ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРЕИМУЩЕСТВО, СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРЕИМУЩЕСТВО, СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ
А.Смит в своей знаменитой работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» писал, что передача королевских технологий частным лицам позволила бы снизить объем государственного долга и обеспечить эффективное использование капитала [5]
В.Г. Варнавский считает, что «государственно-частное партнерство – институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг» [2]
С.Н. Сильвестров дает такое определение: «Государственно-частное партнерство – это не что иное, как организационный альянс между институтами государства и бизнеса, направленный на реализацию крупномасштабных или уникальных проектов в различных областях жизни, прежде всего производственной инфраструктуре, а в последние годы в социальной сфере» [4].
А.А. Спиридонов дает такое определение: государственно-частное партнерство – «это юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное общественно-государственное значение» [8].
Законодательство данное понятие трактует как «юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [1]
Цель ГЧП можно представить взаимосвязанными аспектами: ускорением темпов социально-экономического развития за счет дополнительных инвестиций в объекты инфраструктуры, привлекаемых из внебюджетных источников, а также за счет повышения качества услуг публичного сектора; экономии бюджетных средств в краткосрочном периоде за счет распределения финансирования на более длительный период; повышением эффективности использования бюджетных средств за счет привлечения частного сектора.
Всего в России реализуется 3562 инфраструктурных ГЧП-проекта. Общий объем инвестиций в них составляет 4,7 трлн руб., из которых 3,4 трлн руб. (71%) - частные. За 8 месяцев 2021 года общий объем инвестиций в новые ГЧП-проекты, запущенные в форме концессионных соглашений и соглашений о ГЧП/МЧП, составил 120 млрд руб., из которых 105 млрд руб. пришлось на частные вложения. Общий объем привлеченных инвестиций еще не достиг значений кризисного 2020 года. В прошлом году в ГЧП-проекты было вложено 372 млрд руб., однако 265 млрд руб. (71%) из них пришлось на допандемийные январь и февраль.
В марте-августе 2021 года объем инвестиций в ГЧП-проекты составил 116 млрд руб. (108% от аналогичного периода прошлого года), что позволяет говорить о постепенном восстановлении рынка ГЧП
По количеству коммерческих закрытий на рынке преобладают проекты коммунально-энергетической сферы (рисунок 1), а по объему привлекаемого финансирования — проекты транспортного сектора (рисунок 2).. Транспорт аккумулирует более половины общего объема инвестиций, хотя
в количественном отношении 75% инфраструктурного портфеля России составляют проекты коммунально-энергетической сферы.
Рисунок 1. Реализуемые ГЧП-проекты по основным сферам инфраструктуры в 2021году, шт
Источник: составлено автором по: Инвестиции в инфраструктуру и ГЧП. Аналитический обзор. 2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pppcenter.ru/
Рисунок 2. Реализуемые ГЧП-проекты по основным сферам инфраструктуры в 2021году, млрд.руб.
Источник: составлено автором по: Инвестиции в инфраструктуру и ГЧП. Аналитический обзор. 2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pppcenter.ru/
Тем не менее, в 2021 году объем инвестиций был распределен практически поровну между этими сферами: 45% пришлось на коммунально-энергетическую сферу и 47% - на транспортную. При этом произошло снижение объема инвестиций, требуемых для реализации одного проекта - так, на один транспортный проект в 2021 году приходится почти в два раза меньше средств (9 млрд руб.), чем в прошлом году (17 млрд руб.). Оставшиеся 8% инвестиций (6,4 млрд руб.) в 2021 году направлялись на реализацию проектов в социальной и иных сферах, из которых 5 млрд руб. вложены в развитие IT-инфраструктуры
На муниципальном уровне реализуется почти 90% проектов, на которые приходится менее 15% общих инвестиций в ГЧП-проекты. На региональном и федеральном уровнях запускаются наиболее капиталоемкие проекты, направленные преимущественно на создание транспортной (117 проектов) и социальной инфраструктуры (244 проекта). В 2021 году муниципалитеты запустили 22 проектана сумму 28 млрд руб., а субъекты РФ — 15 проектов на сумму 51 млрд руб.
Для российского рынка инфраструктурных инвестиций 2021-й стал годом восстановления. По сравнению с крайне низким уровнем частных инвестиций в 2020 году во втором квартале 2021 года в России наблюдался их постепенный рост. В то время как количество проектов, прошедших коммерческое закрытие, остается на уровне показателей предыдущего года, общий объем привлекаемых инвестиций заметно увеличился за счет ряда крупномасштабных проектов. Несмотря на то, что говорить о восстановлении рынка ГЧП до докризисных показателей рано, приток инвестиций во втором квартале свидетельствует о возможной стабилизации рынка к концу 2021 года.
Министерством экономического развития Российской Федерации был сформирован рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития ГЧП. Базисом такого рейтинга выступили: динамика реализации проектов ГЧП в 2020 году, накопленный опыт реализации проектов ГЧП в предшествующие годы (до 2020 г.), состояние нормативно-институциональной среды [7]
По результатам оценки динамики реализации проектов ГЧП в 2020 году в топ-10 субъектов Российской Федерации вошли: Московская область, Республика Саха (Якутия), г.Москва
По результатам оценки накопленного опыта реализации проектов ГЧП (до 2020 года) в топ-10 субъектов Российской Федерации вошли: Санкт-Петербург, Москва, Самарская область. Волгоградская область заняла 6 – е место в данном рейтинге. По результатам оценки состояния нормативно-институциональной среды в топ-10 субъектов Российской Федерации вошли: Республика Башкортостан, Самарская область, Омская область. Последний критерий оценивался с точки зрения работы органов власти, включая их открытость для инвесторов, а также готовность оказывать консультационную и финансовую поддержку проектам ГЧП
Как и во всем мире, в России борьба с последствиями пандемии COVID-19 также стала стимулом для предоставления поддержки различным сферам экономики. В частности, в 2020 году правительство утвердило перечень наиболее пострадавших отраслей, которые могли претендовать на частичную компенсацию недополученной выручки и льготные кредиты, не считая иных преференций. Также были введены меры, применимые для отдельных участников рынка, которые заключались в предоставлении налоговой и бюджетной поддержки, продлении срока действия документов в строительной сфере, предоставлении отсрочки по арендным платежам за пользование публичным имуществом
Одним из новых способов государственной поддержки инфраструктурных проектов, включая реализуемые на принципах ГЧП, является предложенное в 2021 году инфраструктурное меню — набор мер, способствующих развитию транспортной, социальной и общегородской инфраструктуры регионов. Общий объем мер поддержки составит 2,4 трлн рублей до 2030 года. Национальным Центром государственно-частного партнерства сформированы и предложены следующие меры поддержки инфраструктурного развития в России на принципах ГЧП (таблица 1).
Таблица 1.
Новые меры поддержки инфраструктурного развития в России на принципах ГЧП
Бюджетные инфраструктурные кредиты |
Инфраструктурные облигации |
Реструктуризация бюджетных кредитов в целях инфраструктурной поддержки реализации новых инвестиционных проектов |
Предоставление региону бюджетного кредита для финансирования инфраструктурных проектов за счет реструктуризации его задолженности |
Денежные средства от размещения облигаций будут выдаваться в виде займов на срок до 15 лет под льготную ставку для финансирования инфраструктурных проектов |
Уменьшение объема задолженности регионов по бюджетным кредитам при условии финансирования инфраструктурных проектов за счет высвобождаемых средств |
Льготная ставка не более 3% годовых со сроком погашения от 15 лет |
Финансирование может направляться на реализацию ГЧП-проектов |
Высвобождаемые средства могут направляться на реализацию ГЧП-проектов |
Средства кредита могут направляться на реализацию ГЧП-проектов |
Купонный доход будет просубсидированих федерального бюджета |
|
|
Предоставление государственных гарантий субъектов РФ в целях обеспечения исполнения денежных обязательств заемщиков по договорам займа с СОПФ |
|
Льготное кредитование инвесторов на строительство отелей: |
Софинансирование инвестиционных проектов по созданию университетских кампусов за счет средств федерального бюджета на принципах ГЧП |
|
Средства кредита могут направляться на реализацию ГЧП-проектов |
При запуске ГЧП-проектов регион получит межбюджетный трансферт |
|
Инвесторы получат льготные кредиты по ставке 3-5% годовых на срок до 15 лет |
ГЧП-проекты федерального уровня получат капитальные гранты, плату концедента / публичного партнера |
|
Источник: составлено автором по: Инвестиции в инфраструктуру и ГЧП. Аналитический обзор. 2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pppcenter.ru/
Таким образом, роль ГЧП в современных условиях достаточно разнообразна и в основном предопределена синтезом функций государства (публичного партнера) и бизнеса (частного партнера). Необходимо учитывать также положительные и отрицательные эффекты партнерства для каждого из участников и стараться предопределить трудности, которые могут возникнуть в результате взаимодействия в форме ГЧП на разных этапах реализации проекта [3], т.к. только правильно организованный проект способен дать тот эффект, который удовлетворит каждую из сторон сотрудничества