Статья:

К проблеме дизорфографии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(51)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Решетняк О.В. К проблеме дизорфографии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 30(51). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/51/45413 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К проблеме дизорфографии

Решетняк Ольга Валерьевна
магистрант Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, г. Белгород

 

Аннотация. В статье освещается проблема усвоения орфографии русского языка современными школьниками. Дано определение понятия «дизорфография», проанализированы причины возникновения данного нарушения, представлена его типология в зависимости от видов допускаемых учащимися ошибок, обозначена последовательность коррекционной работы по устранению дизорфграфического дефекта.

Abstract. The article highlights the problem of mastering the spelling of the Russian language by modern schoolchilds. The definition of "dysorthographia" is given, the causes of this violation are analyzed, its typology depending on the types of the errors made by students is presented, the sequence of correctional work on elimination disorthographic defect is denoted.

 

Ключевые слова: орфография; дизорфография; трудности усвоения орфографии; принципы русской орфографии; орфографические знания; умения и навыки.

Keywords: spelling; dysorthographia; the difficulty of mastering the spelling; the principles of Russian spelling; orthographic knowledge; skills and competence.
 

Данные исследований в области коррекционной педагогики свидетельствуют о значительном распространении проблемы дизорфографии – одном из наиболее часто встречающихся нарушений письменной речи у школьников. Данный термин был введен А.Н. Корневым [4], Р.И. Лалаевой [5], И.В. Прищеповой [8] в 90-е годы 20 века и определяется как «стойкое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками», типичными проявлениями которого являются «нечеткое владение учебной терминологией и формулирования правил правописания, трудности освоения и применения правил правописания, особенно морфологического принципа, что проявляется в значительном количестве орфографических ошибок на письме» [5, с.1].

Проблемам изучения причин возникновения дизорфорграфии, видам дизорфографических ошибок и способам их устранения посвящены исследования таких авторов как О.И. Азова [1], О.Б. Иншакова [2], А.Н. Корнев [4], Р.И. Лалаева [5], С.С. Мнухин [6], А.А. Назарова [7], И.В. Прищепова [8], О.А. Токарева [9], М. Е. Хватцев [10], Л.С. Цветкова [12] и др. Данная проблематика является предметом исследовательского интереса и логопедов, и нейропсихологов, и врачей, и педагогов, так как природа дизорфографии имеет комплексный характер и традиционно анализируется с позиций педагогического, медицинского и психологического аспектов.

Необходимо отметить, что, вступая в период школьного обучения, ребенок может испытывать определенные трудности при освоении письма, которые, впрочем, легко устраняются в ходе систематического обучения и улучшения навыков письма в рамках школьной программы. Как отмечает О. И. Азова, «орфографическая зоркость (умение видеть орфограмму) даже учащихся начальных классов с нормальным речевым развитием слабо развита, а у детей с общим недоразвитием речи дополнительно возникают языковые «барьеры» [1, с.8]. Когда допускаемые школьниками ошибки приобретают стойкий систематический характер и в процессе обучения, усложнения программного материала только накапливаются, справедливо ставить вопрос о дисграфии. А именно расстройства письменной речи в последующем влекут за собой нарушения в усвоении правописания, ведущие к дизорфографии.

Говоря о патогенезе дизорфографии, следует отметить, что данная проблема, как правило, проявляется к третьему году обучения в начальной школе (но предпосылки возникают уже на втором году) – в период, когда происходит освоение морфологического и традиционного принципов правописания, изучаются и применяются на письме грамматические правила. Морфологический принцип, являющийся основополагающим для русской орфографии, предполагает «единое написание единообразных грамматических форм, которые в устной речи нередко имеют незначительные расхождения» [11, с.154], и четко регламентирует правописание определенным орфографическим правилом, что значительно облегчает восприятие и понимание текста. Для того чтобы успешно разрешать орфографические задачи, школьники должны не только запоминать правила, но и уметь применять их на практике. Если ребенок в недостаточной степени овладел морфологическим принципом письма, то он, даже зная правила, не сможет ими воспользоваться. Традиционные учебные программы ориентированы именно на морфологический принцип.

Важно отметить, что дизорфографический дефект относится к нарушениям речевого развития и обусловливается, в первую очередь, недостаточной сформированностью и развитостью базовых речевых функций, к которым можно отнести: недостаточный объем словаря; нарушения сопровождающих письменную речевую деятельность процессов внимания и памяти; недостаточность мыслительных операций; «низкую познавательную активность к языковому оформлению речи» [5, с.1]. Все эти нарушения провоцируют неразвитость языкового мышления, отсутствие так называемого «чувства языка».

Кроме того, дизорфография может быть спровоцирована недостаточной сформированностью некоторых неречевых психических функций, вызывающих проблемы с памятью, в том числе, речеслуховой, трудности при совершении логических мыслительных операций (анализе, синтезе, сопоставлении, систематизации, обобщении, классификации, выработке алгоритма), сложности переключения с одного вида деятельности на другой. Это и обусловливает тот факт, что, даже выучив наизусть орфографическое правило, ребенок не сможет применить его на практике, при письме.

Безусловно, дизорфография может быть обусловлена отягощенным неврологическим анамнезом, серьезными поражениями центральной нервной системы. К числу внешних причин, корректируемых изменением условий жизни и развития ребенка, относят частые болезни – психосоматическую ослабленность – и, как следствие, – систематические пропуски занятий, а также педагогическую запущенность, эмоциональные и физические перегрузки.

Итак, начальные проявления дизорфографии отмечаются уже на втором-третьем году обучения, и в последующем ситуация будет усугубляться по мере усложнения материала. «Слабыми местами» при овладении родным языком могут быть написание предлогов и приставок, морфемный разбор слова (не могут выделить корень, суффикс и окончание), проверка орфограмм с помощью однокоренных слов, ошибки в согласовании членов предложения по роду, числу и падежу, некорректный перенос слов, и в целом – отсутствие распознавания орфограмм и трудных моментов в написании, которые нужно проанализировать и устранить. В зависимости от раздела грамматики, являющегося наиболее сложным для ребенка-дизорфографика, выделяют три типа дизорфографии (Схема 1):

 

Рисунок 1. Типы дизорфографии

 

Каждый вид дизорфографии также классифицируется по степени выраженности нарушения: легкая, средняя и тяжелая степень.

Коррекция дизорфографии осуществляется в рамках логопедических занятий и нацелена на помощь ученику в овладении нормами орфографии. Начинать коррекционную работу целесообразно уже с начальных классов школы. О.И. Азова выделяет следующую последовательность логопедической работы по устранению дизорфографии, которая в целом совпадает с направлениями, обозначенными в исследованиях по данной проблематике:

  • совершенствование фонетико-фонематической стороны речи (звукопроизношение, звукослоговая структура слова, работа над ударением, развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза);
  • формирование лексического компонента языковой способности (обогащение словаря, закрепление учебной терминологии, закрепление парадигматических и синтагматических связей слов);
  • дифференциация категориальных значений частей речи;
  • уточнение грамматического значения слов;
  • формирование морфологических обобщений и парадигмы словоизменения;
  • формирование словообразовательных моделей-типов и парадигмы словообразования;
  • дифференциация родственных слов;
  • развитие морфемного и морфологического анализа;
  • формирование синтаксической составляющей языковой способности;
  • формирование орфографической зоркости, умений и навыков;
  • развитие когнитивной деятельности (внимания, памяти, лингвистического мышления);
  • усвоение взаимосвязи фонематической, морфологической, синтаксической, словообразовательной компетенций и орфографических знаний, умений и навыков [1].

Таким образом, при отсутствии у ребенка серьезных нарушений речевого развития первичной мерой для предотвращения дизорфографии является обеспечение гармоничного физического, психического и умственного развития – задача, возложенная на родителей и педагогов.  Если все же прослеживаются нарушения нормального развития, начинать коррекционную работу следует еще с дошкольного возраста с целью предотвращения специфических трудностей при обучении, к которым относится дизорфография. Немаловажную роль в ранней диагностике и устранении нарушений письменной речи играет комплексный характер коррекции, предполагающий слаженную работу учителя начальных классов, школьного логопеда и детского психолога. При соблюдении условий своевременности, комплексности и четкой спланированности коррекционный процесс по преодолению дизорфографии будет протекать наиболее эффективно.

 

Список литературы:
1. Азова, О.И. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи: учебно-метод. Пособие / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: РУДН, 2007. – 83 с.
2. Иншакова, О.Б. Методика выявления дизорфографии у младших школьников / О.Б. Иншакова, А.А. Назарова. – М.: В. Секачев, 2013. – 72 с.
3. Каштанова, С.Н.  Проблема дизорфографии у младших школьников и ее предпосылок у дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Каштанова, Н.В. Константинова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. –  №4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20528.
4. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.
5. Лалаева, Р.И. Выявление дизорфографии у младших школьников / Р.И. Лалаева. – СПб.: СПбГУПМ, 1999. – 36 с.
6. Мнухин, С.С. О врожденной алексии и аграфии / С. С. Мнухин // Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – С. 7-13.
7. Назарова, А.А. Диагностика и коррекция дизорфографии у учащихся начальных классов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 – коррекционная педагогика (логопедия) / А.А. Назарова. – Москва, 2017. 
– 25 с.
8. Прищепова, И.В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи / И.В. Прищепова // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. – СПб.: Образование, 1992. – С. 124-131. 
9. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) / О.А. Токарева // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М.: Медицина, 1969. – С.190-212.
10. Хватцев, М.Е. Как предупредить и устранить недостатки речи и голоса у детей / М.Е. Хватцев. – Москва, 1962.
11. Шарипова, Н.Ю. Типология проявления дизорфографии у учащихся общеобразовательной школы / Н.Ю. Шарипова // Проблемы современного образования. – 2013. – №2. – С. 152-159.
12. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. – М.: Юристъ, 1997. – 256 с.