и способствовать всестороннему развитию ребенка, такой и будет его конечный результат. И если он не вызовет интерес у ученика с первых дней, то этот ребенок навсегда останется глухой, равнодушной к изучению иностранного языка; будет жить без радости познания и открытия чего-то нового и неизвестного во время уроков английского языка.

Таким образом, можно сделать вывод, что метод проектов - это средство реализации личностно-ориентированного обучения, направленный на развитие ученика. Через сотрудничество ученика с другими учениками улучшается мотивация обучения, исчезает напряжение, повышается вера в успех. Результаты применения этой технологии - прочное и глубокое усвоение знаний, повышенный уровень самостоятельной работы учащихся, высокий уровень научности в знаниях учащихся, умение работать в группе, проводить групповое обсуждение, сплочение детского коллектива, мотивация коллективных достижений.

Для грамотного использования метода проектов необходима значительная подготовка, которая осуществляется, конечно, в целостной системе обучения; причем совсем не обязательно, чтобы она предшествовала работе учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна вестись постоянно, систематически и параллельно с работой над проектами.

 

Список литературы:
1. Гусельникова Е.В. “Как работает школьный Интернет-класс”, Москва, РАО, 2000
2. Коптюг Н.М. “Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся”. Иностранные языки в школе, 2003, № 3.
3. Подопригорова Л.А. “Использование интернета в обучении иностранным языкам”. ИЯШ, 2003, № 5.
4. Сборник “На урок в Интернет”, материалы Всероссийского конкурса “Дистанционный учитель года”, Москва, РАО, 2000.
5. Часовникова О.Б., Гибина Ю.И., Лисица А.Б., Гусельникова Е.В. “Использование новых информационных технологий обучения в школе”. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа – Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2003 г.