Статья:

Понятие и виды государственной службы в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(48)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Растегаева Ю.В. Понятие и виды государственной службы в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 27(48). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/48/43872 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Понятие и виды государственной службы в России

Растегаева Юлиана Викторовна
студент Московский финансово – юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

Государственная служба в России представляет собой реализацию государственных служащих, находящихся на службе в органах публичной власти полномочий по реализации функций государства. В понятии государственной службы имеются некоторые четко определенные законом критерии.

Вместе с тем государственная служба рассматривается как деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции РФ и законов государства, его политических, экономических, социальных задач; публично-правовое отношение между государством и государственными служащими по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу

Представляется, что принятие данного закона, вместо признанного нецелесообразным федерального закона о правоохранительной службе, не внесет должную прочность в нормативно-дефинитивную конструкцию. Преодоление возникшей неопределенности видится в другом. Может ли какой-либо вид госслужбы не иметь собственного названия? Достаточно внести дополнения в федеральные законы, предметом регулирования которых является установление особенностей прохождения в соответствующих федеральных органах государственной службы, подпадающей под ее самостоятельный вид, которому необходимо также дать собственное название. В таких федеральных законах должны содержаться указания на осуществление государственной службы установленного вида в соответствующих федеральных органах, функции которых являются правоохранительной деятельностью и (или) преимущественно связаны с ней. Наиболее широким из представленных выше понятий является институт административного права, который охватывает собой понимание государственной службы и как вида деятельности, и как совокупности людей, замещающих должности государственной службы.

Новизна материалов диссертационного исследования заключается в том, что магистрантом впервые было предпринято комплексное исследование вопросов становления и развития государственной службы в России. Нельзя отрицать, что в правовой науке и ранее существовали исследования правовой природы института государственной службы, говорилось о его роли и значении, о статусе государственного служащего, его правах и обязанностях. Но комплексного исследования до сих пор не предпринималось. Кроме того, в работе были исследованы различные виды государственной службы в РФ, было предложено применить системный подход к пониманию государственно службы иных видов. В результате изучения поставленных вопросов, магистрантом были сформулированы предложения, выносимые на защиту:

1) Проанализировав нормы действующего законодательства и современные подходы к пониманию содержания государственной службы, мы пришли к выводу, что ее следует понимать в трех аспектах:

- институт административного права (совокупность правовых норм), устанавливающий и регулирующий общественные отношения по поводу установления требований к государственным должностям государственной службы, определения содержания статуса государственного служащего, установления условий и порядка прохождения государственной службы, порядка прекращения прохождения государственной службы;

- профессиональную деятельность государственных служащих на государственных должностях, не являющихся выборными, с установленными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти;

- совокупность людей, находящихся на службе государства, исполняющих свои профессиональные обязанности на контрактной основе за соответствующее вознаграждение.

2) Поскольку иные виды государственной службы Законом № 58-ФЗ никак не определены, предлагается внести дополнения в федеральные законы, предметом регулирования которых является установление особенностей прохождения в соответствующих федеральных органах государственной службы, подпадающей под ее самостоятельный вид, которому необходимо дать собственное название. В таких федеральных законах должны содержаться указания на осуществление государственной службы установленного вида в соответствующих федеральных органах, функции которых являются правоохранительной деятельностью и (или) преимущественно связаны с ней.

В соответствии с установленным делением государственной службы принимаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации о видах государственной службы, а также законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации о государственной гражданской службе этих субъектов.

По сравнению с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» введен новый термин «государственная гражданская служба», который отражает и введение нового института государственной гражданской службы в законодательную практику[1] <6>.

Хотелось бы обратить внимание и на то, что с точки зрения законодательства о госслужбе именование прокуроров прокурорскими работниками, а полицейских - сотрудниками полиции является некорректным. Дело в том, что эта терминология происходит из советского понимания правовой доктрины, воплощенной в советском трудовом праве и законодательстве, под которое подпадали все советские служащие - и чиновники, и преподаватели, и врачи, и инженерно-технические специалисты - без различия органов власти (включая партийные), организаций (включая комсомольские и профсоюзные), учреждений, предприятий. Терминология «работники» преобладала в правовом регулировании деятельности лиц, проходивших службу в органах советской власти. В современных условиях развития общества и государства в юридической доктрине и по смыслу закона государственная служба представляет собой публично-правовой институт, призванный обеспечивать функционирование системы государственного управления. Весь новейший период реформирования и развития государственной службы, ее законодательного оформления проходил в неуклонной тенденции публично-правового вытеснения частноправовых начал.

Проведенный анализ федерального законодательства об особенностях иных видов государственной службы позволяет выявить общие признаки, характеризующие особенности ее прохождения и правового положения (статуса) государственных служащих. Государственные служащие, которые проходят службу иных видов, являются федеральными и именуются сотрудниками, служебные отношения которых оформляются контрактом, по замещаемым должностям им присваиваются специальные звания или классные чины, на них распространяется в полном объеме весь комплекс запретов, ограничений и обязательств, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Профессиональная служебная деятельность таких граждан осуществляется на должностях в федеральных государственных органах, основные функции которых состоят в защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечении безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью.

Можно сказать, что государственная гражданская служба учреждена федеральным законодателем для обеспечения исполнения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, таким образом, по своим задачам данный вид службы является противоположным правоохранительной и военной службе.

Федеральная (государственная) гражданская служба отражает функции, задачи и основные признаки устройства страны. Она призвана обеспечивать практическую их реализацию. Слово "государственная" в определении, таким образом, указывает на то, что служащий в своей деятельности выступает по поручению и от имени власти. Эта работа предполагает постоянное, компетентное и непрерывное обеспечение реализации переданных сотрудникам полномочий. Закон "О государственной гражданской службе" устанавливает определенные требования для лиц, поступающих в штат властных структур. Субъекты должны обладать определенными знаниями, навыками, которые приобретаются в ходе специальной подготовки кадров.

Задачи Государственная гражданская служба необходима для:

- обеспечения конституционного строя страны;

- выработки стратегий политического, социального, экономического развития

- подбора кадров, способных реализовать задачи, которые ставит перед властью общество;

- создания организационных структур;

- защиты интересов, свобод и прав населения, формирования условий для развития личности.

Государственно-служебные отношения гражданина с государством по природе своей публично-правовые, в отличие от трудовых отношений, имеющих договорную природу. Отсюда и различия в оформлении такого рода отношений. По контракту - служащие, по трудовому договору - работники. Вместо анахроничной терминологии «прокурорский работник» надо перейти к «прокурорский служащий», вместо «работники органов прокуратуры» - «служащие органов прокуратуры». Соответственно, вместо «сотрудник органа внутренних дел» - «служащий органа внутренних дел», «сотрудник полиции» - «полицейский, служащий полиции». И так далее. Поэтому подобную частноправовую терминологию, какой бы прочно укоренившейся в сознании она ни была, ее инерцию, дошедшую до наших дней, необходимо преодолеть с целью исключения ее влияния на единообразное толкование и применение административно-правовых норм, что неминуемо приводит к противоречиям в законотворчестве и самом законодательстве, а значит, и сказывается на правоприменении. Причем преодолеть так же решительно, как и переименование милиции в полицию. Ко всему прочему хотелось бы обратить внимание и на то немаловажное обстоятельство, что «военнослужащий» звучит почетно, гражданский служащий» - достойно. Обращение же «Иной служащий», на наш взгляд, звучит уничижительно и неприемлемо.

Представляется, что признание госслужбы в каком-либо федеральном органе или их совокупности видом госслужбы само по себе означает выделение характерных особенностей, отличающих этот вид от иных ее видов. Характеристика «особый вид» применена также и к военной службе Законом о ней по аналогии с Законом о службе в таможенных органах. Предлагаем исключит прилагательное «особый» в словосочетании «особый вид» из нормы Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».