Система государственной поддержки развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(5)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(5)
Система государственной поддержки развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях
В условиях нестабильной экономической ситуации на мировой арене, всё больше людей готовы попробовать себя в предпринимательстве. Но в этом виде деятельности встречается немало трудностей. Для преодоления проблем развития предпринимательства существуют меры государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Современные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства разнообразны и реализуются по различным направлениям, их можно разграничить на несколько видов:
· в области сборов и налогов;
· финансовая поддержка;
· упрощенный порядок ведения отчетностей;
· в сфере бухгалтерского учета;
· имущественная поддержка;
· меры по обеспечению прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля;
· информационная и консультационная поддержка.
Основы предпринимательской деятельности прописаны в высшем нормативном правовом акте Российской Федерации – Конституции. Они формируют предпосылки развития предпринимательства. Основные принципы экономической деятельности изложены в гл. 2 Конституции РФ. Ст. 34 дает каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и другой не запрещенной законом экономической деятельности; предотвращает монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Ст. 36 позволяет пользоваться и распоряжаться землей, а также другими природными ресурсами. Ст. 37 дает право распоряжения способностями к труду, допускает выбор рода деятельности и профессии.
Меры поддержки субъектов малого предпринимательства закреплены и в Федеральных законах. Федеральный закон от 02.07.2013 № 144-ФЗ допускает упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и финансовых отчетностей, упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий. Федеральный закон от 03.07.2016 № 265-ФЗ является мерой по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ оказывает содействие патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации других результатов интеллектуальной деятельности; создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов; упрощены правила ведения налогового учета, введены упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий.
Государственные программы во многом определяют меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, предоставляют субсидии субъектам малого предпринимательства. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 года № 1605, программа предусматривает создание и развитие инфраструктуры информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержку субъектов предпринимательства, ведущих деятельность в сфере производства товаров, работ и услуг; поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, экологического и сельского туризма; создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов, действующих в области промышленного производства, разработку и внедрение инновационной продукции; создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающей имущественную поддержку (бизнес-инкубаторы, промышленные парки, технопарки); содействие развитию микрофинансовых организаций, позволяющих малым предприятиям получить доступ к заемным средствам; поддержка социального предпринимательства; создание и развитие инфраструктуры поддержки экспортно- ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства; создание гарантийных фондов для предоставления поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга и т.п.). Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» утверждена постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №316. Госпрограмма определяет правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства; исключена необходимость проведения конкурсных отборов субъектов Федерации для предоставления субсидий, это позволит сократить сроки доведения до регионов денежных средств на поддержку МСП; субсидии на поддержку МСП и поддержку предпринимательства молодежи объединены в одну субсидию, это сократит перечень документов, представляемых субъектом Федерации в Министерство экономического развития России, позволит упростить процедуру получения субсидии.
Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Федерации. Основными направлениями субсидирования являются:
· финансовая поддержка субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП;
· содействие развитию молодёжного предпринимательства;
· софинансирование капитальных вложений в объекты региональной и муниципальной собственности;
· определены условия предоставления субсидий и методика их распределения;
· организация предоставления услуг по принципу одного окна для создания, развития и поддержки субъектов МСП.
· поддержка малых инновационных предприятий, разрабатывающих и внедряющих инновационную продукцию
· сохранение темпов поддержки экспорта продукции малых компаний.
В подпрограмму «Развитие малого и среднего предпринимательства» включено основное мероприятие «Содействие развитию молодёжного предпринимательства». Установлены новые показатели: «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных физическими лицами в возрасте до 30 лет» и «Количество физических лиц в возрасте до 30 лет, завершивших обучение по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий».
Данные решения способствуют увеличению капитализации государственных программ субъектов Федерации и муниципальных программ, направленных на развитие малых и средних предприятий. Это позволит расширить круг субъектов малого и среднего бизнеса, которым будет оказана финансовая поддержка.
Таким образом, государственная поддержка предпринимательства широко реализуется на федеральном уровне. Конституционные аспекты формируют предпосылки развития предпринимательской деятельности. Федеральные законы обеспечивают финансовую поддержку малого предпринимательства, допускают упрощенное ведение отчетностей различного вида. Также ФЗ направленны на патентование изделий и упрощение порядка регистрации результатов интеллектуальной деятельности. Государственные программы предоставляют финансовую помощь субъектам малого предпринимательства посредством субсидирования и предоставления грантов. Во многом поддержка направлена на развитие сферы производства и инноваций. Принятые меры способствуют созданию новых рабочих мест и увеличению самозанятости населения. Развитие малого бизнеса подразумевает улучшение качества жизни населения страны, ведь небольшие предприятия могут наиболее быстро приспосабливаться к изменениям требований современного рынка. Меры поддержки направлены на улучшение инфраструктуры малого и среднего бизнеса, упрощение многих процессов, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели и минимизацию расходов на многих этапах деятельности предпринимателей.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства также широко реализуется и на региональных уровнях. Рассмотрим государственные программы Оренбургской области, направленные на поддержку развития субъектов предпринимательства региона.
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 25 февраля 2013 года № 138-п «О порядке предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение части затрат, связанных с участием в зарубежных и российских выставочно-ярмарочных мероприятиях», реализуется предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение части затрат, связанных с участием в зарубежных и российских выставочно-ярмарочных мероприятиях.
Постановление Правительства Оренбургской области от 17 сентября 2012 года № 796-п «О порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам Оренбургской области на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам» включает в себя предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам Оренбургской области на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам.
Начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области предоставляются гранты на создание и развитие собственного бизнеса. Выдача грантов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 25 июня 2012 года № 508-п «О порядке предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса»
На территории Оренбургской области также осуществляется микрофинансирование субъектов малого и среднего предпринимательства. Под микрофинансированием понимается заем денежных средств в размере до 1 млн рублей, выданный на срок не более 12 месяцев, с начислением процентов по ставке не выше 12 % годовых. Выделение микрозаймов производится субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным в установленном порядке на территории города Оренбурга (юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица). Микрокредиты предоставляются заемщикам на осуществление деятельности, предусмотренной уставными документами, на договорной основе при соблюдении принципов целевого использования, обеспеченности, срочности, платности, возвратности.
Для привлечения инвестиций в регион и использования всего его потенциала, на территории Оренбургской области реализуется стратегия инвестиционного развития, комплекс мероприятий которой будет реализован по четырем направлениям для улучшения инвестиционного климата:
1. Рационализация государственного участия в решении задач инвестиционного развития региона.
2. Совершенствование кадрового обеспечения инвестиционного развития региона.
3. Активизация внутрирегионального потенциала инвестиционного развития региона.
4. Привлечение внешних инвестиций в экономику региона, интеграция в федеральные и глобальные инвестиционные процессы.
В 2016–2020 годы планируется активное привлечение сторонних инвестиций в Оренбургскую область на принципах совместного финансирования приоритетных проектов, модернизация традиционных отраслей и реализация приоритетных инвестиционных проектов в муниципалитетах. Основные методы и инструменты механизма реализации стратегии на данном этапе:
· активное привлечение инвестиционных ресурсов в научно-образовательную сферу региона на принципах эффективности, конкурентоспособности, нацеленности на производственную реализацию;
· активизация инвестиционных проектов приграничного сотрудничества;
· инвестиционная поддержка производственных субъектов МСП;
· привлечение дополнительных инвестиций для разработки и реализации нового этапа развития транспортно-логистической, энергетической, коммунальной инфраструктур;
· инженерное и инфраструктурное оснащение инвестиционных площадок в муниципальных образованиях в целях привлечения сторонних инвестиций на основе проблемно-ориентированных технологических решений;
· формирование элементов инновационной модели регионального инвестиционного развития;
· формирование региональной системы информирования населения и предпринимателей по вопросам инвестиционного развития МСП, а также персональной ответственности за текущие экономические действия.
Таким образом, на территории Оренбургской области особенно широко реализуются меры финансовой поддержки, такие как субсидирование различных видов деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, микрофинансирование приоритетных направлений деятельности, предоставление грантов на создание и развитие собственного бизнеса. Уровень участия государства в экономическом развитии региона рационализируется. Проводятся мероприятия по улучшению инвестиционной инфраструктуры, привлечению инвестиций в регион, как внутрирегиональных, так и внешних. Данные меры поддержки позволяют субъектам МСП избежать дополнительных затрат и привлечь инвестиции во многие сферы деятельности.