Символико-аллегорический субъективизм в романтическом произведении Н.С. Гумилева «Жираф»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(4)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(4)
Символико-аллегорический субъективизм в романтическом произведении Н.С. Гумилева «Жираф»
Статья посвящена вопросам сопоставления философских и романтических тенденций в рамках символико-аллегорического субъективизма в стихотворении Н.С.Гумилева «Жираф». Анализ авторской экспрессии и акмеистических тенденций, определил автобиографичность произведения.
Стихотворение Н.С.Гумилева «Жираф» из сборника «Романтические стихи», относится к Африканскому циклу произведений. Акцент, выдержанный в духе африканских мотивов сделал его оригинальным поэтом.
Произведение «Жираф» возникло как ответ на символизм и «туманные», «иные тени мыслей» поэта, выступающего в философско-романтической триаде: оптимист-романтик-мечтатель. Отсюда символико-аллегорический ифилософско-романтический лирогерой сближен с автором.
Будучи акмеистом, Гумилеву свойственно апеллирование к экзотическим пейзажам, девственной природе, колоритным персонажам и выразительным героям. И, в силу своей талантливости, поэт стремился максимально отобразить увиденную красоту природы: экспрессию сущего, невыдуманный мир насыщенный энергией и мощью, жизнь, наполненную удивительными событиями.
Гумилева всегда притягивали дальние края и просторы планеты, отсюда тяга к путешествиям и неподдельный интерес к истории народов и их традициям. В одной фразе поэта, прямо и через символику олицетворяются романтическая философия, история, расовые и религиозные мотивы:
Я знаю веселые сказки таинственных стран,
Про черную деву, про страсть молодого вождя.
Персонажи произведения «Жираф» как и главный герой, относительно д-д выступают в триаде:
· сказочный «Жираф» воплощает таинственный африканский мир;
· лирический герой олицетворяет «авторское –Я» – оптимист-романтик-мечтатель;
· героиня – черная дева, одухотворяет любовь.
Если лирический герой, вождь и черная дева – реальные типажи, то жираф – образ сказочно-экзотический, выражающий символико-аллегорический субъективизм для читателя, через который автор демонстрирует безграничностьи многогранность мироздания. Так, например остров Чад – это государство в Центральной Африке, где обитают хищники и крупные млекопитающие – жирафы, антилопы, слоны, носороги и другие, экзотические для европейца животные.
Образ жирафа из всего животного царства выделен автором в силу странного строения тела: удлиненная изящная шея, высокие ноги, круглое торс с пологой спиной, красивая голова с темными глазами. Он ассоциируется с разными животными: объемное гармоничное тело и вытянутая голова похожи на чистокровного скакуна, плечистость и шея аналогичны верблюжьим, уши похожи на бычьи, легкость и быстрота ног – от газели, желтовато-охристая шкурка схожа с мехом хищника – пантеры и цветом пустыни. Животное вольно и естественно, символизирует африканскую природу:
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Семантику стихотворения «Жираф» составляют смыслы, постигнутые и запечатленные автором осознанно, отсюда большинство исследователей относят данный текст к философско-любовной лирике поэта.
В иных ракурсах изображен портрет девушки, к которой обращается герой. Она олицетворяет – символ прагматизма, как антитеза романтике лирогероя, не уповающий на понимание. Но, лирический герой – автор встречает непонимание явного:
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Девушка прагматична и меркантильна, ей малопонятно мироздание, ее судьба – дождь и мгла:
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Произведение «Жираф» о великолепии природы, чувствахвлюбленных, оригинальности и индивидуальности людей в силу генезиса их развития, истории и географии. Автор подчеркивает своеобразное, порой специфическое отношение к духовным началам каждого человека. Но при этом, он подчеркивает идентичность в вопросах: между романтичной мечтательностью и приземленной меркантильностью, шовинизмом и консервативностью, апологетикой и фанатизмом, верой и атеизмом разных народов мира.
Однихудовлетворяютсерые картинки за фасадом, иным вселенная мала. Для кого-то дождьявляется трагедией, причиной слез, а для другихэто шанс и поводраскрыть свой дух для грез и фантазий.
Сам автор высоко оценивал поэзию, сопоставив ее с религией: «Поэзия и религия — две стороны одной и той же монеты. И та и другая требуют от человека духовной работы. Но не во имя практической цели, как этика и эстетика, а во имя высшей, неизвестной им самим. Этика приспособляет человека к жизни в обществе, эстетика стремится увеличить его способность наслаждаться. Руководство же в перерождении человека в высший тип принадлежит религии и поэзии» [1, с. 538].
Действительно, небольшое по форме произведение, бесконечно по содержанию. Произведение «Жираф» – это вызов косности устоев, напоминание об иной жизни и вселенных. Жираф обладает даромизбавления от отчаяния, наполнения души теплом и негой, но дар намекает наважность веры в него! Н.С. Гумилев верил, в чем убеждалчитателя и окружающих.
Это естественность и необходимость, требующая духовного приятия и понимания мироздания, через Божественное начало и высокие чувства. Хотя Африка, жираф и озеро Чад – экзотическое таинство вселенной, она сродни для обывателя, и при желании она часть жизни каждого! На чтоспособныне все.
Произведение Гумилева Н.С. «Жираф» обнаруживает многосторонность таланта поэта, его неординарность. Поэтические инновации автора в создании пейзажа, персонажей и образов лирических героев, позволили создать уникальные произведения.
Гумилев неизменновоспринимался неоднозначно, тем не менее,никто не оспорил его звания «великого романтика» и автора изысканной поэзии любимой читателем.