Уровни гражданско-правового регулирования аудиторской деятельности в России
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(58)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(58)
Уровни гражданско-правового регулирования аудиторской деятельности в России
LEVELS OF CIVIL-LAW REGULATION OF AUDITING ACTIVITIES IN RUSSIA
Alla Shelepova
Master student of the Central Russian Institute of Management - RANEPA at the President of the Russian Federation, Russia, Orel
Аннотация. В статье рассмотрены уровни гражданско-правового регулирования аудиторской деятельности в России. Проанализированы нормативные документы. Изучены правила саморегулируемых организаций и индивидуальных аудиторов.
Abstract. The article discusses the levels of civil-law regulation of auditing activities in Russia. Analyzed regulatory documents. Studied the rules of self-regulatory organizations and individual auditors.
Ключевые слова: аудиторская деятельность; стандарты аудиторской деятельности; регулирование аудиторской деятельности.
Keywords: auditing activities; auditing standards; regulation of auditing activities.
Основой нормативно правового регулирования деятельности аудиторов в РФ в настоящее время складывается из нескольких уровней нормативных правовых актов.
Первый и основной уровень регулирования деятельности аудиторов представлен законодательными актами.
Во главе регулирования деятельности аудиторов и аудиторских организаций находится Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В ч.1 ст.1 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определяются основы регулирования аудиторской деятельности в России [2].
ФЗ «Об аудиторской деятельности» вступал в силу не сразу, этот процесс был разделен на несколько этапов, соответственно, в период перехода продолжали действовать нормы закона от аудите от 2001 года. В общей сложности само принятие Закона об аудиторской деятельности спровоцировало значительные перемены в правовом регулировании аудита и непосредственно в правовом положении субъектов всей деятельности аудиторов. По суждению некоторых специалистов, непосредственное принятие закона спровоцировало становлению совершенно новой модели организации аудиторских услуг.
Ввиду ч.2 ст.1 Закона О саморегулируемых организациях, специфика упорядочивания определяется федеральными законами. Нормы о саморегулировании в сфере деятельности по оказанию аудиторских услуг, которые содержаться в ㅤЗаконе об аудиторской деятельности, носят специальный характер и имеют приемуществ перед всеми положениями Закона о СРО.
Закон об аудиторской ㅤдеятельности представляет представляет из себя идеологический документ, в котором концентрированы основательные положения, которые контролируют аудиторскую деятельность в России. Этот документ носит особый характер и поэтому его необходимо рассматривать в контексте с другими фундаментальными правовыми актами, которые ркгулируют деятельность организаций и индивидуальных аудиторов.
Согласно п.2 ст. 779 ГК РФ закреплено, что правила по возмездному оказанию услуг используются непосредственно по отношению к аудиторским услугам [1]. Принимая во внимание, что аудиторская деятельность трактуется в качестве предпринимательской деятельности, для обозначения правового статуса индивидуальных аудиторов и организаций применяют те нормы ГК РФ, которые устанавливают все предпренимательские решения и отношения.
Так же следует подчеркнуть, что все указанные положения ГК РФ высокоразвиты и конкретезированы в специальных законодательных актах, которые непосредственно регулируют предпринимательскую деятельность.
Так как аудиторские организации и индивидуальные аудиторы относят к числу субъектов предпринимательской деятельности, так же на них распространяются и другие законодательные акты которые регулируют деятельность по оказанию аудиторских услуг.
Ко второму уровню правового регулирования деятельности по аудиту следует отнести подзаконные нормативные акты. Число этих актов не столь значительно, среди них следует выделить:
- Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера», в соответствии с которым, к подобным сведениям относится информация которая связана с профессиональной деятельностью. В соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом, доступ к которой ограничен. Это называют аудиторской тайной. Наряду с этим, сведения представленные в перечне и возникающие в ходе деятельности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, следует идентефицировать как конфиденциальные [3];
- Приказ Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 161н «Об утверждении Порядка выдачи квалификационного аттестата аудитора и формы квалификационного аттестата аудитора» [4];
- Приказ Минфина России от 19.03.2013 № 32н «Об утверждении Положения о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации» и ряд других приказов Минфина России о регулировании аудиторской деятельности. Их цель – доносить информацию до субъектов аудиторской деятельности о изменениях в сфере аудита [5].
Следует отметить, что кроме специальных актов, которые регулируют аудиторскую деятельность так же распространяютсяподзаконные нормативные правовые акты, которые прежде всего создают основу всей деятельности данных субъектов предпринимательства.
Третий уровень, регулирования аудита составляют правила (стандарты) всей аудиторской деятельности.
В отличие от процедур аудита, которые осуществляются шаг за шагом и изменяются в зависимости от объема производства клиента, специфики, системы бухгалтерского учета и других обстоятельств и стандартов, которые являются мерой качества исполнения работы. Стандарты в сфере аудита формируют единые нормативные требования к надежности и качеству аудита,которые, непосредственно обеспечивают очевидный уровень гарантии результатов проверки. Когда государство утверждает правила осуществления деятельности, тоесть государство вычисляет необходимый минимальный нормотив качества, который в дальнейшем так же будет контролироваться и подтверждаться государством. Если будет выявлено несоответствие от заявленой модели ведения проверки, у контролирующих органов есть право на привлечение субъекта к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности федеральные стандарты аудиторской деятельности:
1) определяют и регулируют основные требования к порядку осуществления аудиторской деятельности;
2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;
3) являются обязательными для организаций индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов их сотрудников [7, с.59].
На современном этапе в основном применяются федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Функция утверждения федеральных стандартов (правил) аудиторской деятельности закреплена за Министерством финанасов РФ согласно ст. 15 ФЗ об аудиторской деятельности.
Стоит заметить, что все федеральные стандарты (правила) аудиторской деятельности создаются с учетом всех Международных стандартов аудита (МСА), а непосредственно структура федеральных стандартов (правил) ㅤаудита ㅤи ㅤмеждународных ㅤстандартов ㅤаудита ㅤаналогична [6,с.27].
Четвертый и последний уровень правового регулирования аудита составляют локальные акты - стандарты, принимаемые аудиторскими организациями, а также правила независимости аудиторов и аудиторских организаций.
Правила саморегулируемой организации аудиторов – локальные нормативные акты, содержащие безусловные нормы, которые являются обязательными для всех членов данной организации. Разработка и принятие этих правил является обязанностью саморегулируемой организации аудиторов.
Таким образом, выявляя правовую основу и положение стандартов саморегулируемых организаций аудиторов следует сделать вывод о том, что данные локальные акты, установление которых императивно предусматривается действующим законодательством, содержащие безусловные нормы, необходимые для всех членов данной саморегулируемой организации.
Правовое регулирование аудита в России строится на сочетании императивных и диспозитивных начал, что характерно для комплексных правовых образований.
Вся система источников регулирования аудиторской деятельности может быть выстроена по принципу разграничения оснований и состоять из актов различной правовой природы.