Статья:

Символико-аллегорический субъективизм в романтическом произведении Н.С. Гумилева «Жираф»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(4)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Хамадова А.Р., Татаева Р.Б. Символико-аллегорический субъективизм в романтическом произведении Н.С. Гумилева «Жираф» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/5/20084 (дата обращения: 18.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Символико-аллегорический субъективизм в романтическом произведении Н.С. Гумилева «Жираф»

Хамадова Анжела Руслановна
студент, Чеченский государственный педагогический университет, ЧГПУ, РФ, Чеченская Республика, г. Грозный
Татаева Ровзан Бовкиевна
канд. филол. наук, доц., Чеченский государственный педагогический университет, ЧГПУ, РФ, Чеченская Республика, г. Грозный

 

Статья посвящена вопросам сопоставления философских и романтических тенденций в рамках символико-аллегорического субъективизма в стихотворении Н.С.Гумилева «Жираф». Анализ авторской экспрессии и акмеистических тенденций, определил автобиографичность произведения.

Стихотворение Н.С.Гумилева «Жираф» из сборника «Романтические стихи», относится к Африканскому циклу произведений. Акцент, выдержанный в духе африканских мотивов сделал его оригинальным поэтом.

Произведение «Жираф» возникло как ответ на символизм и «туманные», «иные тени мыслей» поэта, выступающего в философско-романтической триаде: оптимист-романтик-мечтатель. Отсюда символико-аллегорический ифилософско-романтический лирогерой сближен с автором.

Будучи акмеистом, Гумилеву свойственно апеллирование к экзотическим пейзажам, девственной природе, колоритным персонажам и выразительным героям. И, в силу своей талантливости, поэт стремился максимально отобразить увиденную красоту природы: экспрессию сущего, невыдуманный мир насыщенный энергией и мощью, жизнь, наполненную удивительными событиями.

Гумилева всегда притягивали дальние края и просторы планеты, отсюда тяга к путешествиям и неподдельный интерес к истории народов и их традициям. В одной фразе поэта, прямо и через символику олицетворяются романтическая философия, история, расовые и религиозные мотивы:

Я знаю веселые сказки таинственных стран,

Про черную деву, про страсть молодого вождя.

Персонажи произведения «Жираф» как и главный герой, относительно д-д выступают в триаде:

·     сказочный «Жираф» воплощает таинственный африканский мир;

·     лирический герой олицетворяет «авторское –Я» – оптимист-романтик-мечтатель;

·     героиня – черная дева, одухотворяет любовь.

Если лирический герой, вождь и черная дева – реальные типажи, то жираф – образ сказочно-экзотический, выражающий символико-аллегорический субъективизм для читателя, через который автор демонстрирует безграничностьи многогранность мироздания. Так, например остров Чад – это государство в Центральной Африке, где обитают хищники и крупные млекопитающие – жирафы, антилопы, слоны, носороги и другие, экзотические для европейца животные.

Образ жирафа из всего животного царства выделен автором в силу странного строения тела: удлиненная изящная шея, высокие ноги, круглое торс с пологой спиной, красивая голова с темными глазами. Он ассоциируется с разными животными: объемное гармоничное тело и вытянутая голова похожи на чистокровного скакуна, плечистость и шея аналогичны верблюжьим, уши похожи на бычьи, легкость и быстрота ног – от газели, желтовато-охристая шкурка схожа с мехом хищника – пантеры и цветом пустыни. Животное вольно и естественно, символизирует африканскую природу:

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

 

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

 

Семантику стихотворения «Жираф» составляют смыслы, постигнутые и запечатленные автором осознанно, отсюда большинство исследователей относят данный текст к философско-любовной лирике поэта.

В иных ракурсах изображен портрет девушки, к которой обращается герой. Она олицетворяет – символ прагматизма, как антитеза романтике лирогероя, не уповающий на понимание. Но, лирический герой – автор встречает непонимание явного:

 

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

 

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

 

Девушка прагматична и меркантильна, ей малопонятно мироздание, ее судьба – дождь и мгла:

 

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

 

Произведение «Жираф» о великолепии природы, чувствахвлюбленных, оригинальности и индивидуальности людей в силу генезиса их развития, истории и географии. Автор подчеркивает своеобразное, порой специфическое отношение к духовным началам каждого человека. Но при этом, он подчеркивает идентичность в вопросах: между романтичной мечтательностью и приземленной меркантильностью, шовинизмом и консервативностью, апологетикой и фанатизмом, верой и атеизмом разных народов мира.

Однихудовлетворяютсерые картинки за фасадом, иным вселенная мала. Для кого-то дождьявляется трагедией, причиной слез, а для другихэто шанс и поводраскрыть свой дух для грез и фантазий.

Сам автор высоко оценивал поэзию, сопоставив ее с религией: «Поэзия и религия — две стороны одной и той же монеты. И та и другая требуют от человека духовной работы. Но не во имя практической цели, как этика и эстетика, а во имя высшей, неизвестной им самим. Этика приспособляет человека к жизни в обществе, эстетика стремится увеличить его способность наслаждаться. Руководство же в перерождении человека в высший тип принадлежит религии и поэзии» [1, с. 538].

Действительно, небольшое по форме произведение, бесконечно по содержанию. Произведение «Жираф» – это вызов косности устоев, напоминание об иной жизни и вселенных. Жираф обладает даромизбавления от отчаяния, наполнения души теплом и негой, но дар намекает наважность веры в него! Н.С. Гумилев верил, в чем убеждалчитателя и окружающих.

Это естественность и необходимость, требующая духовного приятия и понимания мироздания, через Божественное начало и высокие чувства. Хотя Африка, жираф и озеро Чад – экзотическое таинство вселенной, она сродни для обывателя, и при желании она часть жизни каждого! На чтоспособныне все.

Произведение Гумилева Н.С. «Жираф» обнаруживает многосторонность таланта поэта, его неординарность. Поэтические инновации автора в создании пейзажа, персонажей и образов лирических героев, позволили создать уникальные произведения.

Гумилев неизменновоспринимался неоднозначно, тем не менее,никто не оспорил его звания «великого романтика» и автора изысканной поэзии любимой читателем.

 

Список литературы:
1. Гумилев Н.С. «Читатель» Три века русской метопоэтики: легитимация дискурса. Антология в четырех томах. Том II. Конец XIX – начало XX вв. Реализм. Символизм. Акмеизм. Модернизм. Издательство Ставропольского государственного университета 2005. С. 538.
2. Гумилёв Н. Письма о русской поэзии / Комментарии Р. Тименчика. – М.: Современник, 1990.
3. Давидсон А. Николай Гумилёв. Смоленск: Русич, 2001.
4. Лукницкая В. Николай Гумилёв. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. – Л.: Лениздат, 1990.
5. Муравьева И.А. Век модерна (Былой Петербург). СПб.: Изд-во Пушкинского фонда, 2001.