История развития и становления института защиты платных медицинских услуг
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(63)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(63)
История развития и становления института защиты платных медицинских услуг
Профессиональная светская медицина России всегда была платной, даже дорогостоящей. Это фиксирует известный историк медицины М. Б. Мирский, ссылаясь на летописные источники. [5] В XVIII – начале XX веков Правительство Российского государства относилось к здравоохранению как к благотворительности, направленной на незащищенные и малообеспеченные слои населения.
Имущие граждане всегда пользовались услугами частнопрактикующих медиков.
Медицинская деятельность начала регулироваться правом с XVIII века.
В 1721 году Петр I издал указ, впервые вводивший ограничения на занятия частной врачебной практикой. С того времени ей могли заниматься только лица, освидетельствовавшие высшим медицинским административным органом. За нарушение данного указа грозил штраф и телесное наказание, иностранцев же всегда ждала высылка.
В течение первой половины XIX века правовое регулирование медицинской деятельности постепенно обретало четкие формы.
Правительственный контроль над медицинской деятельностью возлагался на Медицинский департамент Министерства внутренних дел. С 1809 года ежегодно издавался список врачей, которые имели право осуществлять врачебную деятельность и практику. [6]
В 1857 году был принят указ Устав Врачебный, подтверждающий ранее принятые законоположения о допуске к медицинской практике, подотчетности вольнопрактикующих врачей местной медицинской администрации и право последней привлекать их на государственную службу. Данный Устав предусматривал существенные санкции за его нарушение. Так, статья 59 Устава предусматривала за серьезные ошибки, допущенные врачом, лишение его права заниматься медицинской деятельностью и доступ к практике, разрешался только после успешных повторно сданных испытаний. Отказ врача в помощи наказывался штрафом от 10 до 100 рублей.
В начале XX века после совершения революции, и дальнейшем проникновением капиталистических отношений в сферу медицинских услуг и развитием общественной медицины, область частной практики очень сильно сузилась.
После октябрьской революции частная практика, в стране, была полностью устранена, с целью достижения социальных преобразований в государстве. Но ввиду того, что медицинских учреждений во вновь образованном государстве, было недостаточно, а все же обеспеченный контингент населения имел место быть, частная врачебная практика допускалась в СССР как особой вид медицинской деятельности врачебного персонала. [4]
История развития платных медицинских услуг и законодательства Российской Федерации в данной сфере берут свое начало с середины 1980-х годов. До начала реформ существовала лишь государственная система здравоохранения, имеющая свои преимущества – прежде всего, гарантированность медицинской помощи всему населению. Но уже в то время достаточно отчетливо проявилось несостоятельность отечественного здравоохранения, хотя и считавшегося едва ли не лучшим в мире по многим параметрам.
Государственная модель управления здравоохранением также существует в Великобритании, Италии, Швеции, Канаде и Кубе. Основной предпосылкой формирования государственной модели является необходимость со стороны государства полностью взять на себя контроль над общественным здоровьем и обеспечить всем гражданам определенный фиксированный минимум медицинских услуг.
Это привело к тому, что состояние здоровья населения ухудшалось, соответственно, сокращалась средняя продолжительность жизни граждан. Большое распространение получили инфекции, которые годами не проявлялись. Значительное число больниц нуждалось в капитальном ремонте, оборудование быстро старело.
Низкая заработная плата медицинских работников не обеспечивала должной мотивации к труду, существовала теневая оплата медицинских услуг, спекулируя дефицитными лекарственными препаратами.
Основным недостатком советской медицины является приоритет оказания стационарных видов помощи перед профилактикой и амбулаторным лечением. Данные проблемы, а также острая нехватка финансовых средств определяли острую необходимость реформирования отрасли.
«В 1992 году правительством была принята базовая программа обязательного медицинского страхования (ОМС) граждан РФ, основой которой являлось декларирование принципа полного удовлетворения потребности граждан в медицинской помощи, в то время как ее финансирования хватало лишь на возможное обеспечение удовлетворения потребностей.» [7]
В Конституции Российской Федерации 1993 года закрепляется право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, предусмотренное статьей 41. Реализация данного права осуществляется в государственных, муниципальных и частных медицинских организациях. Но, следует отметить, что данная статья Конституции хоть и декларирует бесплатность медицинской помощи, но не гарантирует ее в полном объеме.
Отсутствие в Конституции прямого разрешения на оказания платных медицинских услуг гражданам необходимо устранить путем официального закрепления допустимости реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, путем оказания государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, и частными медицинскими организациями платных медицинских услуг.
Для реализации социальной функции государства, в области медицины, был принят Закон РФ «О медицинском страховании граждан» [2] определяющий правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и установивший новую форму социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
В 2011 году принимается новый Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», регулирующий отношения, возникающие в процессе реализации гражданином права на охрану здоровья.[3]
Позже конкретизация положений, содержащихся в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», была дана в постановлении Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 года № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». [1]
Таким образом, сложившаяся в стране модель здравоохранения, сложившаяся на указанном этапе, основывается на сочетании признаков государственной и частной систем. Признаки государственной системы проявляются в жестком контроле государства в лице Министерства здравоохранения Российской Федерации и фонда обязательного медицинского страхования над качеством, объемами и ценами на предоставляемые медицинские услуги, а также подготовкой и переподготовкой специалистов, функционированием учреждений здравоохранения.
Основным признаком государственной системы здравоохранения является единая система финансирования, хотя в ней используются различные источники финансирования: федеральный бюджет и бюджеты регионов, а также средства фонда ОМС и доходы граждан.
В Гражданском кодексе РФ не предусмотрено отдельных норм по регулированию платных медицинских услуг. То есть, нормы основного кодекса, регулирующий гражданские правоотношения, не имеют конкретного распространения на сферу платных медицинских услуг. Она регулируется лишь нижестоящими правовыми актами.
Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует предоставление платных медицинских услуг лишь в общем виде. Правила предоставления отдельных видов услуг устанавливается лишь Правительством Российской Федерации.
Политика государства должна быть направлена на создание условий для укрепления развитого рынка медицинских услуг, путем внесения соответствующих изменений в Конституцию РФ, на полное всеобъемлющее обеспечение прав граждан – пациентов, а также на достижение стабильного баланса между бесплатной медицинской помощью и ее финансовым обеспечением. Все это будет способствовать реализации одной из основных функций государства – социальной, к которой несомненно относится медицина.