Роль внеклассной работы в процессе развития правовой грамотности подростков
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(62)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(62)
Роль внеклассной работы в процессе развития правовой грамотности подростков
The role of extracurricular activities in the development of legal literacy among adolescents
Elena Saushkina
student of the Faculty of Philosophy Saratov National Research State University named N.G. Chernyshevsky - SGU, RF, Saratov
Аннотация. На сегодняшний день воспитание подростков занимает большое количество времени. Помимо учебного процесса, который может повлиять на становление и поведение подростка, есть еще внеклассная работа, которая будет оказывать дополнительное влияние на их социализацию.
Abstract. Today, the education of adolescents takes a large amount of time. In addition to the educational process, which may affect the formation and behavior of a teenager, there is also extra-curricular work, which will have an additional impact on their socialization.
Ключевые слова: Правовое воспитание; внеклассная работа; правовая грамотность; индивидуальные особенности; добровольные поручения.
Keywords: legal education; extracurricular activities; legal literacy; individual characteristics; voluntary assignments.
Нынешний преподаватель дополнительного образования в собственной работе встречается не только с ведением образовательного процесса, но и с потребностью организации интенсивной воспитательной работы в классе.
Ведущей направленностью воспитательной работы учителя считаются: нравственно – эстетическое, экологическое, гражданско – патриотическое образование, и здоровьесберегающие технологии.
Целью гражданско –патриотического воспитания, считается воспитание гражданина нашего государства, где уделяется отдельное внимание правовому воспитанию обучающегося. Правовое образование считается одним из весомых критерий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Образование правовой культуры и законопослушного поведения подрастающего поколения – это целенаправленная система мер, создающая установки гражданственности, почтения и соблюдения права, профилактики преступлений. [27, с. 98]
Принципиально важно, дабы каждый обучающийся отлично ориентировался в вопросах законности и правопорядка, в вопросах правомерного поведения, знал свои права и обязанности, а также, чтобы знал о правонарушениях и ответственности, которая предусмотрена за них. Нужно уделить особое внимание таким понятиям как: «доброта», «порядочность»; задачам морали, морального вида, кодекса чести, познанию собственных прав и свобод, которые прописаны в основном законе страны.
Для сотворения системы правового воспитания обучающихся, нужно расширять и создавать правовую культуру у преподавателей дополнительного образования, вследствие того, собственно, что как раз от их подачи материала будет зависеть результат правового воспитания школьников.
Правовое воспитание - это не столько познание статей законов и нормативных актов, сколько умение работать в рамках правового поля, беря во внимание права иных. Речь идёт о ценностных установках человека по отношению в первую очередь к себе, находящемуся вокруг миру, которые оказывают конкретное воздействие на его поведение. [28, с. 65]
В правовом сознании будущих студентов образовался перекос: законопослушание заходит в возражение с мыслью собственной свободы, занимающей в иерархии ценностей подростков одно из первых пространств. Причём свободу они знают как недоступность, каких бы то ни было обещаний, как вероятность сходить куда-либо и делать, собственно, что хочешь. При данном положении, личное право каждого делать то, собственно, что хочешь, молодые россияне не связывают с мыслью, собственно, что иной также имеет возможность владеть подобный же свободой. [36, с. 123]
К огорчению, на нынешний денек внятно не установлены цели правового воспитания школьников. Чаще всего данная тема подымается тогда, когда появляется вопрос о росте преступности среди подростков, не достигших совершеннолетия. Но цели перевоспитания не абсолютно совпадают с целями формирования в начале позитивно направленного правового миропонимания ребенка. Говоря о работе с «трудными» школьниками, нередко забывается, собственно, что множество подростков практически остается «за бортом», не окутанные профилактическими, превентивными правовыми событиями. При работе с этими различными контингентами, цели правового образования и воспитания должны быть разными.
Необходимо отметить, собственно, что трудная неувязка целостного правового воспитания у подрастающего поколения, не обращая внимания на ее значимость, не возымела добродетельного освещения в российской педагогической науке. И главная неувязка тут показывается в том, собственно, что правовое воспитание и образование рассматривается только как элементы гуманитарного или же обществоведческого образования, но в последнее время бывают замечены конкретные изучения в данной области.
Правовое воспитание - это целенаправленная работа страны, социальных организаций, образовательных учреждений по передаче юридического опыта; система мер, нацеленных на составление правовых идей, общепризнанных мерок, основ, представляющих значения мировой и государственной правовой культуры.
Целью правового воспитания - считается улучшение правовой культуры и правосознания людей. Ведущей задачей правового воспитания считается привитие индивидууму осмысленного влечения к правомерному поведению. Еще необходимой составной частью правового воспитания подрастающего поколения считается составление представлений о правах и свободах человека, которые сейчас признаются основой существования и сосуществования. [47, с. 76]
Правовая воспитанность, ведет в результате к благоденствию страны - подкованные в правовом значении жители активизируются и в финансовом. Становление интенсивного правосознания, сознания личных прав, принципиально в педагогике и с точки зрения становления хозяйственной работы. Финансовое недомогание и благоденствие находится в зависимости от нрава миллионов субъектов домашней работы, от типа «хозяев», от их энергии, предприимчивости, умения дерзко и уверенно затевать и выполнять домашние дела, опираться только на себя, а не на «авось» и многое другое. А для воспитания данных качеств личности, важным условием считается законность, пропитание всех областей общественной жизни, в том числе и финансовой, правом. [55, с. 56]
В случае если не включать правовое образование на самых ранних стадиях школьного образования, человек будет жертвой домашнего правового воспитания, ведущими категориями которого считается этническая «мудрость», передаваемая из поколения в поколение. Законные представители в высшей степени с невысоким уровнем правосознания не имеют все шансы воспитать собственных ребят в духе права.
Внеклассная работа по правовому воспитанию содержит большой общеобразовательный, воспитательный и развивающий смысл. Данная работа не только углубляет и расширяет познания юриспруденции, но и содействует еще расширению культурологического кругозора будущих студентов, развитию их творческой энергичности, эстетического вкуса и, как последствие, увеличивает мотивацию к исследованию правовых дисциплин.
При организации и проведении внеклассного урока от педагога потребуется профессиональный надзор и исследование интересов подростков, учёт их возрастных и психических индивидуальностей, их интересов. Выбор темы внеклассного урока для такого или же другого уровня изучения ориентируется, с одной стороны, объёмом правового материала, с иной стороны, уровнем общеобразовательной подготовки школьников, вероятностью реализации кое-каких межпредметных связей. Нужно очень максимально применить познания и умения учеников, приобретённые ими в процессе учёбы и участии во внеклассной работе. Внеклассную работу по правовому воспитанию выходит за пределы основных учебных программ. [19, с. 96]
Внеклассная работа по правовому воспитанию рассматривает такие задачи как: улучшение познаний, привычек и умений, приобретённых на уроках права и обществознания; расширение миропонимания учащихся; становление их креативных возможностей, самостоятельности, эстетичных вкусов; воспитание любви и почтения к людям собственного родного края и государства. Необходимо сделать акцент на то, собственно, что в процессе организации внеклассного мероприятия по правовому воспитанию нужно принимать во внимание как психические особенности личности, например и психические особенности класса: степень его становления, уровень организационного, психического, умственного и чувственного единства, направление работы класса на взаимоотношения между его членами, эмоциональное положение класса во время выполнения задач по внеклассной работе.
Познание психических индивидуальностей учащихся – важная предпосылка удачного выбора надлежащих форм внеклассной работы, определение содержания данных форм, организации и проведение внеклассного урока по правовому воспитанию. [16, с. 235]
Ведущими отличиями внеклассной работы от учебной считаются:
1. Добровольное участие обучающихся во внеклассной работе в отличии от обязательности учебной работы.
2. Наибольшая самостоятельность и предприимчивость школьников в выполнении внеурочных поручений.
Внеклассный урок по правовому воспитанию имеет возможность гарантировать согласие и связь морального, эстетичного, трудового и физиологического воспитания. Оно надлежит воспитывать неподдельного гражданина, который с уважением относится к собственной стране и почитает её законы. [10, с. 85]
Целенаправленно отметить такую форму внеклассной работы как: Неделя права и обществознания в школе. Данная конфигурация по собственному нраву считается глобальной, например, учитывает роль в ней широкого контингента школьников. Неделя права и обществознания в школе как групповая конфигурация делается специфическим креативным отчётом, по формированию креативных отношений среди обучающихся, педагогами и законными представителями, которые ведут взаимодействие в процессе её подготовки. Она ведется в определённый этап учебного года по определенно составленной программке, которая определяет цели, оглавление и форму всякого из его компонентов. Тема событий в рамках Недели обязана быть увлекательной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учащихся, уровню их правовой подготовки.
В передовых критериях как раз правовое воспитание имеет возможность стать важным моментом становления личности, развития гражданского общества и демократического правового государства в прогрессивной РФ, жители которого сумеют существовать в социально-правовой гармонии друг с другом и с государством.
В результате из вышесказанного следует отметить, что формирование правовой грамотности подростков является неотъемлемой частью воспитательного процесса в образовательном учреждении, учреждениях молодежной политики и должно осуществляться как педагогами, так и собственными усилиями личности воспитанников.
Формируя правовую грамотность подрастающего поколения, необходимо добиваться повышения их правовой культуры, которое включает в себя не только знание права, но и отношения к правовым ценностям, установки на проявление социально-правовой активности, на развитие готовности не просто следовать правовым предписаниям, а активно использовать не только свои права и обязанности, но и отстаивать права других граждан. [15, с. 116]