Статья:

Роль внеклассной работы в процессе развития правовой грамотности подростков

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(62)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Саушкина Е.В. Роль внеклассной работы в процессе развития правовой грамотности подростков // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 11(62). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/63/48906 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль внеклассной работы в процессе развития правовой грамотности подростков

Саушкина Елена Валерьевна
студент Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского – СГУ, РФ, г. Саратов

 

The role of extracurricular activities in the development of legal literacy among adolescents

 

Elena Saushkina

student of the Faculty of Philosophy Saratov National Research State University named N.G.  Chernyshevsky - SGU, RF, Saratov

 

АннотацияНа сегодняшний день воспитание подростков занимает большое количество времени. Помимо учебного процесса, который может повлиять на становление и поведение подростка, есть еще внеклассная работа, которая будет оказывать дополнительное влияние на их социализацию.

Abstract.  Today, the education of adolescents takes a large amount of time.  In addition to the educational process, which may affect the formation and behavior of a teenager, there is also extra-curricular work, which will have an additional impact on their socialization.

Ключевые слова: Правовое воспитание; внеклассная работа; правовая грамотность; индивидуальные особенности; добровольные поручения.

Keywords: legal education;  extracurricular activities;  legal literacy;  individual characteristics;  voluntary assignments.

 

Нынешний преподаватель дополнительного образования в собственной работе встречается не только с ведением образовательного процесса, но и с потребностью организации интенсивной воспитательной работы в классе.

Ведущей направленностью воспитательной работы учителя считаются: нравственно – эстетическое, экологическое, гражданско – патриотическое образование, и здоровьесберегающие технологии.

Целью гражданско –патриотического воспитания, считается воспитание гражданина нашего государства, где уделяется отдельное внимание правовому воспитанию обучающегося. Правовое образование считается одним из весомых критерий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Образование правовой культуры и законопослушного поведения подрастающего поколения – это целенаправленная система мер, создающая установки гражданственности, почтения и соблюдения права, профилактики преступлений. [27, с. 98]

Принципиально важно, дабы каждый обучающийся отлично ориентировался в вопросах законности и правопорядка, в вопросах правомерного поведения, знал свои права и обязанности, а также, чтобы знал о правонарушениях и ответственности, которая предусмотрена за них. Нужно уделить особое внимание таким понятиям как: «доброта», «порядочность»; задачам морали, морального вида, кодекса чести, познанию собственных прав и свобод, которые прописаны в основном законе страны.

Для сотворения системы правового воспитания обучающихся, нужно расширять и создавать правовую культуру у преподавателей дополнительного образования, вследствие того, собственно, что как раз от их подачи материала будет зависеть результат правового воспитания школьников.

Правовое воспитание - это не столько познание статей законов и нормативных актов, сколько умение работать в рамках правового поля, беря во внимание права иных. Речь идёт о ценностных установках человека по отношению в первую очередь к себе, находящемуся вокруг миру, которые оказывают конкретное воздействие на его поведение. [28, с. 65]

В правовом сознании будущих студентов образовался перекос: законопослушание заходит в возражение с мыслью собственной свободы, занимающей в иерархии ценностей подростков одно из первых пространств. Причём свободу они знают как недоступность, каких бы то ни было обещаний, как вероятность сходить куда-либо и делать, собственно, что хочешь. При данном положении, личное право каждого делать то, собственно, что хочешь, молодые россияне не связывают с мыслью, собственно, что иной также имеет возможность владеть подобный же свободой. [36, с. 123]

К огорчению, на нынешний денек внятно не установлены цели правового воспитания школьников. Чаще всего данная тема подымается тогда, когда появляется вопрос о росте преступности среди подростков, не достигших совершеннолетия. Но цели перевоспитания не абсолютно совпадают с целями формирования в начале позитивно направленного правового миропонимания ребенка. Говоря о работе с «трудными» школьниками, нередко забывается, собственно, что множество подростков практически остается «за бортом», не окутанные профилактическими, превентивными правовыми событиями. При работе с этими различными контингентами, цели правового образования и воспитания должны быть разными.

Необходимо отметить, собственно, что трудная неувязка целостного правового воспитания у подрастающего поколения, не обращая внимания на ее значимость, не возымела добродетельного освещения в российской педагогической науке. И главная неувязка тут показывается в том, собственно, что правовое воспитание и образование рассматривается только как элементы гуманитарного или же обществоведческого образования, но в последнее время бывают замечены конкретные изучения в данной области.

Правовое воспитание - это целенаправленная работа страны, социальных организаций, образовательных учреждений по передаче юридического опыта; система мер, нацеленных на составление правовых идей, общепризнанных мерок, основ, представляющих значения мировой и государственной правовой культуры.

Целью правового воспитания - считается улучшение правовой культуры и правосознания людей. Ведущей задачей правового воспитания считается привитие индивидууму осмысленного влечения к правомерному поведению.  Еще необходимой составной частью правового воспитания подрастающего поколения считается составление представлений о правах и свободах человека, которые сейчас признаются основой существования и сосуществования. [47, с. 76]

Правовая воспитанность, ведет в результате к благоденствию страны - подкованные в правовом значении жители активизируются и в финансовом. Становление интенсивного правосознания, сознания личных прав, принципиально в педагогике и с точки зрения становления хозяйственной работы. Финансовое недомогание и благоденствие находится в зависимости от нрава миллионов субъектов домашней работы, от типа «хозяев», от их энергии, предприимчивости, умения дерзко и уверенно затевать и выполнять домашние дела, опираться только  на себя, а не на «авось» и многое другое. А для воспитания данных качеств личности, важным условием считается законность, пропитание всех областей общественной жизни, в том числе и финансовой, правом. [55, с. 56]

В случае если не включать правовое образование на самых ранних стадиях школьного образования, человек будет жертвой домашнего правового воспитания, ведущими категориями которого считается этническая «мудрость», передаваемая из поколения в поколение. Законные представители в высшей степени с невысоким уровнем правосознания не имеют все шансы воспитать собственных ребят в духе права.

Внеклассная работа по правовому воспитанию содержит большой общеобразовательный, воспитательный и развивающий смысл. Данная работа не только углубляет и расширяет познания юриспруденции, но и содействует еще расширению культурологического кругозора будущих студентов, развитию их творческой энергичности, эстетического вкуса и, как последствие, увеличивает мотивацию к исследованию правовых дисциплин.

При организации и проведении внеклассного урока от педагога потребуется профессиональный надзор и исследование интересов подростков, учёт их возрастных и психических индивидуальностей, их интересов. Выбор темы внеклассного урока для такого или же другого уровня  изучения ориентируется, с одной стороны, объёмом правового материала, с иной стороны, уровнем общеобразовательной подготовки школьников, вероятностью реализации кое-каких межпредметных связей. Нужно очень максимально применить познания и умения учеников, приобретённые ими в процессе учёбы и участии во внеклассной работе. Внеклассную работу по правовому воспитанию выходит за пределы основных учебных программ. [19, с. 96]

Внеклассная работа по правовому воспитанию рассматривает такие задачи как: улучшение познаний, привычек и умений, приобретённых на уроках права и обществознания; расширение миропонимания учащихся; становление их креативных возможностей, самостоятельности, эстетичных вкусов; воспитание любви и почтения к людям собственного родного края и государства. Необходимо сделать акцент  на то, собственно, что в процессе организации внеклассного мероприятия по правовому воспитанию нужно принимать во внимание как психические особенности личности, например и психические особенности класса: степень его становления, уровень организационного, психического, умственного и чувственного единства, направление работы класса на взаимоотношения между его членами, эмоциональное положение класса во время выполнения задач по внеклассной работе.

Познание психических индивидуальностей учащихся – важная предпосылка удачного выбора надлежащих форм внеклассной работы, определение содержания данных форм, организации и проведение внеклассного урока по правовому воспитанию. [16, с. 235]

Ведущими отличиями внеклассной работы от учебной считаются:

1. Добровольное участие обучающихся во внеклассной работе в отличии от обязательности учебной работы.

2. Наибольшая самостоятельность и предприимчивость школьников в выполнении внеурочных поручений.

Внеклассный урок по правовому воспитанию имеет возможность гарантировать согласие и связь морального, эстетичного, трудового и физиологического воспитания. Оно надлежит воспитывать неподдельного гражданина, который с уважением относится к собственной стране и почитает её законы. [10, с. 85]

Целенаправленно отметить такую форму внеклассной работы как: Неделя права и обществознания в школе. Данная конфигурация по собственному нраву считается глобальной, например, учитывает роль в ней широкого контингента школьников. Неделя права и обществознания в школе как групповая конфигурация делается специфическим креативным отчётом, по формированию креативных отношений среди обучающихся, педагогами и законными представителями, которые ведут взаимодействие в процессе её подготовки. Она ведется в определённый этап учебного года по определенно составленной программке, которая определяет цели, оглавление и форму всякого из его компонентов. Тема событий в рамках Недели обязана быть увлекательной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учащихся, уровню их правовой подготовки.

В передовых критериях как раз правовое воспитание имеет возможность стать важным моментом становления личности, развития гражданского общества и демократического правового государства  в прогрессивной РФ, жители которого сумеют существовать в социально-правовой гармонии друг с другом  и с государством.

В результате из вышесказанного следует отметить, что формирование правовой грамотности подростков является неотъемлемой частью воспитательного процесса в образовательном учреждении, учреждениях молодежной политики и должно осуществляться как педагогами, так и собственными усилиями личности воспитанников.

Формируя правовую грамотность подрастающего поколения, необходимо добиваться повышения их правовой культуры, которое включает в себя не только знание права, но и отношения к правовым ценностям, установки на проявление социально-правовой активности, на развитие готовности не просто следовать правовым предписаниям, а активно использовать не только свои права и обязанности, но и отстаивать права других граждан.  [15, с. 116]

 

Список литературы:
1. Гармаш, А. Уполномоченный по правам ребенка в России – М. : Наука, 2012. – 215 с.
2. Драманова Н.Ю., Ильина М.Е. Понятие "свободного гражданина", проблемы его становления и развития –  Москва,  2003. – 223 с.
3. Евтушенко, И. И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности – М. : Дрофа, 2011. –356 с.
4. Зимина, Н. В. Воспитание правовой культуры школьников через организацию внеклассной деятельности по предмету – М.: Юрист, 2010. –166 с.
5. Кутейников, С.В. Формирование правовой культуры как составная часть гражданского образования: Содержание обучения по курсу «Государство и право»  – Челябинск, 2008. – 160 с.
6. Кухта, A. M. Пути обеспечения преемственности в организации учебной работы школы – М. :  Наука, 2013. – 119 с.
7. Михалина, О. А. Гражданское образование как проблема социальной философии  – Новосибирск, 2004. –172 с.
8. Ситдикова, Д. Ш. Дидактические условия преемственности в формах и методах обучения в средней и высшей школах – М. : Наука, 2015. – 146 с.
9. Шуняева, В. А. Уровень правового сознания и правовой культуры личности несовершеннолетнего как показатель его девиантного или правомерного поведения – М. : Наука, 2010. – 145 с.