Качество сервисного обслуживания в гостиничных предприятиях
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(60)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(60)
Качество сервисного обслуживания в гостиничных предприятиях
Переоценить значение качества и уровня сервисного обслуживания в отеле невозможно. От этих показателей напрямую зависит положительные или отрицательные эмоции получит гость, а соответственно и какую оценку, по отзывам потребителей, получить отель [3].
Во многом уровень сервиса отеля зависит от стиля и правил управления объектом. Но сам процесс оценки соответствия имеет важное значение, так как на практике восприятие удобства и оценка качества у руководства гостиницы, их персонала и гостя – разные. Каждый человек воспринимает окружающую его обстановку индивидуально [4]. Но, для проведения оценки можно выделить общие факторы на основе отзывов постояльцев отелей.
Первое, и основное требование гостей при оценке качества обслуживания – это соответствие рекламным заявлениям. Если отель заявлял о себе, как об объекте с высоким уровнем сервиса, то, как минимум должны быть завтрак, чистота, широкий спектр персональных услуги.
Второй важный фактор – безопасность. Сохранность, как личных вещей, так и здоровья человека.
Третий фактор, используемый для оценки потребителями – эмоциональный фон от пребывания. Он зависит от созданной в гостиничном предприятии атмосферы, предоставления того, о чем не говорилось в рекламе: чайные принадлежности в номере, приветственный коктейль в баре, фрукты в гостиной и прочее. Немаловажное значение в создании определенной атмосферы имеет дизайн интерьера, как номерного фонда гостиницы, так и помещений общего пользования.
Все эти элементы в оценке качества у клиента формируют в итоге положительное восприятие или негативное.
На основании актуальности оценки качества сервиса приведем результаты исследования мнения потребителей о качестве предоставления услуг и сервиса в гостинице «Петров Двор». Гостиница расположена по адресу г. Новосибирск, ул. Восход, 66 а.
В качестве основного метода исследования используется интервью в форме анкетирования среди фактических потребителей услуг гостиницы. В качестве дополнительных источников, учитываемых при подведении итогов исследования также выступают отзывы клиентов о гостинице на основных профильных интернет-площадках.
Цель исследования – определить основные направления совершенствования сервиса в гостинице «Сибирский Двор».
На первом этапе был проведен анализ данных жалоб и требований туристов за сезон 2018 г.
Основные жалобы, которые поступали к менеджерам предприятия сгруппированы и представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Основные виды жалоб и требований клиентов гостиницы «Петров Двор» за сезон 2018 г.
Виды жалоб и требований |
Характеристика |
1. Санитарное состояние |
- плохая уборка в номере; - неудовлетворительная чистота в отеле в целом. |
2. Состояние и обслуживание номерного фонда |
- недостаточный ассортимент мини-бара; - недостаточно мощный Wi-Fi; - не устраивает вид из окна или балкона; - отсутствие нужной посуды; - шум в номере (плохая звукоизоляция); - устаревший ремонт и оборудование в номере; - нехватка переговорных комнат. |
3. Организация питания гостей |
- недостаточный ассортимент блюд в меню; - не удобный график работы площадок для организации питания гостей. |
4. Досуг и сервис |
- громко играет музыка на территории отеля; - отсутствуют бассейн и spa-процедуры в отеле. |
На основании данных таблицы можно сделать вывод, что основными проблемами, которые волнуют клиентов, являются недостатки в работе по организации обслуживания и эксплуатации номерного фонда в отеле. В связи с этим, руководству предприятия следует обратить пристальное внимание на этот фактор.
Кроме того, в отеле присутствуют проблемы связанные с обеспечением необходимого уровня санитарного состояния, как самих номеров, так и помещений общего пользования.
Для совершенствования качества сервисного обслуживания также необходимо обеспечить организацию досуга гостей.
Для дальнейшего анализа и разработки мер по совершенствованию сервисной деятельности предприятия необходимо проанализировать структуру клиентской базы предприятия.
На рисунке 1 представлен анализ структуры клиентов, участвующих в опросе, по возрасту.
Рисунок 1. Распределение респондентов по возрастному признаку
Из рисунка видно, что основная часть клиентов гостиницы находится в возрастном диапазоне от 25 до 35 лет.
Далее сопоставим эти данные с данными по половому признаку (таблица 2).
Таблица 2.
Половозрастная структура респондентов, участвующих в исследовании
Возраст |
пол |
Всего |
|||
муж |
жен |
||||
абс |
% |
абс |
% |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
От 18 до 25 |
13 |
7 |
11 |
6 |
24 |
От 25 до 35 |
74 |
37 |
44 |
22 |
118 |
От 35 до 50 |
20 |
10 |
13 |
7 |
33 |
Старше 50 |
13 |
7 |
12 |
6 |
25 |
Итого |
120 |
|
80 |
|
200 |
По данным таблицы 2 можно определить, что основная часть клиентской базы гостиницы – мужчины в возрасте от 25 до 35 лет.
На основании этих данных необходимо разработать программы организации досуга в гостинице. Эта возрастная группа ориентирована на динамичное проведение свободного времени [2], поэтому рекомендуется исследовать возможности организации спортивных площадок и spa-зоны либо на территории гостиницы, либо заключить договор с организациями, предоставляющими аналогичные услуги вблизи отеля.
Вопрос о частоте пользования услугами гостиницы позволил определить лояльность клиентов. К постоянным клиентам были отнесены те, кто не менее двух раз останавливался в гостинице. Структура клиентской базы представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Распределение респондентов по степени лояльности к услугам гостиницы
Анализ проведенного опроса показал, что большая часть клиентской базы (58%) являются постоянными клиентами гостиницы и дальнейшая ориентация на требования данной аудитории к структуре и качеству сервиса позволит увеличить количество повторных покупок и, как следствие, улучшит основные экономические показатели работы гостиницы.
Далее рассмотрим оценки деятельности гостиницы по основному критерию – атмосфера, созданная в гостинице. Для этого респондентам было предложено оценить соответствие дизайна концепции отеля и требованиям клиентов. Распределение оценок представлено на рисунке 3.
Рисунок 3. Распределение мнений респондентов относительно интерьера и дизайна гостиницы «Петров Двор»
Рисунок иллюстрирует, что номерной фонд и другие помещения гостиницы нуждаются в ремонте (42%) и значительных изменениях в дизайн интерьера (33%). Как уже упоминалось ранее, это один из ключевых факторов оценки качества работы гостиничного предприятия. Таким образом, можно сделать вывод, что гостинице «Петров Двор» необходимо запланировать работы по ремонту номеров и помещений общего пользования, а также уделить внимание дизайну.
Далее, была проведена оценка уровня обслуживания клиентов, в котором предлагалось оценить его основные показатели по пятибалльной шкале. Ответы респондентов представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Качество обслуживания клиентов гостиницы «Петров Двор»
Показатель |
Баллы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
скорость обслуживания |
70 |
63 |
49 |
10 |
8 |
приветливость и доброжелательность |
51 |
60 |
40 |
29 |
20 |
умение отвечать на вопросы и запросы клиентов |
47 |
53 |
34 |
42 |
24 |
перечень услуг предложенных в гостинице |
49 |
50 |
20 |
61 |
20 |
Из анализа данных можно сделать вывод, что абсолютное большинство опрошенных, оценивают качество обслуживание в гостинице «Петров Двор» на 1 и 2 балла, из чего следует, что руководству следует обратить внимание на этот негативный момент, который отражается или в дальнейшем отразится на объемах клиентской базы. Наибольшего внимания со стороны руководства должно быть уделено повышению скорости обслуживания клиентов. Кроме того, большинство клиентов считают перечень дополнительных услуг, предложенных в отеле, недостаточным.
Таким образом, результаты анкетирования показали достоинства и недостатки сервисного обслуживания клиентов в гостинице «Петров Двор». Разные гости из зарубежья и городов России являются постоянными клиентами гостиницы, что говорит о доверии к гостинице «Петров Двор», и отличном обслуживании. Но все же у гостиницы можно отметить ряд существенных недостатков.
Во-первых, было выявлено, что гостинице «Петров Двор» необходим ремонт и новый дизайн, так как почти половина гостей считают, что интерьер старый и помещениям гостиницы необходим ремонт.
Второй существенной проблемой является работа персонала. По результатам опроса о качестве обслуживания, большинство респондентов недовольны, прежде всего, скоростью обслуживания, а также отношением персонала к гостям, доброжелательностью сотрудников гостиницы.
Третьим направлением совершенствования работы предприятия должна стать оптимизация дополнительных услуг, предлагаемых в отеле клиентам, что также будет способствовать получению дополнительной прибыли от их продажи.
Далее нами был проведен анализ отрицательных отзывов клиентов о работе гостиницы «Петров Двор» в сети Интернет. По результатам анализа выявлены следующие недостатки в предоставлении тех или иных услуг гостиницы (таблица 4).
Таблица 4.
Анализ отзывов о качестве сервиса в гостинице «Петров Двор»
По результатам анализа можно сделать вывод о том, что жалобы клиентов о деятельности предприятия высказываются не часто, но, тем не менее, они полностью совпали с недостатками, выявленными в ходе опроса.
Кроме того, подобные исследования должны носить систематический характер, так как структура рынка существенно меняется на современном этапе развития туристской отрасли. Одним из путей развития является появление и культивирование «альтернативных» видов туризма. К таким относительно новым видам относится творческий туризм, набирающий популярность среди туристов, предпочитающих интеллектуальную активность в содержании туристского продукта. Это влечет за собой изменение требований к качеству сервисного обслуживания в гостиничных предприятиях [2]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для совершенствования работы предприятия необходимо разработать систему мер по улучшению качества сервисного обслуживания, с учетом выявленных в ходе исследования недостатков.